Научная статья на тему '2012. 02. 029. Зудов Ю. В. Церковь, государство и общество в современной Дании / ИВИ РАН. - Челябинск: Цицеро, 2011. - 236 с'

2012. 02. 029. Зудов Ю. В. Церковь, государство и общество в современной Дании / ИВИ РАН. - Челябинск: Цицеро, 2011. - 236 с Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
372
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ДАНИЯ / ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ / РОЛЬ ЦЕРКВИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА / РОЛЬ ЦЕРКВИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 02. 029. Зудов Ю. В. Церковь, государство и общество в современной Дании / ИВИ РАН. - Челябинск: Цицеро, 2011. - 236 с»

Ожидания явно ориентированы на такие виды работы, которые не только допускают инициативу и творчество индивида, но и требуют их или по крайней мере не подавляют (с. 268).

Т.М. Фадеева

2012.02.029. ЗУДОВ Ю.В. ЦЕРКОВЬ, ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В СОВРЕМЕННОЙ ДАНИИ / ИВИ РАН. - Челябинск: Цицеро, 2011. - 236 с.

Ключевые слова: современная Дания, Евангелическо-люте-ранская церковь, роль церкви в жизни общества, роль церкви в политической системе.

Автор - кандидат исторических наук и кандидат богословия, с 2006 г. - руководитель международного отдела Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доцент кафедры систематического богословия и патрологии. В книге показано значение Евангелическо-лютеранской церкви Дании (Датской народной церкви) для истории и культуры страны, а также для формирования датского национального менталитета, рассматривается роль церкви в жизни современного датского общества и в политической системе.

Религиозная жизнь в Скандинавских странах довольно своеобразна. С одной стороны, Северная Европа считается наиболее секуляризованной частью западного мира. В то же время Еванге-лическо-лютеранская церковь по-прежнему остается значимым фактором общественно-политической жизни этих стран. Если лютеранская церковь Швеции была отделена от государства в 2000 г., а в Норвегии зависимость церкви от государства была частично ослаблена после учреждения особого органа церковного управления - Церковного собора, то Датская народная церковь продолжает оставаться одним из государственных учреждений, чей официальный статус подтверждается Конституцией (с. 11). Представители государства не могут вмешиваться во внутренние дела церкви. Сегодня вопрос статуса Народной церкви обсуждается не только представителями внутрицерковных движений, но и светскими историками, теологами, журналистами и политиками. Кроме того, программы политических партий Дании обязательно содержат позицию по вопросу возможного отделения церкви от государства.

В первой главе «О роли протестантизма в истории Западной Европы» автор прослеживает развитие некоторых богословских идей, содержащихся в вероучении наиболее влиятельных протестантских направлений и останавливается на том вкладе, который Реформация привнесла в образ мыслей и поведения западного человека. К важнейшим изменениям следует отнести поворот от подозрительного отношения к миру и светскому порядку к деятельному участию в мирских делах. Если средневековое католическое монашество предпочитало совершенствовать и преображать свое духовное состояние путем бегства из мира, то реформаторы учили о том, что истинное призвание христианина состоит в служении Богу и миру. Христианская жизнь должна протекать не в монастырях, а способствовать утверждению евангельских ценностей в повседневной жизни. «Протестантское богословие в широком смысле слова ориентирует христианина на общественно-полезную (для подавляющего большинства - экономическую) деятельность как на единственное приемлемое занятие, которым, по сути, и опосредуется стремление человека к единению с Богом. В протестантском понимании благочестивый труд, обустройство окружающего пространства - это одновременно посильное человеку служение Богу, деятельное исповедание и способ самоутверждения, испытания лояльности Бога по отношению к себе» (с. 52).

В следующей главе «Датское христианство в историческом контексте» рассматриваются основные особенности датской Реформации. Тесная связь между высшей церковной и светской иерархией в Средние века стала предметом недовольства со стороны крестьян и бюргерства. Более того, датские монархи были заинтересованы в том, чтобы положить предел увеличению политического и экономического веса Римско-католической церкви (с. 62). Начало датского протестантизма обычно связывают со временем короля Фредерика I (1523-1533). Король неоднократно заявлял, что его правление основывается на идее свободы совести, декларировал толерантность в качестве главного принципа своей политики. Сын короля и наследник, герцог Кристиан открыто провел церковную реформацию в своих владениях. Одновременно в Виборге начинает проповедь реформационных идей Ханс Таусен, выпускник Виттенбергского университета, обративший в протестантство почти весь город, а затем и население Копенгагена, куда был переве-

ден. К тому же он пользовался поддержкой короля, поэтому попытки католической церкви воспрепятствовать его деятельности ни к чему не привели. Важным делом нового короля, Кристиана III (1536-1539), стало завершение церковной реформации, причем в канун заседаний херредага (общего собрания всех сословий) король потребовал передачи ему и светскому ригсроду (королевский совет) всей полноты власти. В результате датский король взял на себя ответственность за устройство церкви и управление ею.

