Научная статья на тему '2015. 02. 005. Трошина Т. И. Великая война и Северный край: Европейский Север России в годы первой мировой войны: монография / Сев. (Арктич. ) федер. Ун-т им. М. В. Ломоносова. - Архангельск: ИД САФУ, 2014. - 347 с'

2015. 02. 005. Трошина Т. И. Великая война и Северный край: Европейский Север России в годы первой мировой войны: монография / Сев. (Арктич. ) федер. Ун-т им. М. В. Ломоносова. - Архангельск: ИД САФУ, 2014. - 347 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
184
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР РОССИИ / ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ДОРОЖНОЕ И ПОРТОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Коновалов В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 02. 005. Трошина Т. И. Великая война и Северный край: Европейский Север России в годы первой мировой войны: монография / Сев. (Арктич. ) федер. Ун-т им. М. В. Ломоносова. - Архангельск: ИД САФУ, 2014. - 347 с»

2015.02.005. ТРОШИНА Т.И. ВЕЛИКАЯ ВОЙНА И СЕВЕРНЫЙ КРАЙ: ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР РОССИИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: Монография / Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: ИД САФУ, 2014. - 347 с.

Ключевые слова: Первая мировая война; Европейский Север России; оборонная промышленность; дорожное и портовое строительство.

В книге, состоящей из введения, шести глав и заключения, показана мобилизация местной экономики для поддержки армии и оборонной промышленности, представлена история грандиозного дорожного и портового строительства на Европейском Севере России в годы Первой мировой войны, описаны мероприятия по организации обороны региона. В книге также прослежены процессы нарастания внутреннего напряжения, связанного с нарушением традиционного демографического баланса в регионе, с продовольственным и топливным кризисами, имевшими в северных губерниях специфические проявления, с имущественной и социальной дифференциацией населения, ставшей результатом ускоренной модернизации всех сторон жизни в годы войны. Автор исследует процессы социальной миграции, ломки устоявшихся социально-культурных отношений под влиянием экстремальной ситуации мировой войны

Русский Север в XVIII и первой половине XIX в., отмечается в книге, сохранял государственное экономическое значение, в нем располагались центры оборонной промышленности, в результате чего сюда направлялись мастеровые, строители, военнослужащие. На протяжении XVIII и первой половины XIX в. экономика северных губерний активно развивалась, хотя наметились признаки упадка, что было связано с расширением территории страны на юг и запад, со строительством новых портов, с появлением более доступных природных ресурсов.

Модернизация военной промышленности, начавшаяся после Крымской войны, привела к переориентации заграничной торговли на балтийские и черноморские порты. Существенное сокращение прибыльности северных промыслов, изменение вектора военно-экономического развития России привели к экономическому кризису Северного края, с особой силой разразившемуся в третьей чет-

верти XIX в., следствием чего стала его экономическая стагнация на протяжении последующих десятилетий. Железным дорогам, несмотря на незначительность их сети в России, быстро удалось перетянуть на себя основной пассажирский и грузовой оборот. Когда-то оживленные тракты, соединявшие северные города и Беломорское побережье со столицами, а также северный путь в Сибирь оказались забыты и заброшены. Селения, расположенные вдоль этих дорог, потеряли прежнее значение. Не уделялось внимания Европейскому Северу и в военной доктрине Российской империи. Считалось, что далекая северная провинция, утратившая прежнее стратегическое значение центра государственного кораблестроения и оружейной промышленности, не будет привлекать потенциального противника. Что касается западной границы, то включение в состав Российской империи Финляндии сделало неактуальным организацию защиты Карелии от возможного вражеского вторжения. Были упразднены северные военные гарнизоны и Архангельский военный порт (с. 24).

Однако, пишет автор, под влиянием событий Первой мировой войны северные территории Европейской России в определенной степени вернули себе утраченное государственное значение. Многие проекты по индустриальному подъему края (о которых местная общественность говорила еще до войны, однако недостаток средств и трудовых ресурсов не позволил их реализовать) были осуществлены ускоренными темпами под давлением правительственных и военных структур и при казенном финансировании. Осенью 1914 г. актуализировалась даже идея Беломорско-Балтийского канала, которая впервые возникла еще в Петровскую эпоху.

Правительство, указывает автор, осознало ошибочность недооценки северной океанской границы. Огромные финансовые, материальные и человеческие ресурсы были направлены на организацию охраны северных рубежей страны, на решение в самые короткие сроки проблемы транспортной инфраструктуры. Грандиозное переустройство Севера проводилось в кратчайшие сроки, в сложной ситуации, без строгого плана и анализа последствий. Для его проведения требовались кардинальные изменения системы управления. Происходила масштабная централизация всех властных структур. Осознав, что недооценка в мирное время северных морских портов едва не обернулась провалом снабжения армии и

оборонной промышленности, во время войны правительственные структуры приняли срочные меры по развитию северных портов (в первую очередь в Архангельске и вновь построенном Мурманске), которые приобрели исключительное значение для России и ее союзников. Через северные моря ввозилось вооружение для фронта, оборудование и сырье для российской оборонной промышленности; вывозилось продовольствие, транспортировались рабочие для французской оборонной промышленности и российские военные формирования для поддержки союзников на Западном фронте.

