Научная статья на тему '2013. 04. 023. Хамфрис Л. Соединение, координация, каталогизация: коммуникативные практики в мобильных социальных сетях. Humphreys L. connecting, coordinating, cataloguing: communicative practices on mobile social networks // J. of broadcasting A. Electronic media. – Abingdon, 2012. – Vol. 56, n 4. – p. 494–510'

2013. 04. 023. Хамфрис Л. Соединение, координация, каталогизация: коммуникативные практики в мобильных социальных сетях. Humphreys L. connecting, coordinating, cataloguing: communicative practices on mobile social networks // J. of broadcasting A. Electronic media. – Abingdon, 2012. – Vol. 56, n 4. – p. 494–510 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ / ИНТЕРНЕТ – СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕАЛЬНОСТЬ ВИРТУАЛЬНАЯ / СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ И ИНФОРМАЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Соколова М. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 04. 023. Хамфрис Л. Соединение, координация, каталогизация: коммуникативные практики в мобильных социальных сетях. Humphreys L. connecting, coordinating, cataloguing: communicative practices on mobile social networks // J. of broadcasting A. Electronic media. – Abingdon, 2012. – Vol. 56, n 4. – p. 494–510»

венные органы, среди задач которых, в том числе, внедрение в сознание граждан как пользователей Интернета трех главных правил безопасности: все размещенное там может стать достоянием гласности; все размещенное там останется там навечно; все найденное там должно подвергаться сомнению и требует проверки с помощью других источников.

Завершая тему подрастающего поколения и новых технологий, автор видит одну из задач образовательных структур совместно с властями в организации детского и подросткового художественного творчества в Интернете. Это способствовало бы более успешной социальной адаптации молодежи и преодолению разрыва в овладении компьютерными технологиями.

Е.Л. Ушкова

2013.04.023. ХАМФРИС Л. СОЕДИНЕНИЕ, КООРДИНАЦИЯ, КАТАЛОГИЗАЦИЯ: КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ В МОБИЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ.

HUMPHREYS L. Connecting, coordinating, cataloguing: Communicative practices on mobile social networks // J. of broadcasting a. electronic media. - Abingdon, 2012. - Vol. 56, N 4. - P. 494-510.

В своей статье Ли Хамфрис (Университет Пенсильвании, г. Филадельфия, США) рассматривает особенности повседневных социальных взаимодействий, осуществляемых при помощи мобильных технологий, в виртуальном публичном пространстве. В центре ее внимания - роль мобильных локативных технологий, виртуально связывающих пользователей, находящихся в различных географических точках. Автор опирается на классические социологические подходы, и прежде всего теории Г. Зиммеля и Э. Гофмана, применяя их к таким новым формам публичных интеракций, как виртуальное соприсутствие при физической разделен-ности в пространстве.

Всевозможными социальными сетями все в большей степени пользуются с помощью мобильных устройств. Так, например, почти 45% пользователей Facebook (350 млн.) для доступа к сервисам

используют мобильные устройства; более 60% пользователей Твиттера используют онлайновые социальные сети1.

Поскольку сегодня очень многие люди впервые входят в социальную сеть, используя мобильный телефон, сервисы для сетевых взаимодействий все чаще разрабатываются, именно исходя из технологических особенностей портативных мобильных устройств. Как же меняется публичное социальное пространство в связи с широким распространением мобильно-опосредованных интеракций в социальных сетях?

Хамфрис исходит из традиционной трактовки публичного пространства, под которым понимается пространство, находящееся вне сферы частной жизни (дома, рабочего места), где люди могут собираться, общаться и организовываться в относительно нерегулируемые социальные общности [с. 495]. Мобильно-опосредованные интеракции, с одной стороны, могут возникать в публичных местах и, следовательно, формировать новый опыт пребывания в таком пространстве, но они же могут способствовать и его созданию в условиях физической разделенности. В поисках ответа на интересующие ее вопросы Хамфрис обращается к термину «мобильная медиальность», введенному М. Шелер2, для того, чтобы подчеркнуть роль мобильных связей в формировании нового типа взаимодействий между людьми, сообществами и их месторасположением. При этом автор подчеркивает, что в силу быстрого изменения технологий она уделяет большее внимание не им, а самой повседневной практике осуществления мобильной медиальности. Речь идет о социальных отношениях акторов и коммуникативных обменах в публичном пространстве.

Хамфрис замечает, что, с одной стороны, если исходить из конвергентной природы медиа, то нет оснований говорить об особом «мобильном» аспекте интеракции в социальных сетях. Но с другой стороны, именно мобильный характер таких интеракций является определяющим для понимания новых практик и интерак-

1 McGee M. Twitter: 60 percent of users access via mobile. - June 8, 2012. -Mode of access: http://marketingland.com/twitter-60-percent-of-users-access-via-mobile-13626

Sheller M. Mobile mediality: Location, dislocation, augmentation // New mobility regimes in art and social sciences / Ed. by S. Kesselring, G. Vogl, S. Witzgall. -Aldershot: Ashgate, 2012.

