Научная статья на тему '2013. 03. 018–022. Правовые проблемы Норвегии и России: Северное измерение = cross-border law in the North: материалы 1-й междунар. Науч. -практ. Конф. «Правовые системы Баренцева Евро-Аркт. Региона» (Архангельск, 27–29 апр. 2010 г. ): в 2 Ч. / Сев. (Аркт. ) федер. Ун-т им. М. В. Ломоносова. Юрид. Фак. , ун-т Тромсе. Юрид фак. ; под общ. Ред. Шинкаревой Е. , равна Э. ; сост. : шинкарева Е. Ю. – Архангельск, 2011. – Ч. 1. – 319 с. (сводный реферат)'

2013. 03. 018–022. Правовые проблемы Норвегии и России: Северное измерение = cross-border law in the North: материалы 1-й междунар. Науч. -практ. Конф. «Правовые системы Баренцева Евро-Аркт. Региона» (Архангельск, 27–29 апр. 2010 г. ): в 2 Ч. / Сев. (Аркт. ) федер. Ун-т им. М. В. Ломоносова. Юрид. Фак. , ун-т Тромсе. Юрид фак. ; под общ. Ред. Шинкаревой Е. , равна Э. ; сост. : шинкарева Е. Ю. – Архангельск, 2011. – Ч. 1. – 319 с. (сводный реферат) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
147
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 03. 018–022. Правовые проблемы Норвегии и России: Северное измерение = cross-border law in the North: материалы 1-й междунар. Науч. -практ. Конф. «Правовые системы Баренцева Евро-Аркт. Региона» (Архангельск, 27–29 апр. 2010 г. ): в 2 Ч. / Сев. (Аркт. ) федер. Ун-т им. М. В. Ломоносова. Юрид. Фак. , ун-т Тромсе. Юрид фак. ; под общ. Ред. Шинкаревой Е. , равна Э. ; сост. : шинкарева Е. Ю. – Архангельск, 2011. – Ч. 1. – 319 с. (сводный реферат)»

ного ребенку, механизм его реализации является формальным, ограниченным.

На определение правового статуса ребенка влияет отсутствие в законодательстве дефиниции понятия «семья». Состав семьи в различных отраслях права определяется по-разному. Автор предлагает следующее определение семьи: это такое объединение лиц, наделенных правами и обязанностями как личного, так и имущественного характера, в результате которого они приобретают статус членов семьи. В данном случае семья является обобщающим понятием, а членов семьи можно рассматривать как ее внутреннее содержание.

Н.В. Крысанова

2013.03.018-022. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОРВЕГИИ И РОССИИ: СЕВЕРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ = Cross-border law in the North: Материалы 1-й междунар. науч.-практ. конф. «Правовые системы Баренцева Евро-Аркт. региона» (Архангельск, 27-29 апр. 2010 г.): В 2 ч. / Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. Юрид. фак., Ун-т Тромсе. Юрид фак.; Под общ. ред. Шинкаревой Е., Равна Э.; Сост.: Шинкарева Е.Ю. - Архангельск, 2011. - Ч. 1. - 319 с. (Сводный реферат).

Сборник содержит статьи и тезисы выступлений по актуальным проблемам юридической науки Баренцева Евро-Арктического региона, который включает в себя четыре государства с различными правовыми системами. В сводном реферате нашли отражение статьи, посвященные правам ребенка.

2013.03.018. ХАУГЛИ Т. ПРАВА И ГАРАНТИИ РЕБЕНКА В НОРВЕЖСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: (ОБЩИЙ ОБЗОР). -

С.169-188.

Права и гарантии ребенка в норвежской системе права защищены в первую очередь Конвенцией ООН о правах ребенка. Система права Норвегии является дуалистической. Международное право и национальное законодательство составляют две его части. Это означает, что нормы международного права не имеют прямого действия в норвежских судах. Норвежское законодательство интерпретируется таким образом, чтобы не противоречить международному праву и конвенциям, ратифицированным Норвегией, независимо от того, переносится ли оно в национальное право или нет.

Норвежским законом о правах человека 1999 г. были инкорпорированы Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Эти документы имеют приоритет над другими положениями законодательства в случае противоречия.