Потребность доставлять в страну грузы гражданского назначения, а также поиск новых путей для вывоза из Сибири хлебных и других грузов, в которых нуждались как страны-союзницы, так и население непроизводящих губерний России, поставила на повестку дня освоение Северного морского пути (с. 191). Наряду со значительными портостроительными работами, пишет автор, развивался железнодорожный и речной транспорт. Новая железная дорога стала активно использоваться для военных нужд. Сухопутные дороги строились в основном как подъездные пути к железным дорогам или задумывались с таким расчетом, чтобы впоследствии на их месте провести рельсовые пути.

Применялись различные формы привлечения трудовых ресурсов: от вербовки рабочих в различных районах страны, отвлекавшей большие массы людей от сельскохозяйственных и других традиционных занятий, до принудительных трудовых мобилизаций и использования труда военнопленных. Важным, по мнению автора, было и то, что массы пришлого люда оказывали разное влияние, в том числе и негативное, на развитие и состояние северных губерний, на изменение психологического портрета местного жителя, привыкшего к стабильному образу жизни.

В то же время, отмечает автор, война воодушевила общественность северных губерний. Последняя, включая предпринимателей и знатоков края, ощущала, что сложившиеся во время войны обстоятельства дают шанс привлечь внимание правительства к местным проблемам. Однако, «получив доступ к решению важных вопросов, касающихся налаживания жизни населения в условиях военного времени, общественные организации, в том числе Всероссийский союз земств и городов (Земгор) и Военно-промышленный комитет (ВПК), не сумели справиться с порученным им обес-

печением населения продовольствием и предметами первой необходимости. Несмотря на все властные полномочия, переданные органам общественного самоуправления, финансовую и организационную поддержку со стороны правительственных и губернских структур, северные города в течение всей войны лихорадило от недостатка продуктов питания и топлива» (с. 292). Не справившись с практической помощью государству, эти организации переключились на критику любых действий администрации. Общественное мнение, считает автор, все более попадало под влияние новых систем ценностей (как эгоистических, так и радикально-социалистических). Еще недавно «все общество было едино в своем патриотическом подъеме. Теперь то, что когда-то казалось священным, вызывало раздражение и издевку» (с. 285).

Накопление экономических, социальных, психологических проблем и неспособность властей их преодолеть сформировали в северянах недоверие к местным и государственным, как властным, так и общественным, структурам. Общество оказалось расколотым, его охватила апатия, неуверенность в завтрашнем дне. На этом фоне население в целом индифферентно отнеслось к последующим социальным и политическим событиям.

В заключение автор отмечает, что начатое в экстремальных условиях войны экономическое переустройство края нашло свое продолжение в период социалистической индустриализации в конце 1920-х - 1930-е годы. По всему Европейскому Северу России шло активное строительство новых промышленных предприятий и транспортных магистралей, о многих из которых местная общественность говорила еще в годы войны. Проблема обеспечения новых строительств рабочими руками решалась за счет использования принудительного труда, как это практиковалось и в годы войны. Сходство применяемых методов особенно усилилось в связи с требованиями обороны страны накануне и во время Второй мировой (когда северные порты вновь стали использоваться для торговых отношений с союзниками, и поэтому потребовалось много усилий для защиты с моря, с воздуха и с суши) и продолжалось в период холодной войны. Все это придало экономике Севера однобокое и, как выяснилось к концу XX в., нежизнеспособное в рыночных условиях направление, что повлекло за собой многие кризисные явления в условиях начавшейся после окончания холодной

войны конверсии и деиндустриализации военно-промышленного сектора (с. 293).

В. С. Коновалов

2015.02.006. ВОЙНА ВО ВРЕМЯ МИРА: ВОЕНИЗИРОВАННЫЕ КОНФЛИКТЫ ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. 1917-1923: Сб. статей / Под ред. Герварт Р., Хорн Дж. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. - 400 с. - (Серия: Historia rossica / Studia eu-ropaea).

Ключевые слова: Первая мировая война; 1920-е годы; гражданские войны; революции.

В сборнике статей, ставшего одним из результатов совместного проекта Германского исторического института в Москве и издательства «Новое литературное обозрение», показано, что Первая мировая война, «пракатастрофа» XX в., получила свое продолжение в череде революций, гражданских войн и кровавых пограничных конфликтов, которые утихли лишь в 1920-х годах. Происходило это не только в России, Восточной и Центральной Европе, но также в Ирландии, Малой Азии и на Ближнем Востоке. Эти практически забытые сражения стоили жизни миллионам. «Война во время мира» и является предметом сборника. Большое место в нем отводится Гражданской войне в России и ее воздействию на другие регионы. Эйфория революции или страх большевизма, борьба за территории и границы или обманутые ожидания от наступившего мира - все это подвигало массы недовольных к участию в военизированных формированиях, приводя к радикализации политической культуры и огрубению общественной жизни.

Сборник состоит из введения «Военизированные конфликты в Европе после Первой мировой войны: Введение»), написанного Р. Гервартом и Дж. Хорном, и двух разделов («Революция и контрреволюция»; «Нации, границы и этническое насилие»), которые соответственно включают шесть и семь статей. Первый раздел содержит работы У.Г. Розенберга «Революция и контрреволюция: Синдром насилия в гражданских войнах России (1918-1920)»; Р. Герварта и Дж. Хорна «Большевизм как фантазия: Страх перед революцией и контрреволюционное насилие (1917-1923)»; Р. Герварта «Борьба с красной бестией: Контрреволюционное насилие в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.