ций в социальных сетях. Автор также подчеркивает различие между мобильными и локативными технологиями [с. 495].

Последние определяются ею как мобильные интерфейсы, которые позволяют пользователям находить географическую цифровую информацию и связывают людей в зависимости от их местонахождения [там же]. Такое определение позволяет объединить социальный и мобильный аспекты в понимании медиа. Но надо помнить, что далеко не все мобильные взаимодействия в социальных сетях локативны, т.е. они не обязательно связаны с использованием географической информации и используются для связи с теми, кто находится неподалеку.

Во-вторых, различие между онлайн- и офлайн-формами социальных взаимодействий не всегда отражает ту комплексную социальную реальность, в рамках которой мы существуем в современном медиаокружении. Эти две формы общения являются взаимосвязанными и взаимодополняющими, и такой подход к ним более продуктивен, чем разделение на виртуальное и реальное.

Хамфрис подчеркивает, что для Гофмана понятие присутствия не связано неразрывно с его физическим аспектом, что открывает возможность использования этого концепта при анализе мобильно-опосредованных взаимодействий в социальных сетях. Она также обращается к идеям Сеннета об увеличении степени персо-нализации публичного дискурса и включении личной информации в публичное общение, что позволяет использовать понятие публичного при анализе социальных медиа1.

При изучении организации сферы публичной жизни Хамфрис опирается, прежде всего, на предложенные Зиммелем понятия внутреннего и внешнего пространства2. Под внутренним пространством имеется в виду степень социальной близости или дистанцированности между людьми. Другими словами, это понятие дает возможность рассмотреть степень социальной дистанци-рованности в социальных и эмоциональных терминах [с. 497]. Под внешним же пространством понимается физическое расстояние между людьми в публичной жизни [там же].

1 См.: Sennett R. The fall of the public man. - L.; N.Y.: Norton, 1976.

2

Simmel G. The metropolis and mental life // The sociology of Georg Simmel / Ed. by K.H. Wolff. - N.Y.: Free press, 1964. - P. 409-424.

Применительно к социальным сетям мы можем видеть, что некоторые из них предназначены для взаимодействия между членами тесно связанных между собой социальных групп (интимное внутреннее пространство), которые физически удалены друг от друга (дистантное внешнее пространство), тогда как другие связывают незнакомых между собой людей (внутреннее пространство незнакомых) в физическом пространстве (солокальное внешнее пространство) [с. 497]. Автор подчеркивает, что особенности использования мобильных социальных сетей могут существенно различаться в зависимости от характеристик внутреннего и внешнего пространств.

В дополнение к концептуальному аппарату, предложенному Зиммелем, Хамфрис вводит понятие метапространства. Онлайновые взаимодействия оставляют в технологической системе «следы» -«трассы», по которым к социальным агентам (таким, как организации, правительства и отдельные пользователи) идет обратная информация. В результате взаимодействий в социальных сетях формируется и накапливается визуальная информация обо всех произошедших здесь событиях (профили пользователей, все предыдущие сообщения и т.д.), которая составляет метапространство [с. 496-497]. Таким образом, все перечисленные выше «пространственные» понятия представляют собой аналитические инструменты для изучения связи мобильных социальных медиа и отражают социальные, физические и информационные аспекты социальных взаимодействий.

В эмпирической части своего исследования Хамфрис рассматривает мобильные взаимодействия в нескольких социально-сетевых сервисах. Среди них: Doggeball (закрыт в 2008 г.), BEDD (закрыт в 2008 г.), sms.ac (ныне FanBox), Socialight и Twitter. Все пять сервисов предназначены для установления связей между пользователями с помощью мобильных устройств и сильно изменились с момента своего создания. Исследования проводились автором начиная с 2005 г.

Пользователями Doggeball были люди социально близкие, но физически разбросанные по городу. BEDD связывал в первую очередь людей, ранее не знакомых, но находящихся физически близко друг к другу (например, в пределах досягаемости Bluetooth). Sms.ac использовали люди, которые не знали друг друга и могли нахо-

диться друг от друга на очень большом расстоянии. Пользователи Socialight могли оставлять виртуальные заметки для людей, которых они знали и которые находились примерно в том же физическом месте. Таким образом, они были социально и физически близки, но обычно удалены друг от друга во времени. И наконец, Twitter дал возможность как социально, так и физически близким и далеким людям обмениваться короткими сообщениями (твитами).

Рассматривая эти сервисы, автор выделяет три вида коммуникативных практик, связанных с мобильными социальными сетями: соединение, координацию и каталогизацию, которые соответствуют социальным, физическим и информационным аспектам публичных социальных взаимодействий. Каждая из этих практик связана с определенной областью публичного пространства. Соединение как коммуникативная практика открывает возможности для управления внутренним пространством. Практика координации способствует управлению внешним пространством, физической отделенностью от других людей, а при помощи каталогизации мы можем управлять метапространством или степенью информационной отделенности от других людей. Используя эти практики, пользователи могут преодолевать или, наоборот, устанавливать социальные и физические границы и дистанцию, управлять степенью близости или закрытости.

