щих вопросов и потерю роли общероссийской площадки обсуждения археологических проблем.
Автор также пишет в заключении, что данная монография является лишь первым шагом в написании полной истории археологических съездов, и намечает направления для последующих работ.
Ек.Ю. Лебедева
АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ
2015.03.032. РОХЕ С. ДОМЕСТИКАЦИЯ МОЛОДЁЖИ: ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ И ЕГО СОЦИОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ В ТАДЖИКИСТАНЕ.
ROCHE S. Domesticating youth: The youth bulges and their sociopolitical implications in Tajikistan. - N.Y.; Oxford: Berghahn, 2014. -XX, 271 p. - (Integration a. conflict studies; Vol. 8.)
Ключевые слова: постсоветское пространство; Таджикистан; демографический взрыв; доместикация молодежи.
Софи Рохе - сотрудница Центра Центральноазиатских исследований и социальной антропологиии в Берлине. Продолжительное полевое исследование в Таджикистане было выполнено ею в 20052010 гг., во время специализации в Институте социальной антропологии Макса Планка в Галле (Германия). Разнообразный материал, включая объемные выдержки из полевого материала, данные статистики, историографические штудии, структурирован в теоретическом введении «Молодёжь и конфликт», шести тематических разделах («"Вписывание" полевых данных в общий контекст: Демографическая история»; «"Почему вы не заняли своего места?" Концептуализация молодежи в категориях, институциях, общностях»; «"Все братья разные, как пять пальцев на одной руке": Цикл развития состава домохозяйства и родства»; «"Дар молодости": Рабочие, религиозные активисты и мигранты»; «"Единственная вещь в жизни, которая заставляет почувствовать себя королем": Брак как индикатор социального и демографического переходов»; «"Молодёжь - наше будущее": Категории, общности, государство») и заключении «Динамика роста численности молодежи как вопрос доместикации». Книга снабжена большим количеством таб-
лиц и графиков, позволяющих соотносить количественные и качественные характеристики демографических, социокультурных, политических процессов.
Гюнтер Шлее, директор Института Макса Планка в предисловии «Конструирование фаз жизни и некоторые факты из жизни» привлекает внимание к концептуальной значимости понятия «доместикация», которое обычно применяется в научной литературе, где речь идет о приручении, одомашнивании диких животных (с. XV). С. Рохе в своем введении также подчеркивает не только метафорический смысл, но и аналитическое содержание данной категории как процесса взаимодействия самой большой по численности социо-демографической группы - молодежи (от 15 до 30 лет) -и ее наставников - от семьи до государства. Основные составляющие этого процесса: экономическая, социально-политическая, религиозная - анализируются автором в рамках принятого в социальной антропологии холистского подхода, а также категорий возраста и родства.
Понятие «молодежь» со временем дополнялось все новыми смыслами, но в научном смысле это достаточно поздняя концепция, которая появляется не ранее XX в. Вместе с тем это не означает, что традиционные общества лишены механизмов регулирования взаимодействия различных возрастных страт. Напротив, в этих обществах они особенно действенны и жизненно необходимы. Чем меньшими ресурсами располагает та или иная локальная община, тем большее число ее членов относится к «молодежи», т.е. к тем, кто не имеет права распоряжаться ресурсами и находится под постоянным контролем.
В перспективе индивидуальной судьбы это означает, что возможность обзаведения собственной семьей откладывается на определенный срок. Такие условия сложились в Таджикистане в 1990-2000 гг. (автор называет это время периодом гражданской войны и поствоенным). «Доместикацией» назван способ сделать подрастающего мужчину членом дома (лат. ёошш), т.е. «предписать» ему определенную роль в домохозяйстве и семейном цикле демографического воспроизводства. Вступление в брак и обзаведение собственным домом становится своего рода наградой за продленную фазу жизненного цикла, когда молодой мужчина должен
подчиняться старшим родственникам, проявлять терпение к различного рода ограничениям и запретам.
