Научная статья на тему '2014. 04. 009. Киреева Н. В. Постмодернистская литература США: особенности жанровой поэтики. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013. - 384 с'

2014. 04. 009. Киреева Н. В. Постмодернистская литература США: особенности жанровой поэтики. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013. - 384 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
436
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТЕКТИВ / АНТИДЕТЕКТИВ / АВТОБИОГРАФИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ТЕКСТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кулькина В.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 04. 009. Киреева Н. В. Постмодернистская литература США: особенности жанровой поэтики. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013. - 384 с»

цепция сдвигов дейктического центра позволяет проанализировать это явление на самых разных уровнях - от темпоральной организации дискурса до использования стилистических приемов и выбора конкретных лексем.

Е.В. Лозинская

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

2014.04.009. КИРЕЕВА Н.В. ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА США: ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВОЙ ПОЭТИКИ. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013. - 384 с.

Ключевые слова: детектив; антидетектив; автобиография; экспериментальный текст.

В монографии профессора Н.В. Киреевой (БГПУ) анализируется проблема жанра и способы его функционирования в новейшей литературе. В контексте теоретического изучения постмодернистских жанров вскрывается необходимость именно жанрового подхода к литературе постмодерна и определяются те аспекты категории жанра, которые наиболее востребованы при анализе экспериментального текста. Автор обращает внимание на свойственный жанру автобиографии потенциал осмысления писателем своего положения в литературном поле в ситуации кризиса самоидентификации и превращения образа творца в продукт «культурной индустрии». Кроме того, по мнению Н.В. Киреевой, автобиография дает пространство для эксперимента с моделированием авторского «Я», исследования границ между «Я» и Другим, для воссоздания «фраг-ментированной субъективности» автора.

На смену сюжету становления автобиографического героя приходит перемещение автора в пространстве своих либо чужих текстов, а «рассказ о собственном существовании» заменяется фрагментарным нарративом, объединяемым в единый метатекст с помощью системы лейтмотивов. Жанровым ядром автобиографии остается многомерный авторский образ, однако меняется характер взаимоотношений между автором и читателем. Характерной тенденцией развития постмодернистской автобиографии можно признать стремление ее создателей замаскировать жанровую доминанту.

Амбивалентность авторских установок свидетельствует о масштабной трансформации жанра автобиографии.

Стимулирование читательской активности и развитие проблемы самоидентификации - таковы точки соприкосновения между постмодернистскими жанрами автобиографии и детектива. Про-блематизация нарративных стратегий, осмысление ограниченности схем познания человеком универсума и себя, расширение читательской аудитории достигается писателями за счет жанровой модели постмодернистского детектива. Изучение специфики развития жанра постмодернистского детектива с помощью исследования его модели позволяет выявить логику развития американского постмодернистского детектива.

Жанровая стратегия развития модели постмодернистского детектива, соотносимая с концепцией «многополярного мира», позволяет актуализировать онтологическую проблематику и вовлечь читателя в процесс продуцирования новых смыслов. Усложняется роль читателя, вынужденного восстанавливать «подлинную» идентичность сыщика, функция которого - разрешение загадок - перефокусируется на изучение собственного «Я», представляющего собой гибрид детектива, преступника и жертвы. Постмодернистский детектив позволяет осмыслить специфику взаимодействия между элитарным и массовым искусством, обнаружить соотношение развития модели жанра с характерными тенденциями массовой литературы.

В первой главе, «Возможности и перспективы жанрового подхода к литературе постмодернизма», автор сосредоточивает внимание на роли читателя в творческом процессе, а также на «особенностях функционирования жанра в литературе постмодернизма и появлении новых жанровых разновидностей в постмодернистской прозе США» (с. 9).

Изменение романных структур происходит за счет влияния массовой культуры на творчество писателей-постмодернистов. Наиболее продуктивными стратегиями автору представляются трансформация и обновление конвенций1, обеспечивающих движе-

1 Конвенции - высказанные или подразумеваемые договоренности, существующие в сознании писателей и читателей (с. 10). - См.: Шатин Ю.М. Жанрово-образовательные процессы и художественная целостность текста в русской лите-

ние и эволюцию двух прозаических жанров - автобиографии и детектива. Связь их осуществляется благодаря метафикциональной природе обоих жанров: «в автобиографии она обусловлена рефлексией по поводу структуры "Я", в детективе - осмыслением сущности нарратива», при этом постмодернистскому детективу свойственна «актуализация проблем идентичности, поиска личностью путей постижения собственной субъективности» (с. 8).

Выбрав рецептивно-коммуникативный подход к анализу жанра как наиболее перспективный, во второй главе «Методология и история вопроса» Н.В. Киреева с опорой на историко-культурный и сравнительно-типологический методы, методологию комплексного, имманентного, структурно-семантического анализа, принципы рецептивной эстетики рассматривает процесс «возрождения романа, подвергшегося почти полному распаду в неоавангардизме» и восстановленного «благодаря эксперименту писателей-постмодернистов с традициями романа XVII-XVIII вв., американского фольклора и массовой литературы» (с. 30).

