Научная статья на тему '2013. 03. 030. Палагута И. В. Мир искусства древних земледельцев Европы. Культуры Балкано-Карпатского круга в VII–III тыс. До Н. Э. – СПб. : Алетейя, 2012. – 336 с'

2013. 03. 030. Палагута И. В. Мир искусства древних земледельцев Европы. Культуры Балкано-Карпатского круга в VII–III тыс. До Н. Э. – СПб. : Алетейя, 2012. – 336 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
275
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА БАЛКАНО-КАРПАТСКОГО КРУГА / VII–III ТЫС. ДО Н.Э / ИСКУССТВО РАННИХ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ / КУЛЬТУРА ТРИПОЛЬЕ-КУКУТЕНИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 03. 030. Палагута И. В. Мир искусства древних земледельцев Европы. Культуры Балкано-Карпатского круга в VII–III тыс. До Н. Э. – СПб. : Алетейя, 2012. – 336 с»

АРХЕОЛОГИЯ

2013.03.030. ПАЛАГУТА ИВ. МИР ИСКУССТВА ДРЕВНИХ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ ЕВРОПЫ. КУЛЬТУРЫ БАЛКАНО-КАРПАТ-СКОГО КРУГА В VII-III ТЫС. ДО Н.Э. - СПб.: Алетейя, 2012. -336 с.

Ключевые слова: культура Балкано-Карпатского круга; VII-III тыс. до н.э.; искусство ранних земледельцев; культура Трипо-лье-Кукутени.

Книга И. В. Палагуты посвящена развитию искусства в эпоху бронзы на юге и юго-востоке Европы. Как отмечает автор, это время представляет собой своеобразную лакуну в истории искусства. Большинство работ посвящено либо искусству палеолита, либо периоду после возникновения древнейших цивилизаций Ближнего Востока.

Книга состоит из введения, пяти глав и заключения. Первая глава является вводной, в трех последующих рассматриваются конкретные аспекты искусства ранних земледельцев (жилища и архитектура, пластика и украшения, керамика и орнамент); последняя глава прослеживает развитие искусства в рамках одной из культур - Триполье-Кукутени.

В первой главе обсуждается несколько вводных вопросов: периодизация культур, их окружение, а также вопрос о своеобразии искусства в рамках первобытной культуры.

Эпоха неолита начинается в Европе в VII тысячелетии до н.э., с появлением нового типа хозяйства - земледельческо-ското-водческого; по Европе этот тип распространялся из Балкано-Карпатского региона. Развиваясь, культуры «балканского типа» оказываются «на пороге цивилизации» (с. 33), но так и не перешагивают его; серьезным препятствием для их архаической экономики стало ухудшение климата. В III тыс. до н.э. с началом бронзового века активные миграции стирают последние следы прежних культур.

Автор характеризует вкратце особенности первобытного искусства: мифологические сюжеты как основа содержания (притом что сами мифы не дошли до нас), отсутствие резкого разделения духовной и материальной сфер (в результате «большинство пред-

метов первобытного искусства имеют прикладной характер» (с. 40)), традиционность и нормативность. Однако изменения не только происходили, но и, как показывают данные археологии, могли совершаться достаточно быстро, в течение нескольких десятилетий (что подтверждают находки жилищ, существовавших 5060 лет, где встречаются керамические сосуды разных стадий одной культуры). Автор предупреждает о субъективности многих масштабных реконструкций, определяющих языковую и этническую принадлежность этих народов, детали их мифологии (такие реконструкции создавали, например, Б.А. Рыбаков и М. Гимбутас). Тем не менее возможности исследования первобытного искусства, по его мнению, достаточно широки.

Глава вторая посвящена зарождению архитектуры. Появление ее было следствием возникновения постоянных поселений, связанных с новым типом хозяйства. На плодородных почвах Средиземноморья возникают долговременные поселения-телли, существовавшие столетиями. Севернее Дуная на более бедных почвах переселенцы периодически меняли места обитания, возвращаясь на старые после перерыва. Схожая ситуация сложилась в культуре Триполье-Кукутени, где в большинстве поселений обнаруживается один культурный слой, причем они образуют на местности «цепочки», видимо, последовательно заселявшихся памятников.

Определенные элементы конструкции жилищ были заимствованы из Передней Азии (активное использование глины), но приспосабливались под местные условия (двух- и четырехскатные крыши вместо плоских из-за большего количества осадков). Доступность строительного материала также оказывала влияние: в Греции широко применяются каменные конструкции, на севере Балкан - каркасно-столбовые, в Центральной и Западной Европе -иные варианты деревянных. Разобраться в планировке жилищ помогают их глиняные модели, составляющие один из распространенных типов глиняных изделий, о которых говорится подробнее в третьей главе. Судя по ним, некоторые жилища имели два этажа; этому можно найти подтверждение и в археологических данных. Тогда же появляются первые оборонительные сооружения; на некоторых памятниках фиксируются следы вооруженных нападений. Большинство укрепленных памятников «расположено в центральных, наиболее плотно заселенных частях ареала» культур (с. 73),

следовательно, защита требовалась не от внешней угрозы, а от жителей соседних поселений, а причиной конфликта могли быть природные ресурсы (земля, вода).