Помимо внутрисемейных и родственных связей на доместикацию «работают» общественные институты, роль которых в каждом поселении берет на себя вполне современная «чойхона». Военный призыв и строгий административный контроль над учащейся молодежью служат государственными рычагами этого процесса. Своего рода «интернациональным каналом» доместикации стало участие в трудовой миграции в Россию, которое повышает статус как самого мигранта, так и его родственников. Более того, делая серьезный вклад в материальное обеспечение семьи, работающий в России молодой человек может отказаться вступить в брак по выбору родителей, но общественный его статус тем не менее будет соответствовать статусу самостоятельного мужчины. В матримониальной перспективе такой юноша становится наиболее перспективным женихом по сравнению с ровесниками, не выбиравшимися из своего села. Не только потенциальные невесты, но и их родители считают его способным обеспечить семью, и, что также немаловажно, умело завязывать связи с широким кругом людей. В советское время роль «инициации» такого рода играла служба в армии. Там молодой человек обучался русскому языку, получал востребованную специальность, знакомился с новыми местами и людьми.
К советскому периоду восходит начало процесса, который и привел к современной демографической ситуации - наличию многочисленной молодежной возрастной страты, создающей реальные социальные и политические вызовы в стране. До середины 1960-х годов численность населения Таджикистана увеличивалась постепенно, хотя уровень рождаемости превышал средние показатели по Советскому Союзу в целом, материнская и детская смертность были достаточно высокими. Кроме того, приоритетом государственной заинтересованности оставалась тяжелая физическая работа на полях, создававшая зачастую прямую угрозу материнству. Улучшение медицинского обслуживания и государственное поощрение за рождение детей создали новое настроение среди самого населения. По словам старших женщин, между невестками одной семьи и соседками началось своего рода соревнование. Появление ребенка у одной из них становилось поводом и для других обзавестись новым ребенком. Дочерей как помощниц матери желали не меньше
сыновей, да и отцы на самом деле были им рады. Независимо от пола ребенка родители десяти детей получали автомобиль. «Мы соревновались за "Жигули"», - как сказала одна из информанток (с. 48).
В постсоветский период показатели рождаемости стали снижаться (до 2,55%), хотя все еще обеспечивают рост населения. В настоящее время лишь четверть семей, представители которых получают заработную плату, имеют достаточный уровень обеспеченности. Безработица большей части молодежи продолжает оставаться острой социальной и политической проблемой для Таджикистана (с. 60-61). Кристаллизация молодежной идеологии тесно связана с созданием религиозных, политизированных или боевых военизированных организаций, будь это джадиды, комсомол или басмачи-муджахиды. В любом случае молодежь провозглашается «конструктором» нового порядка, который обеспечит расширение прав и возможностей этой возрастной когорты (с. 96).
Показателем уровня развития для сельских регионов Таджикистана остается характеристика места проживания семьи, домохозяйства, его жилых и хозяйственных построек и помещений и, конечно, совместно проживающих родственников с их сложными иерархическими отношениями.
В качестве важнейшего кейс-стади автором были выбраны отношения между братьями, родившимися соответственно в 1949, 1965 и 1972 гг. Старший из них, наследуя статус отца, получил и часть его обязанностей по обеспечению своих младших братьев. Старший сын не смог получить высшее образование, но постарался помочь своим младшим братьям. Средний из братьев закончил университет, но в продолжении образования в аспирантуре старший брат его не поддержал, мотивируя свой отказ большим объемом работы в домашнем хозяйстве. Младший из братьев получил педагогическое образование уже после смерти родителей. Старшая сестра закончила только школу, хотя учителя рекомендовали помочь девушке получить высшее образование. Братья сочли, что это повредит репутации всей семьи.