В главе «Трансформация жанра автобиографии американскими писателями-постмодернистами» Н.В. Киреева на примере произведений П. Остера, Дж. Барта, и Т. Пинчона раскрывает «специфику трансформации в литературе постмодернизма трех базовых концептов-конвенций автобиографии, актуализируемых в названии жанра: AUTOS ("сам"), BIOS ("жизнь") и GRAPHO ("письмо"). С концептом AUTOS связано представление о тождественности автора, повествователя и героя автобиографического текста. Концепт BIOS позволяет раскрыть идею о том, что автобиография строится как авторское жизнеописание во всем многообразии его проявлений. Концепт GRAPHO выражает идею, что автобиография представляет собой письменно зафиксированное описание жизни автора» (с. 52). На примере произведений П. Остера («Изобретение одиночества», 1982), Дж. Ирвинга («Мир глазами Гарпа», 1978), С. Кинга («Пляска смерти», 1980; «Как писать книги: Мемуары о ремесле», 2000), Дж. Барта («Пятничная книга», 1984; «Дальнейшие пятницы», 1984-1994, 1995) и

ратуре XIX в. (Эпос. Лирика): Автореф. дис. ... доктора филол. наук. - М., 1992.; Красовская С.И. Проза А.П. Платонова: Жанры и жанровые процессы: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Тамбов, 2005.

Т. Пинчона («V», 1963, «Выкрикивается лот 49», 1966, «Радуга гравитации», 1973) автор раскрывает, как «создатели новых форм автобиографии преднамеренно балансируют на грани между традиционной автобиографией, автобиографическим романом и "вымышленной биографией"» (с. 50).

В заключительной главе «Формирование и развитие модели постмодернистского детектива в США» исследуется национальная разновидность постмодернистского детектива в США, выявляется специфика этой жанровой модели и логика ее развития в романах «Лолита» В. Набокова, «Выкрикивается лот 49» Т. Пинчона и «Нью-йоркской трилогии» П. Остера. Автор книги предлагает типологию, учитывающую разные подходы к пониманию эволюции детективного жанра, которая может быть описана с помощью триады Ф. Джеймисона «реализм - модернизм - постмодернизм»1, включающей этот жанр в универсальную парадигму развития культуры Нового времени. Каждая из типологических разновидностей трансформируется в следующих жанрообразующих конвенциях детектива: 1) фигура сыщика; 2) процесс расследования; 3) решение загадки2.

В основе идеологии классического детектива лежит представление о познаваемости мира. Модель модернистского детектива фиксирует изменение модели действительности, при этом среди наиболее значительных типологических разновидностей модернистского детектива автор называет «крутой детектив», представляющий первую фазу трансформации классического детектива в детектив модернистский. В модели постмодернистского детектива акцент переносится с эпистемологической проблематики на онтологическую. Окончательно «размываются границы между сыщиком, преступником и жертвой, традиционное раскрытие тайны заменяется процессом поиска, в том числе, собственной идентичности» (с. 186). Основой постмодернистского детектива становится антидетектив, образующийся «с помощью пародирования и инверсий формул классического детектива» и представляю-

1 Jameson F. The existence of Italy. - L.: Psychology press, 1992. - P. 155-231.

2

Herzogenrath B. An art of desire: Reading Paul Auster. - Amsterdam: Radopi, 1999. - P. 24

щий вариант «восстановления "нормы", обретение изначальной гармонии путем расследования» (с. 186).

Эта модель представляет модификацию жанров готического, любовного и исторического романа, других жанров массовой литературы. Смешение жанров приводит к появлению сложного текста, который заставляет читателей искать интерпретации, соответствующие их горизонтам ожидания.

В.М. Кулькина

2014.04.010. ГОМЕЛЬ Э. ВИКТОР ПЕЛЕВИН И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОСТМОДЕРНИЗМ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ. GOMEL E. Viktor Pelevin and literary postmodernism in post-soviet Russia // Narrative. - Columbus: The Ohio state univ., 2013. - Vol. 21, N 3. - P. 309-321.

Ключевые слова: эпистомологические фигуры; пространство / время; симулякр; субъективность.

Специалист в области постмодернизма и нарратологии Элана Гомель (проф. Тель-Авивского университета) изучает творчество Виктора Пелевина, опираясь на работы Ф. Джеймисона, М. Фуко, М. Эпштейна и В. Чернецкого. Автор статьи оценивает постсоветскую Россию как «общество, одержимое восстановлением истории и времени», провал жанра утопии стал частью неточно записанной ((mis)remembered) истории, сформировавшей временной постмодернизм, в противоположность пространственному западному постмодернизму (с. 311).

Распад СССР и последовавшее за ним исчезновение «второй мировой культуры», которая в отличие от «товарного фетишизма» (Ф. Джеймисон) служила альтернативой глобальному капитализму, способствовали «безраздельному господству постмодернизма на все более и более однородном культурном пространстве»1. С точки зрения М. Эпштейна, постмодернизм в России, наоборот, является прямым продолжением западного. Основываясь на этих двух противоречащих друг другу мнениях, Э. Гомель называет «российский постмодернизм западным импортом, наложением "культурной ло-

1 Jameson F. The seeds of time. - N.Y.: Columbia univ. press, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.