Научная статья на тему '2012. 04. 064. Рязанцев С. В. , Хорие Н. Моделирование потоков трудовой миграции из стран Центральной Азии в Россию: экономико-социологическое исследование / РАН. Ин-т социал. -полит. Исслед. И др. - М. : науч. Мир, 2011. - 189 с'

2012. 04. 064. Рязанцев С. В. , Хорие Н. Моделирование потоков трудовой миграции из стран Центральной Азии в Россию: экономико-социологическое исследование / РАН. Ин-т социал. -полит. Исслед. И др. - М. : науч. Мир, 2011. - 189 с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 04. 064. Рязанцев С. В. , Хорие Н. Моделирование потоков трудовой миграции из стран Центральной Азии в Россию: экономико-социологическое исследование / РАН. Ин-т социал. -полит. Исслед. И др. - М. : науч. Мир, 2011. - 189 с»

нальных различий. Затем отстающие регионы начинают встраиваться в новые цепочки добавленной стоимости, в обслуживание экономического роста лидеров. Через подобную естественную кооперацию импульсы экономического роста распространяются по всей территории страны. Яркой иллюстрацией этому на практике выступает подход к государственной региональной политике, применяемый в Китае.

Наличие межрегиональных различий в определенных пределах имеет позитивный характер, поскольку побуждает отстающие регионы к поиску путей повышения своих конкурентных преимуществ. Однако межрегиональные различия является своего рода отражением величины ареала неконкурентоспособной экономики в рамках национального рыночного пространства. Общая тенденция такова - чем выше уровень развития страны, тем ниже допустимый для общества уровень межрегиональных диспропорций. А чрезмерное региональное неравенство вредит экономическому развитию. В мировой практике признаются неблагополучными те регионы, в которых среднедушевые показатели по ВРП и доходам населения, а также уровень безработицы отклоняются в худшую сторону от средних по стране на 10-15% (063, с. 216). Для таких регионов считается оправданной помощь в рамках государственной региональной политики.

М.А. Положихина

2012.04.064. РЯЗАНЦЕВ СВ., ХОРИЕ Н. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОТОКОВ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ ИЗ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В РОССИЮ: ЭКОНОМИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / РАН. Ин-т социал.-полит. исслед. И др. - М.: Науч. мир, 2011. - 189 с.

По характеру и результатам демографических процессов страны СНГ делятся на три группы. Первая группа - страны, в которых происходит сокращение численности населения - Россия, Украина и Беларусь. Ко второй группе относятся страны, в которых численность население на протяжении последних лет практически не изменяется - Армения, Грузия и Молдова. К третьей группе относятся государства, в которых численность населения растет. Прежде всего, это страны Центральной Азии, а также Азербайджан.

Самой населенной страной Центральной Азии является Узбекистан. Показатель рождаемости здесь составляет 2,5 ребенка на одну женщину (в среднем за 2005-2010 гг.). Поэтому население Узбекистана растет наиболее быстрыми темпами, за период 20002008 гг. увеличившись с 24,5 млн. до 27,1 млн. человек. Еще более высок показатель рождаемости в Таджикистане - 3,3 ребенка на одну женщину репродуктивного возраста. Здесь население выросло за тот же период с 6,1 млн. до 7,2 млн. человек. В Кыргызстане и Туркменистане рождаемость находится на том же уровне, но рост населения меньше. Наиболее низкий показатель рождаемости за 2005-2010 гг. в Казахстане - всего 1,9 ребенка на каждую женщину репродуктивного возраста. Однако даже в условиях небольшой рождаемости численность населения страны растет - с 14,9 млн. до 15,6 млн. человек за 2000-2008 гг. (с. 10).

Большинство прогнозов динамики численности населения России, подготовленных различными центрами и международными организациями, фиксируют одну тенденцию - сокращение абсолютной численности населения и численности населения трудоспособного возраста. По данным 2010 г. Россия занимала 9-е место в мире по численности населения (142 млн. человек). По некоторым прогнозам, к 2050 г. население России может составить 112 млн. человек - это 17-е место в мире. Хотя расчеты показывают, что на территории России при равномерном расселении в благоприятных районах комфортно могли бы разместиться не менее 500 млн. человек (с. 9). Для России сокращение население чревато прежде всего геополитическими рисками. Слабозаселенные регионы Дальнего Востока и Сибири удерживать в составе страны будет сложно особенно в условиях, когда рядом находятся очень крупные по населению страны (прежде всего Китай), которые нуждаются в ресурсах и новых территориях. Кроме того, имеются экономические аспекты этой проблемы - страну может ожидать дефицит трудовых ресурсов, сокращение призывников, школьников и студентов, интенсивное старение населения. Таким образом, от решения демографических проблем во многом зависит будущее России.