Выделяются три группы прав ребенка: защита, участие и обеспечение в терминах Европейской конвенции. Обеспечение ребенка является главной обязанностью родителей. Государство также несет ответственность за обеспечение ребенка наряду с родителями, выплачивая семейные пособия (при рождении ребенка и до достижения им 18-летнего возраста и др.). Защита прав и интересов ребенка состоит из целого ряда правовых институтов. Во-первых, законодательное закрепление положения о том, что все виды насилия в отношении детей запрещены. Во-вторых, действие службы защиты ребенка от домашнего насилия, назначение супервизора, проверяющего надлежащий уход за детьми, находящимися в приемных семьях. В-третьих, законодательное закрепление обязанности местных органов управления обеспечить приюты для пострадавших от домашнего насилия, жертв и свидетелей. В-четвертых, существование ювенальной юстиции. Возраст уголовной ответственности в Норвегии составляет 15 лет.

2013.03.019. ХАУГЛИ Т. СЕМЕЙНОЕ УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, «ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ», В НОРВЕГИИ: ЗАКОН И ПРАКТИКА. - С. 210-226.

Норвежский закон о благополучии ребенка основан на следующих принципах: 1) обеспечению интересов ребенка уделяется первоочередное внимание; 2) устанавливается, что наилучшим для ребенка является получение помощи дома (биологический принцип); 3) принцип пропорциональности (принцип наименьшего вторжения); 4) право ребенка быть услышанным. На основе этих принципов сформированы структура и содержание Закона Норвегии о благополучии ребенка. Особо выделяются положения о специальных мерах, включая издание приказов о передаче на попечение (care orders). Они издаются, если:

- имеются серьезные недостатки в обеспечении повседневного ухода за ребенком или личного контакта и безопасности, необходимых ребенку в силу его возраста и развития;

- родители не обеспечивают ребенку, который болен (имеет инвалидность или особо нуждается в помощи), необходимого лечения или обучения;

- ребенок подвергается жестокому обращению дома. При этом подчеркивается, что жестокое обращение и отсутствие заботы являются серьезными проблемами в Норвегии;

- есть основания полагать, что здоровью и развитию ребенка может быть причинен серьезный ущерб из-за неспособности родителей обеспечить надлежащее исполнение своих обязанностей по отношению к ребенку.

При получении информации о ребенке служба защиты ребенка обязана принять решение о проведении расследования. Если такое решение принято, то проводится расследование. Причем оно должно проводиться таким образом, чтобы ущерб вовлеченным в расследование лицам был минимальным, включая предотвращение распространения информации. Во время проведения расследования служба защиты ребенка вправе посещать место жительства, беседовать с ребенком наедине, доставлять его в больницу для обследования при подозрении в жестоком с ним обращении. Наиболее распространенной специальной мерой является помощь детям и родителям с детьми. В первую очередь помощь должна быть оказана в то время, пока ребенок находится дома. Такие меры могут включать: предоставление персонального помощника, обеспечение места в детском саду, временного жилища или временных мер по дому либо места пребывания в центре для детей и родителей, а также других мер поддержки родителей.

2013.03.020. ШИНКАРЕВА Е Ю. ПРАВА РЕБЕНКА И ИХ ГАРАНТИИ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ. - С. 189-209.

Каждый ребенок имеет право на общение с обоими родителями и другими родственниками. Однако данное право может быть ограничено, если родитель ограничен в своих правах по судебному решению. В таких случаях контакт между ребенком и его родителями возможен с согласия органов опеки и попечительства, или опекуна, или администрации учреждения, где ребенок находится на попечении. Специальных правил о порядке общения нет ни в законе, ни в подзаконных актах. Таким образом, ни закон, ни судебная практика не могут ответить на такие вопросы, как: какая информация и каким образом должны быть предоставлена ребенку

о его родителях и его разлучении с родителями; должны ли взрослые способствовать тому, чтобы такие контакты продолжались, если это в интересах ребенка; какие способы поддержки могут быть обеспечены детям и родителям для улучшения и восстановления семейных отношений; как должно быть обеспечено право ребенка быть выслушанным в этой ситуации. Семейный кодекс РФ устанавливает право на контакты с позиции родителей, не упоминая аналогичного права ребенка и принцип наилучшего обеспечения его интересов в контексте ограничения родительских прав.

Право на защиту должно быть обеспечено, в первую очередь, родителями, а если они не в состоянии защитить ребенка сами или нарушают права ребенка, обязанность обеспечить защиту ложится на государство, включая в необходимых случаях обязанность защитить и от родителей. Родители имеют право и обязаны быть законными представителями своих детей в любом государственном учреждении. Они также несут ответственность за воспитание и развитие своих детей (должны обеспечить получение детьми обязательного среднего образования, заботиться об их здоровье и физическом, психическом, нравственном развитии). При этом орган опеки и попечительства имеет право отобрать ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе его жизни и здоровью. Специальной судебной процедуры по таким делам не предусмотрено. Орган опеки и попечительства должен организовать временное устройство ребенка и в течение семи дней подать иск в суд о лишении родительских прав. Данным правом орган опеки пользуется нечасто, так как в большинстве случаев не существует «непосредственной угрозы» (как при физическом насилии). Органы опеки предпочитают наблюдать семьи, пока не будет собрано достаточно доказательств для иска против родителей о лишении родительских прав.