Глава третья посвящена анализу скульптурных изображений, в основном представленных глиняными фигурками. Открытие свойств обожженной глины дало мастерам возможность создавать прочные фигурки, первоначальная форма которых определялась только воображением и умением автора (а не особенностями заготовки, как в случае с камнем). Для раннеземледельческих культур Балкано-Карпатского региона это одна из самых многочисленных групп находок. Несмотря на стилистические и технические различия между археологическими культурами, существует немалое сходство между ними в наборах фигурок и в контексте обнаружения находок. Это модели жилищ с элементами интерьера внутри; а также наборы антропоморфных статуэток, которые обнаруживаются вместе с этими моделями или отдельно. Находки подобных предметов, как правило, соотносятся с жилищно-хозяйственными комплексами, статуэтки чаще всего встречаются у печей и зернотерок. Присутствие большого количества сломанных фигурок может, по мнению автора, указывать на их использование в определенных ритуалах. Также статуэтки встречаются в погребениях, в том числе кенотафах, куда они могли быть положены «вместо» покойного. В целом же, полагает исследователь, «функции статуэток отличались значительным разнообразием» (с. 98) и не могут быть сведены к какой-то одной. Количество находок глиняных фигурок и моделей увеличивается в центральных областях ареалов культур, характеризующихся наиболее плотным заселением. По мнению И.В. Палагуты, там они были необходимы как «средство социального взаимодействия и обмена информацией» между разными группами населения, «а их стилистика отражает... совокупность групповых норм или ценностей» (с. 101).

Отдельный раздел данной главы посвящен атрибуции глиняных статуэток. Хотя точное содержание тех представлений, которые в них воплотились, нам неизвестно, «можно выделить ряд устойчивых образов, общих для целого ряда культур» (с. 103). В основном это женские персонажи - стоящие фигурки с руками на груди или поддерживающими грудь; сидящие на «тронах»; «оран-ты» с поднятыми в молитвенной позе руками и др. Прочие изобра-

жения встречаются реже: мужские фигуры, из которых наиболее характерны «мыслители», парные изображения, зооморфная пластика; встречаются также фигурные сосуды. Особой формой пластики можно считать «алтари» и подставки для фигурок.

Автор также дает краткий обзор основных региональных стилей пластики - и выделяет такую ее разновидность, как украшения из меди и золота, распространяющиеся с началом эпохи энеолита. Обзор находок позволяет автору заключить, что в эту эпоху они «выполняли не столько эстетическую, сколько культовую функцию» (с. 149).

Глава четвертая посвящена керамической посуде и ее орнаментации как отрасли декоративно-прикладного искусства. Автор кратко рассматривает основные технические приемы изготовления и характеризует основные стили орнаментации керамики. Касаясь вопроса об интерпретации орнаментов, автор отмечает, что попытки найти конкретные образы, стоящие за абстрактными мотивами, обычно выявляют «субъективность авторов» (с. 200), предлагающих иногда противоположные толкования одних и тех же мотивов. Информацию, по его мнению, несет орнамент в целом (а не его отдельные элементы), который «обозначает принадлежность вещей носителям той или иной культуры» (с. 206) или выделяет социальную группу внутри коллектива. Изменение орнаментов, появление вариантов, сочетающих элементы двух культур, указывает на моменты культурных трансформаций и контактов этнических групп.

В заключительной, пятой главе автор подробно рассматривает в хронологическом порядке путь развития искусства в одной из культур ранних земледельцев Балкано-Карпатского региона - Три-полье-Кукутени. В существовании культуры исследователи выделяют три этапа (ранний, развитой, поздний); И.В. Палагута особое внимание уделяет позднему периоду развитого этапа, который он называет «эпохой протогородов». На примере этой культуры автор детализирует общие положения, изложенные в предыдущих главах: обсуждается развитие поселений и конструкции жилищ, эволюция пластики, керамики, развитие орнамента. В частности, рассматривается зарождение и развитие одного из наиболее характерных для данной культуры типов орнамента - спирального, или «змеиного», а также появление на поздних этапах антропо- и зооморфных элементов в орнаменте.

В качестве интересной особенности культуры Триполье-Кукутени автор отмечает появление поселений-гигантов, которые могли насчитывать до 2000 жилищ, образующих упорядоченную структуру, и занимать площадь до 450 га. Многое о них пока можно сказать лишь предположительно, так как раскопано менее 1% их площади. Наиболее вероятными причинами их появления автор считает экономические и экологические факторы. Причем «возникшие в условиях неблагоприятных климатических изменений, поселения-гиганты сами повлияли на изменение ландшафтов» (с. 241): для жилищ вырубались окрестные леса, истощались интенсивной распашкой значительные пространства. Поэтому после их исчезновения жизнь здесь уже не возобновляется в рамках данной культуры.

В заключение работы автор указывает на своеобразие искусства раннеземледельческих обществ. Возникновение его в обществе, где искусство еще не выделилось в отдельную область деятельности, обусловило взаимосвязь его видов и «соответствие развития художественных форм общему уровню развития технологий, социально-демографическим условиям» (с. 263-264).

Ек.Ю. Лебедева

2013.03.031. СВЕРЧКОВ Л.М. ТОХАРЫ. ДРЕВНИЕ ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ. - Ташкент: SMI-ASIA, 2012. -240 с.

Ключевые слова: тохары; Центральная Азия; древние индоевропейцы.

Монография Л.М. Сверчкова посвящена «тохарской проблеме» - теме, равно актуальной как для историков и археологов, так и для лингвистов, занимающихся вопросами происхождения и развития индоевропейских языков. В исследовании автор привлекает данные археологии Средней Азии для рассмотрения «тохарской», и шире - «индоевропейской проблемы». Работа состоит из введения, трех глав и заключения, а также снабжена обширной библиографией.

«Введение» обрисовывает сложившуюся в современной индоевропеистике ситуацию, когда Средняя Азия практически не учитывается в лингвистических исследованиях, «посвященных проблеме происхождения и распространения индоевропейских

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.