Как показывают расчеты авторов, выполненные методом передвижки возрастов, в случае реализации комплекса мер демографической и миграционной политик, направленных на стимулирование рождаемости и поддержку семьи, сокращение смертности и

привлечение необходимых категорий мигрантов, можно ожидать к 2015 г. повышения суммарного коэффициента рождаемости до уровня, близкого к 1,7 (рожденных детей в среднем на одну женщину), и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения до 70 лет (в среднем для обоих полов). В последующие годы негативные изменения в возрастном составе населения (сокращение численности и доли женщин активного репродуктивного возраста) будут столь существенны, что их не сможет компенсировать даже максимально возможное, при реализации мер демографической политики, повышение показателей рождаемости (с. 19). Сокращение числа родившихся под воздействием структурных факторов неизбежно приведет к росту естественной убыли населения примерно до 570-580 тыс. человек в 2025 г. Однако эта убыль окажется в 2,3 раза меньше по сравнению с ситуацией сохранения нынешних уровней рождаемости и смертности населения (с. 19).

В результате комплексной реализации мер демографической и миграционной политики, в 2011 г. прекратится сокращение численности населения России (минимум будет достигнут к началу 2011 г. и составит 140,9 млн. человек) и до 2020 г. будет наблюдаться медленный рост (на начало 2020 г. - 141,8 млн. человек) (с. 19). В дальнейшем численность населения снова начнет сокращаться из-за негативных перемен в возрастном составе населения. Однако это сокращение может быть относительно небольшим: к 2025 г. до 141,4 млн. человек (с. 20).

В той или иной степени компенсировать сохраняющуюся естественную убыль населения России должен миграционный прирост, формирующийся под влиянием активной миграционной политики. Миграционный прирост должен увеличиться с примерно 280 тыс. человек в 2010 г. до около 400 тыс. в 2012 г. и 420440 тыс. в последующие годы (с. 19).

В настоящее время самый значительный по масштабам и последствиям миграционный поток в РФ представляет трудовая миграция. По данным ФМС России, количество оформленных разрешений на работу в 2010 г. составило 1,2 млн. (с. 23), но величина фактической трудовой миграции в Россию значительно больше. Иностранная рабочая сила привлекается в Россию более чем из 140 стран мира. Крупнейшими поставщиками иностранных рабочих в 2010 г. были три страны Центральной Азии: Узбекистан

(официально - 511,5 тыс.), Таджикистан (268,6 тыс.) и Кыргызстан (117,7 тыс. человек). Из стран СНГ также заметна численность рабочих из Украины (161,3 тыс.), Молдовы (72,2 тыс.), Армении (59,8 тыс.) и Азербайджана (40,3 тыс. человек) (с. 23). «Почетное» третье место в списке стран-экспортеров рабочей силы в Россию занимает Китай (186,5 тыс.), а также весомы позиции Турции (131 тыс.), Вьетнама (95 тыс.) и КНДР (36,5 тыс. человек) (с. 24). На российском рынке труда иностранные трудовые мигранты востребованы прежде всего как работники низкой квалификации в строительстве, сельском хозяйстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и на транспорте.

Иностранные трудовые мигранты по территории России распределяются неравномерно. Безоговорочным лидером является Центральный федеральный округ, в котором работает около 43% официально оформленных иностранных работников. Внутри региона выделяется Москва, которая концентрирует около трети всех трудовых мигрантов в стране, и Московская область (около 6% иностранных работников) (с. 25). Второй центр притяжения иностранной рабочей силы в Российскую Федерацию - Уральский ФО -здесь работает каждый шестой трудовой мигрант. Столь высокая привлекательность региона в российском рейтинге объясняется особой привлекательностью нефтяных территорий Ямало-Ненецкого и Ханты-Манскийского округов, которые занимают второе и третье место в стране по численности иностранных рабочих-мигрантов. Здесь трудовые мигранты работают в нефтедобывающей промышленности и строительстве. Третий по привлекательности - Дальневосточный ФО, который притягивает 10% иностранных работников. Здесь преобладает рабочая сила из Китая, КНДР и Вьетнама. В основном они востребованы в Приморском крае, Хабаровском крае и Амурской области прежде всего в строительстве, сельском хозяйстве и лесной промышленности (с. 26).

На российском рынке труда сложилась достаточно четкая специализация трудовых мигрантов из отдельных стран на определенных отраслях занятости. Как показывают исследования, мигранты из Таджикистана преимущественно заняты в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве крупных городов. Мигранты из Узбекистана работают в строительстве, сельском хозяйстве, тор-

говле, жилищно-коммунальной сфере. Рабочие-мигранты из Кыргызстана заняты в жилищно-коммунальном хозяйстве, сфере обслуживания, транспорте, торговле. Украинские трудовые мигранты -это в большинстве своем строительные и ремонтные рабочие, рабочие на промышленных предприятиях и на транспорте. Молдавские трудовые мигранты главным образом являются строителями и водителями. Китайцы и вьетнамцы преобладают в сфере торговли, сельском хозяйстве, легкой промышленности. Турецкие рабочие -это в основном строители. Иностранный высший менеджмент, занятый в банковском сегменте, страховании, коммерции, промышленности, преимущественно происходит из развитых стран мира (США, Японии, государств Европы). Это свидетельствует о том, что в России сложились сегменты рынка труда, на которых иностранные трудовые мигранты трудоустраиваются по этнотеррито-риальному принципу.