Старший брат поселился отдельно, но в непосредственном соседстве с родителями, пока младшие братья оставались еще в родительском доме. Со временем и средний брат отселился на окраину поселка, что не мешало ему проводить много времени в родительском доме, участвуя в работе по хозяйству. Наследником
отцовского дома и участка стал младший сын. Семья дает типичный пример того, как братья находят свое место в обществе в соответствии с порядком рождения. Старший, непререкаемый семейный авторитет в вопросах заключения браков, получения образования, наиболее консервативен в образе жизни: он вернулся из районного центра, где проживал некоторое время, чтобы жить рядом со своими родителями. Любимый ребенок в семье, он стал их опорой в старости, в его доме жила мать после смерти отца, хотя родительский дом унаследовал младший из сыновей. Средний сын, в наименьшей степени связанный обязательствами по отношению к родителям, оказался самым «динамичным». Он получил университетское образование, несколько раз уезжал на заработки, был единственным, кто сам выбрал себе жену - образованную учительницу. Сегодня он один из активистов Партии исламского возрождения (Islamic Revival party) Таджикистана (с. 115-116). Во время гражданской войны его дом использовался как своего рода рекрутский центр, среди привлеченной молодежи были и племянники, сыновья старшего брата (в двух браках у того было 11 детей). Старшие дети, три сына от первого брака, стали участниками вооруженной борьбы, а затем вынуждены были эмигрировать. Старшей дочери от второго брака отец, один из немногих в таджикской деревне, позволил продолжить образование в институте.
Институт родственных связей оказывается в силу общепризнанности действенным механизмом контроля над большей частью молодежи на уровне семьи и сельского поселения. В этом смысле сениоро-центричное таджикское общество устойчиво сохраняет не только гендерную оппозицию, но возрастную иерархию сиблингов-мужчин. Такая модель воздействия обеспечивает социальную безопасность семьи и ее гарантированное воспроизводство. Усиление этой модели достигается дополнительными средствами: созданием идеологических сиблинговых связей, исламским братством. Широкое распространение исламского идеологического «родства» произошло в годы гражданской войны и в поствоенный период.
Трудовая миграция в Россию также внесла свой вклад в выстраивание особых связей, релевантных родственным, и их оформление. В России молодежь стремится воспользоваться всеми преимуществами личной свободы в ее «западном» проявлении, заботясь о том, чтобы эта информация не доходила до родных
мест, разделяя, таким образом, жизнь в своей деревне с миграционным опытом. С возвращением домой их статус повышается: они стараются сократить свое участие в тяжелой сельскохозяйственной работе, больше времени проводят с друзьями; за ними признается право на расширение личного пространства и реализацию собственных жизненных планов (с. 157).
Участие в трудовой миграции позволяет молодым людям найти альтернативный путь включения в общество. Постепенно с ростом числа участников миграций формируются группы, претендующие на собственную роль в политической жизни Таджикистана. Потенциальным ресурсом новых политических сил, готовых расширить коридор возможностей для молодых, и становится демографическая молодежная масса Таджикистана. Государство выстраивает свою политику с молодежью как с социальной категорией, и в таджикском случае, как с проблемной категорией в силу относительной численности и абсолютной безработицы. В советский период безработица среди молодежи была проблемой всей страны, в период независимости она стала вызовом первостепенной важности для правительства Таджикистана, поскольку государство не способно к интеграции молодежи, т.е. к трудоустройству ее в соответствии с современными запросами.
Главной проблемой противостояния молодежи и государства становится традиционное понимание роли молодежи и глобальный дискурс молодости, основанный на западных политических реалиях и западных ценностях и жизненном опыте. Год Молодёжи, объявленный ООН с августа 2010 по август 2011 гг. проходил под девизом «Как сделать твое участие в жизни твоего общества более эффективным?» (с. 219). Такой подход неприемлем для традиционных моделей и, как показывает опыт последних лет, в том числе события «арабской весны» в Египте, становление организованного политического движения молодежи является только вопросом времени.
Т.Б. Уварова