Новый статус Датской церкви нашел отражение в так называемых «капитуляциях». В результате секуляризации церковной собственности королевская земельная собственность, составлявшая 1/6 общей площади страны, выросла наполовину. Имущество соборов и монастырей могло сохраняться при условии принятия священниками и монахами протестантизма. Большинство епископов приняло Реформацию, и позднее им были возвращены епископские должности и пожалованы обширные земельные владения (с. 65). В 1550 г. была напечатана Библия на датском языке, которая и сегодня считается жемчужиной датской литературы. В целом переход от католицизма к лютеранству проходил в Дании значительно спокойнее, чем в других европейских странах. Главой Датской лютеранской церкви был провозглашен король, и с этого времени государственная церковная политика не была ограничена необходимостью признавать верховную власть Рима в церковных вопросах. «Усилению влияния государства на церковь способствовала Реформация, разорвавшая церковное общение с Римом, а также эпоха абсолютной монархии, когда короли полностью управляли религиозной жизнью страны. Принадлежность к Народной церкви до сих пор является неотъемлемой частью особой датской идентичности» (с. 66).

В главе третьей «Современное устройство Датской народной церкви. "Организованная анархия"» рассматриваются конституционные основы деятельности и система государственного управления в Народной церкви. Хотя Скандинавские страны считаются одной из самых секуляризованных частей Европы, лютеранская церковь здесь на протяжении всего ХХ в. оставалась государственным институтом и лишь в начале ХХ1 в. ситуация начинает меняться. Тем не менее в плюралистическом и либеральном обществе современной Дании лютеранская церковь по-прежнему является

государственным институтом, и высшей законодательной властью в ней обладает парламент (фолькетинг). При этом на приходском уровне общины Народной церкви имеют большую степень самостоятельности - как в отношении богослужебной практики, так и с точки зрения идеологии. Государство прилагает большие усилия для того, чтобы приход являлся домом для всех членов Народной церкви, вне зависимости от их церковно-политических убеждений. Это находит отражение в характерном свойстве Датской народной церкви - ее инклюзивности, т.е. открытости для всех, и идеологической широте. Тот факт, что Датская народная церковь выступает в роли объединяющего начала нации, имеет не только положительные, но и отрицательные последствия для самой церкви, считает автор. До настоящего времени Народная церковь фактически лишена собственного голоса. Упомянутая выше инклюзивность обеспечивается именно за счет запрета выражать официальное церковное мнение по спорным вопросам современной жизни.

В четвертом разделе «Церковь в демократическом государстве» рассматривается суть современной дискуссии между сторонниками различных моделей государственно-церковных отношений, прежде всего, возможность принятия устава Датской народной церкви, который обеспечивал бы ей большую степень независимости от государства. С 1849 г. до настоящего времени устав так и не был создан. Различные модели церковного устройства, возможное изменение системы финансирования Народной церкви, а также будущее государственно-церковных отношений широко обсуждаются сегодня в датском обществе. Среди важнейших тем общественной дискуссии - возможность принятия устава Датской народной церкви, которую предусматривает параграф 66 Конституции, провозглашающий, что «положение Народной церкви определяется законом» (с. 175).

Первенствующее положение и конституционный статус Датской народной церкви не подвергаются сомнению парламентским большинством. Аналогичным образом довольно незначительная часть политиков всерьез рассматривают возможность исполнения параграфа 66 Конституции, обещающего церкви собственный устав. Об этом свидетельствуют программы политических партий и выступления их руководства.