Основной поток мигрантов на постоянное место жительство в России идет из стран Центральной Азии. В настоящее время на долю иммигрантов из этого региона приходится более 40% общего миграционного прироста России (по миграции на постоянное место жительства) (с. 35). По-прежнему происходит приток русского населения, однако интенсивно растет доля представителей титульных народов (таджиков, узбеков, киргизов, казахов, туркмен). В настоящее время страны Центральной Азии обеспечивают Россию также трудовыми мигрантами для различных отраслей экономики и учебными мигрантами для вузов. По примерным оценкам в России работает около 1 млн. таджикских граждан, примерно столько же граждан Узбекистана, около 700 тыс. жителей Кыргызстана. Многие из них по-прежнему работают в России на незаконных основаниях (с. 43).

Легальная трудовая миграция имеет множество позитивных социально-экономических эффектов для России как принимающей страны. Рабочие-мигранты заполняют многие «непрестижные ниши» на рынке труда с тяжелыми условиями работы, на которые не соглашаются местные жители. За счет иностранных мигрантов развиваются целые отрасли экономики. Наглядным примером является строительная отрасль в крупных городах России, рост которой связан с использованием дешевой рабочей силы из-за рубежа. Трудом рабочих-мигрантов создается 8% ВВП России (с. 31).

Трудовая миграция имеет значительные эффекты и для посылающих государств. Прежде всего, это значительный поток денежных переводов, поступающих из России от трудовых мигрантов их родственникам и семьям. Например, в Таджикистане денежные переводы из-за рубежа превышают 45% ВВП страны, в Молдавии -40% ВВП, в Кыргызстане - 35% ВВП. Главным образом эти переводы направляются из России. Данные денежные суммы могут проходить как через официальные каналы (банковскую систему, системы денежных переводов, почту), так и поступать через неформальные каналы (специальных людей, проводников поездов, родственников). Накопленные сбережения и денежные переводы рабочих-мигрантов помогают сократить дефицит платежного баланса, обеспечивают семьи мигрантов, снижают безработицу и социальную напряженность. Так, в 2010 г. объем денежных переводов из России в различные страны составил 12,8 млрд. долларов США, в том числе 11,1 млрд. долл. США направлено в страны СНГ. Основными получателями денежных переводов были страны Центральной Азии (млрд. долл.): Узбекистан - 2,9; Таджикистан -2,2; Кыргызстан - 1,1 (с. 33). Трудовая миграция в Россию стала не только средством выживания значительной части населения в СНГ, но и реальным механизмом экономической интеграции в регионе.

Вместе с тем большая часть потока трудовых мигрантов из стран Центральной Азии происходит в стихийном режиме. Существует серьезный социальный и гуманитарный аспект проблемы нелегальной трудовой миграции. Рабочие-мигранты живут в плохих условиях, получают гораздо меньшую заработную плату, подвергаются эксплуатации со стороны работодателей, повсеместно нарушаются их трудовые и человеческие права. Фактически можно говорить о формировании сегмента принудительного труда в некоторых отраслях российской экономики. Из-за демпинга цен на труд часть местных работников теряет стремление и желание искать работу в ряде отраслей, а работодатели теряют интерес к найму местных работников.

Для исправления сложившейся ситуации предлагается реализовать целый ряд мер законодательного и административного характера. Прежде всего, необходимо развитие единой системы учета трудовых мигрантов - регистра иностранных граждан, который бы аккумулировал информацию об учете, наличии разрешений на ра-

боту и месте работы рабочих-мигрантов и мог давать объективную информацию о численности и распределении иностранных рабочих-мигрантов на любой момент времени.

В настоящее время между Россией и странами Центральной Азии сформировался устойчивый миграционный «мост», который характеризуется масштабными миграционными потоками и устойчивой географической направленностью. Несмотря на общие черты и тенденции, в странах Центральной Азии сложились достаточно разнообразные модели трудовой миграции, которые отличаются характером и структурой миграционных потоков, ролью государства в регулировании трудовой миграции. Страны Центральной Азии в перспективе являются наиболее реальными «донорами» -поставщиками трудовых ресурсов для России. В то же время в России практически не используются резервы внутренней трудовой миграции и безработных. Более эффективное использование собственных трудовых ресурсов могло бы несколько снизить потребности России в иностранной рабочей силе.

М.А. Положихина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.