зинных прибрежных районах, в основном приходящихся на территории развивающихся стран, проживает от 50 до 70% населения земного шара, для неимущих слоев населения это будет иметь наиболее пагубные последствия.
Во-вторых, речь идет о мерах по рационализации использования природных ресурсов, в том числе о рекультивации земель и расширении доступа населения к владению землей, кредитам, образованию и получению информации. Ежегодно почти 10 млн га земли выводится из сельскохозяйственного оборота. Это непосредственно влияет на жизнедеятельность 250 млн человек и создает риски для почти 1 млрд жителей планеты. Глобальные потери в связи с этими явлениями оцениваются в 50 млрд долл.
В-третьих, намечены действия по обеспечению людей чистой водой и решению проблем санитарии. В связи с этим осуществляется специальная программа по водоснабжению, разработанная для незащищенных слоев населения. Она включает в себя меры по регулированию и управлению водными ресурсами. В мире 783 млн человек не имеют доступа к безопасной питьевой воде. Тем не менее в 1990-2010 гг. в результате осуществляемых мер более 2 млрд человек получили доступ к улучшенным источникам питьевой воды, таким как водопровод и охраняемые скважины. Однако 2,5 млрд человек все еще не имеют доступа к основным санитарным услугам, что ведет к гибели более 1,5 млн детей ежегодно.
Б.Г. Ивановский
2014.03.029. КОПП О., ШРЁДЕР С. РЕФОРМА ЭНЕРГЕТИКИ В ГЕРМАНИИ.
KOPP O., SCHRÖDER S. Das Leitsystem erneubare Energien: Den Markt fordern statt Interessengruppen fördern // Wirtschaftsdienst. -Hamburg, 2013. - Jg. 93, N 5. - S. 298-302.
В статье немецких специалистов рассматриваются проблемы, связанные с реализацией так называемого «поворота в энергообеспечении», означающего переход Германии на широкое использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
Рассматривая основные направления дискуссии о реформе Закона о возобновляемых источниках энергии (Erneuerbare-Ener-
gien-Gesetz, EEG)1, авторы указывают, что такая реформа необходима для блага будущих поколений. Несмотря на значительность расходов на проведение реформы, отказ от нее сегодня обойдется слишком дорого в будущем, поскольку со временем цены на ископаемые энергоносители значительно вырастут, увеличатся и издержки, связанные с выбросами СО2. Кроме того, парк немецких электростанций уже устарел, а на его обновление также необходимы значительные средства. В то же время расходы на производство возобновляемой энергии снижаются, и со временем энергосистема, опирающаяся на ВИЭ, окажется более дешевой, чем существующая. При этом трансформация энергосистемы должна происходить с минимальными народнохозяйственными издержками.
В дискуссии о расходах, связанных с реформой энергетики, авторы выделяют два пункта: во-первых, усиление внимания к проблеме расходов на трансформацию энергосистемы; во-вторых, обсуждение путей решения проблемы без постановки вопроса о том, следует ли вообще ее решать. С одной стороны, существуют средне- и долгосрочные цели энергетической политики; с другой -не определена четкая линия для достижения поставленной в EEG цели. Авторы особо подчеркивают недостаточную согласованность целей и отсутствие целевой модели долгосрочного жизнеспособного рыночного проекта, с помощью которого эти цели можно реализовать.
Авторы уделяют особое внимание стимулированию перехода к ВИЭ, поскольку в этой области требуется максимальная активность как в краткосрочном, так и в среднесрочном плане2. С одной стороны, речь идет о фактической интеграции ВИЭ в энергетические рынки и в конечном счете - о замене ископаемых и ядерных
1 Закон о возобновляемых источниках энергии, вступивший в силу в 2000 г., изначально содержал положения о постоянном мониторинге его результатов и при необходимости внесении в него изменений. За прошедшие годы EEG корректировался неоднократно. Очередные изменения были одобрены правительством Германии в марте 2014 г. - Прим. реф.
2 В настоящее время доля возобновляемых источников энергии в энергосистеме страны составляет 25%. Однако планируется, что к 2033 г. она достигнет 55-60%. - Реформа германской энергетики. Как сбить рост цен? // Вести Экономика. - 08.04.2014. - Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/41540
источников энергии; с другой - об эффективности затрат на дальнейшее развитие ВИЭ.
Достижение поставленных в EEG целей с минимальными расходами в долгосрочном плане возможно только в рамках конкурентного окружения. Для этого необходимы такие рыночные условия, которые с помощью соответствующих стимулов способствуют, с одной стороны, минимизации народнохозяйственных издержек, а с другой - синхронизации всех необходимых развитие для трансформации энергосистемы процессов. Для этого требуется развитие не только ВИЭ, но и энергосетей, повышение эффективности энергетики, снижение выбросов СО2.
В дискуссии о реформе EEG выделялись кратко- и долгосрочные мероприятия. В краткосрочном плане главное внимание уделяется стабилизации ВИЭ и постепенному развитию долгосрочного устойчивого рынка для возобновляемых видов энергий.
Возможности для ограничения расходов можно найти в разных областях. Например, этого можно добиться за счет синхронизации расширения энергосетей и ВИЭ; увеличения стимулов к региональной диверсификации источников, в частности на основе более широкого использования энергии ветра, что уменьшает потребности в транспортировке электроэнергии; удешевления новых установок по производству возобновляемой энергии путем введения обязательной прямой предпродажной подготовки соответствующей продукции, что будет способствовать интеграции рынков и энергосистем, а также стимулировать конкуренцию за подготовку к продаже.
При реформе EEG, считают авторы, следует исходить из того, что для надежной системы энергоснабжения необходима диверсификация источников энергии. Поскольку различные возобновляемые виды энергии имеют различные свойства и дополняют друг друга, необходимо технологически дифференцированное стимулирование. Для этого предлагается использовать такой способ финансирования, как аукционы. Они могут различаться по технологии и должны учитывать специфику отдельных регионов.
Поскольку ВИЭ оказывают значительное воздействие на рынок электроэнергии, необходима не только адекватная реформа EEG, но и создание широкого рынка электроэнергии, который включает также традиционные производственные мощности и
мощности по отключению тока. При этом авторы отмечают, что альтернатива преобразованию рынка электроэнергии в головную систему ВИЭ отсутствует; при реформе EEG следует четко разделять краткосрочные и долгосрочные мероприятия; в краткосрочном плане основное внимание нужно уделять снижению отчислений по EEG. Для этого должна, например, проводиться обязательная подготовка к продаже новых сооружений при сохранении модели рыночных премий. В долгосрочном плане можно обсуждать конкурентные модели аукционов.
В будущую модель энергоснабжения должны быть интегрированы и традиционные электростанции. Но сначала следует проверить, нужен ли рынок мощностей как дополнение к рынку энергии (Energy-Only-Markt). Требуется объемный и по возможности конкурентоспособный проект для рынка мощностей при условии гарантии постоянной безопасности.
Авторы приходят к выводу о том, что при реализации проекта системной трансформации энергетики в целом и обеспечения долгосрочной устойчивости энергетического рынка, в частности, не следует действовать поспешно, поскольку ускоренная реформа ведет к ненужному увеличению рисков и в конечном счете замедляет и удорожает достижение цели. Такой же точки зрения придерживаются и участники энергетического рынка, в частности поставщик энергии компания «MVV Energie AG», выступающая за эволюционное, а не революционное развитие рынка электроэнергии. Системную трансформацию энергетики следует рассматривать как постоянно меняющийся и реагирующий на окружающие условия процесс.
В.И. Шабаева