Способом осуществления практики соединения является отправка и получение сообщений. Посредством этой практики происходит управление социальной дистанцированностью в целях создания, укрепления и поддержания социальных связей. Все взаимодействия в мобильных сетях можно понимать как ритуалы, которые могут привести к увеличению солидарности, т.е. укреплению внутригрупповых связей1.

Рассматривая далее функцию координации, Хамфрис указывает, как много в мобильных социальных сетях связано с управлением внешним пространством. Речь идет о коммуникативных обменах, которые связаны с организацией местоположения физических лиц по отношению друг к другу. Результатом таких обменов может быть встреча, т.е. уменьшение внешнего пространства между

1 Ling R., Yttri B. Hyper-coordination via mobile phones in Norway // Perpetual contact: Mobile communication, private talk, public performance / Ed. by J. Katz, M. Aakhus. - Cambridge: Cambridge univ. press, 2002. - P. 139-169.

людьми, либо просто общение между пользователями по поводу своего местоположения в пространственных терминах. В качестве примера здесь можно привести мобильную регистрацию в Dodgeball. После того как пользователи зарегистрировались на этом сервисе, другие участники, увидев эту информацию, могут встретиться с ними, если находятся по соседству. Иногда пользователи, даже не предполагая реальной встречи, просто указывают, что они находятся в каком-либо месте, что также приносит им удовлетворение. Подобные функции есть и на всех остальных рассматриваемых автором сервисах.

Хамфрис подчеркивает, что в век сетевого индивидуализма координация наших физических тел в пространстве становится очень важным коммуникативным актом и способом организации повседневной жизни. Высокая мобильность жизни людей и их информационных обменов дает возможность не воспринимать окружающее нас внешнее пространство как неизменную данность.

Наконец, каталогизация представляет собой коммуникативную практику, которая облегчает поиск и управление метапро-странством. Она осуществляется путем записи и классификации информации в соответствии с системой определенных категорий. Среди способов каталогизации социально-пространственной информации о пользователях мобильных социальных сетей - заполнение профиля личными сведениями, сохранение данных о регистрации или выходе из сети, маркирование социально-пространственной структуры при помощи геотэгов, организация поиска с помощью хэш-тэгов, учет отправки сообщений, твитов и сохранение их текстов и т.д. Агрегирование дает возможность визуализации всех предыдущих коммуникативных обменов. Впоследствии большая часть этой информации остается доступной пользователям сервисов. Все они признают, что каталогизация мобильных социальных сетей позволяет им взглянуть по-новому на свое пространственное поведение и перемещения.

Каталогизация как метапространственная информационная функция является неотъемлемой частью услуг сетевых сервисов и мотивом их использования для многих людей. Она имеет большое значение не только для пользователей, но и для тех, кто занимается бизнесом в сфере мобильных социальных сетей, поскольку базы,

содержащие стандартизированную метапространственную информацию, представляют собой ценный коммерческий продукт.

В то же время все эти технологии, как указывает Хамфрис, могут использоваться не только для сокращения социальной или физической дистанции, но и для ее установления или увеличения, а каталогизация, используемая для записи, систематизации, поиска социальной информации, может применяться, чтобы ее скрыть.

Хамфрис обращает внимание на то, что практики связывания, координации и каталогизации не исключают друг друга, а скорее зависят друг от друга и осуществляются во всех социальных медиа. Таким образом, любое коммуникативное действие воплощается во всех трех практиках. В заключение автор статьи подчеркивает, что все три его рассмотренные коммуникативные практики позволяют управлять взаимодействиями в социальных медиа и существенно меняют многие аспекты нашей физической и социальной активности, став неотъемлемой частью образа жизни и идентичности, основанных на сетевом индивидуализме.

М.Е. Соколова

2013.04.024. ДЕЙК Й. ван. ФЕЙСБУК И ИНЖЕНЕРИЯ СВЯЗИ: МНОГОУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД К ПЛАТФОРМАМ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА.

DIJCK J. van. Facebook and the engineering of connectivity: A multi-layered approach to social media platforms // Convergence: The international j. of research into new media technologies. - L., 2012. - Vol. 19, N 2. - P. 141-155.

Новые социальные медиа в настоящее время выступают в роли посредника между технологиями и социальной жизнью. Повсеместная связь становится материальной основой культуры, а технологии и собираемый с их помощью пользователями контент превратились в часть социально-экономических, юридических и культурных реалий. Появление социальных медиаплатформ способствовало формированию постоянно изменяющегося информационного пространства, где агенты самой разной природы (человеческие (пользователи) и нечеловеческие (технологии, контент, юридические и экономические акторы) объединяются для коммуникации и обмена информацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.