Серьезным недостатком российского законодательства является, подчеркивает автор, отсутствие в нем концепции «участие». Несмотря на то что этот термин не упоминается в Конвенции о правах ребенка, он широко используется для описания процессов, включающих обмен информацией и диалог между детьми и взрослыми. Право ребенка выражать свое мнение, или быть выслушанным, или участвовать в процессе принятия решений не закреплено

в законах Российской Федерации, что не соответствует Конвенции ООН о правах ребенка.

2013.03.021. РЫЖКОВА И.В., ТЕГАЛЕВА Т.Д. СЕМЕЙНЫЕ ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ: ЗАКОН И ПРАКТИКА. - С. 227-252.

В связи с введением в Российской Федерации двух видов опеки и попечительства (на безвозмездной и возмездной основе), изменением правового статуса приемной семьи и института патро-натного воспитания, которые становятся вариантами опеки, осуществляемой возмездно, выбор оптимальной для соблюдения интересов ребенка формы его устройства может представлять некоторые сложности. Федеральное законодательство определяет лишь перечень возможных форм устройства детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, не регулируя при этом порядок и критерии выбора формы устройства детей.

Приоритетной формой остается усыновление (удочерение), при котором в полном объеме обеспечиваются правоотношения, характерные для родной семьи. Другие формы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, в замещающие семьи имеют свои особенности: ограниченность продолжительности отношения между взрослым и ребенком (до наступления совершеннолетия); регулярный контроль со стороны органов опеки и попечительства за условиями жизни и воспитания ребенка; психолого-педагогическое сопровождение семьи; компенсация затрат на содержание ребенка, а в ряде случаев - выплата заработной платы профессиональным родителям. Чем более активна государственная поддержка замещающей семьи со стороны органов опеки и попечительства, тем большее количество детей могут рассчитывать на ту или иную форму семейного устройства.

2013.03.022. МАНЕВСКАЯ СБ. СЕМЕЙНОЕ УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ-СИРОТ В АРХАНГЕЛЬСКЕ. - С. 253-265.

В статье раскрываются практические аспекты работы органа опеки и попечительства в Архангельске и проблемы защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Дети-сироты в прямом смысле этого слова (т.е. дети умерших или пропавших родителей) составляют крайне незначительный процент. Более 95% - это социальные сироты. Причем особую озабоченность вызывают «от-

казные» дети и возраст мам-отказниц. Основных причин отказа от детей две: 1) нежеланный ребенок; 2) трудное материальное положение. Около 20% мам-отказниц это - женщины в возрасте 1520 лет, причем данная тенденция удерживается в течение нескольких лет.

Н.В. Крысанова

2013.03.023. ДРАГИЧИ А., ДИДЕА И., ДУМИНИКА Р. ПРАВО ДЕТЕЙ ЗНАТЬ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ - КОНСТИТУТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДЕТСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ.

DRÄGHICI А., DIDEA И., DUMINICÄ Р. The right of children to know their parents - a constitutive element of the child's identity // Acta universitatis Danubius juridica. - Galati, 2013. - Vol. 9, N 1. - Р. 115124.

В прошлом веке мы стали свидетелями существенного развития института прав человека и ребенка в том числе, а также прогресса международного и национального законодательства в этой области. В связи с этим авторы предлагают обсудить на международном уровне вопрос о праве детей знать своих биологических родителей. Анализ данной проблемы не предполагает строгой ориентации на законодательные нормы, однако имеет междисциплинарный характер. Авторы статьи объединили несколько методов исследования, для того чтобы подчеркнуть ту роль, которую играет право ребенка на знание о своем прошлом и о прошлом его семьи в становлении и развитии самосознания, сформировать новый взгляд на проблему семьи и прав ребенка. На данный момент основная проблема заключается в несоответствии законного статуса ребенка его фактическим, естественным правам на информацию о своих родителях в случае искусственного оплодотворения.

С юридической точки зрения любой человек является субъектом права, т.е. обладает на момент рождения регламентированными законом правами и обязанностями. Каждый имеет возможность принять участие в общественной жизни, которая может меняться в зависимости от личности конкретного индивида. Таким образом, одним из базовых прав человека является право на индивидуальность. Оно представляет собой утверждение человеком собственного существования в обществе, а также признание его индивидуальности, что позволяет ему отличать себя от других

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.