2013.04.044
итоге все равно окажетесь за решеткой». В-четвертых, обучение представителей беднейших слоев населения в расчете на их вовлечение в политику посредством судебных исков только способствует усилению позиций правящего режима по отношению к этому населению.
Б. Л. Полунин
2013.04.044. КОЛОДКИН А.Л., СМИРНОВА ЕС. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С МОРСКИМ ПИРАТСТВОМ НА МЕЖДУНАРОДНОМ И НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ В НАЧАЛЕ ХХ1 ВЕКА. - Тверь: СФК-офис, 2012. - 153 с.
Уголовные кодексы большинства стран мира еще в XIX в. содержали нормы, предусматривающие наказание за морское пиратство. В настоящее время практически все государства квалифицируют в законе пиратство как тяжкое преступление.
Рассматривая наиболее важные аспекты международно-правового сотрудничества государств в борьбе с морским пиратством, книга показывает роль и значение международных организаций, чья деятельность имеет цель урегулировать вопросы, связанные с безопасностью судоходства (с. 48-77). В первую очередь это ООН. Создание в 1948 г. такого специализированного органа ООН, как Международная морская организация, стало новой страницей в истории морского права. Деятельность Европейского союза и НАТО в борьбе с морским пиратством у берегов Сомали в 2008-2009 гг. наглядно иллюстрирует преимущество коллективных форм борьбы с морским пиратством (с. 70-77).
Авторы считают, что дела, связанные с уголовным преследованием за преступления международного характера, к которым относится и пиратство, могут быть отнесены к юрисдикции Международного уголовного суда (МУС).
В центре внимания международного права, стремительно развивающегося в ХХ в., оказалась теоретическая разработка понятия «пиратство»: начались поиски способов конкретизации ряда положений, целями которых являются детализация норм, признающих морской разбой преступлением, и выработка мер по пресечению этого явления; изучаются такие вопросы, как понятие «морское пиратство», национальность судна, вопросы преследова-
2013.04.044
ния и досмотра; исследуются проблемы универсальной и экстратерриториальной юрисдикции в отношении морских пиратов и возможности правосудия в деле их задержания. Принцип универсальности рассматривается автором как возможность распространения уголовной юрисдикции государства на деяния, признанные международным правом преступными, независимо от гражданства совершившего его лица и места совершения.
В книге приведены многочисленные законы отдельных государств, криминализирующие этот вид преступления. Большинство государств включили в национальные законодательства положения, согласно которым под пиратством понимаются действия, хотя и не имеющие насильственного характера, но тем не менее подлежащие преследованию по закону. Французский Уголовный кодекс предусматривает, что лица, входящие в состав команды вооруженного французского корабля, плавающего без надлежащих документов, считаются пиратами. Английские законы уравнивают пиратов и работорговцев еще с начала XIX в.
Основная проблема - защита людей, попавших в пиратский плен. Вызывает тревогу проблема экономического ущерба, который нанесен морским судам в результате пиратского захвата. По оценкам экспертов, общий ежегодный ущерб от современного пиратства составляет 12-15 млрд. долл.
Рассматривая проблемы морского пиратства, которое стало нормой жизни многих жителей Сомали, автор приходит к выводу о том, что слабость государственной власти, тяжелейшая экономическая ситуация в стране, голод и гибель людей служат причинами криминализации населения. Одной из важнейших причин столь длительного существования подобного вида преступлений можно назвать отсутствие надлежащего международного сотрудничества в борьбе с ним. Пиратство продолжает развиваться, обретая все новые формы и активно используя технические достижения. Ответом, по мнению автора, должны стать более совершенные теоретические и практические методы борьбы с этим преступлением как отдельных стран, так и всего международного сообщества.
М.Р. Берадзе