Так, либеральная партия Венстре подтверждает, что гарантированный Конституцией особый статус церкви должен быть сохранен. Иначе говоря, партия считает существующую модель государственно-церковных отношений приемлемой, возражая против каких-либо значительных изменений. В то же время признание особого статуса Народной церкви не должно означать агрессивной политики государства по отношению к другим церквам и религиям. Необходимо уважать основополагающий принцип свободы совести и защищать права религиозных меньшинств (с. 129). Венстре полагает, что принятие устава нанесло бы церкви урон, способствуя превращению ее в независимую ассоциацию с собственным руководством и, как следствие, - выходу из нее множества отдельных групп. Вместо этого должна сохраняться максимальная свобода общины и каждого ее представителя.

Согласно официальной позиции Консервативной народной партии, действующая модель управления вполне разумна и сбалансирована; партия выступает за поддержку Народной церкви со стороны государства, поскольку «в Дании действует именно принцип религиозной свободы, но не принцип равенства всех религий» (с. 131). Партия консерваторов также напоминает, что в современной Дании проживает значительное мусульманское меньшинство, которое имеет право на исповедание своей религии. Но ради них и других религиозных меньшинств Дания не обязана менять свою Конституцию. Консерваторы негативно относятся к созданию какой-либо структуры церковного управления. Важной составляющей своей молодежной политики консерваторы называют необходимость давать детям и подросткам базовые знания о христианстве. Старшие подростки должны получать знания о других религиозных культурах.

Датская народная партия также выступает за сохранение действующей системы. Поток иммигрантов стал причиной появления в Дании самых различных религиозных систем, причем особую обеспокоенность вызывает ислам. Это беспокойство усиливает наблюдающаяся и в других европейских странах тенденция к уменьшению присутствия христианства в обществе. Поэтому связь церкви и государства необходима, а их разделение нецелесообразно. Позиция партии продиктована необычными мотивами, отмечает автор: «Если Датская народная церковь, говорят представители

партии, потеряет связь с государством, она превратится в некую децентрализованную свободную общину. Это в том числе будет означать, что только личное исповедание веры сделает возможным членство в церкви» (с. 134). Таким образом, Датская народная партия опасается, что в случае отделения Народной церкви от государства принадлежность к церкви будет определяться наличием действительной веры, а не принадлежностью к датской нации. Это своеобразное понимание предназначения Народной церкви для общества (сначала «датскость», а потом христианство) стало одной из значительных причин неприятия идей партии в церковных кругах.

Социал-демократическая партия, в программе которой отсутствуют разделы, специально посвященные церкви, поддерживает существующее положение дел. Какое-либо изменение (создание устава или постоянного общецерковного органа) содержит в себе опасность превращения Датской народной церкви в своего рода «сектантскую организацию», считает большинство социал-демократов. Следовательно, в унисон с большинством других политических партий социал-демократы рассматривают церковь прежде всего в качестве национального символа. Главной заботой государства в этом случае становится расширение идеологических (и даже богословских) границ церкви с целью вместить в нее различные взгляды всего населения (с. 138).

Христианско-демократическая партия не исключает возможности создания устава Народной церкви. Новейшая программа партии также говорит о том, что невмешательство государства во внутреннюю жизнь Народной церкви, равно как и самостоятельность церкви в принятии важнейших решений, должны быть гарантированы отдельным уставом (с. 143). Более жесткую критику существующего положения можно услышать от Социалистической народной партии, представители которой считают, что в «государственно-религиозной политике Дания не до конца следует европейским стандартам нейтрального отношения к религии». В идеале программа Социалистической партии направлена на полное отделение Датской народной церкви от государства и уменьшение ее присутствия в политической жизни страны.

На официальном уровне существует устойчивое мнение, что принятая в Дании модель государственно-церковных отношений является наилучшей и не должна претерпеть значительных измене-

ний. Однако церковная полемика вне фолькетинга и Министерства по делам церкви представляет менее идеальную картину. Многие церковные авторы считают ненормальной ситуацию, в которой церковь не имеет права открыто выражать свою позицию. Альтернативами действующему порядку могли бы стать отделение церкви от государства (по примеру Франции) либо принятие церковного устава и учреждение нового общецерковного органа управления (синода).

Глава пятая «Датская народная церковь в общественной жизни страны» посвящена проблемам новых вызовов со стороны муль-тикультурного общества. Религиозный климат внутри страны становится менее однородным, при этом самым крупным религиозным меньшинством в Дании начала XXI в. стали мусульмане. Помимо диалога с представителями других религиозных культур значимой проблемой для Датской народной церкви является диалог с секулярным мировоззрением, ставящим под сомнение традиционные принципы христианской морали. Возможности и границы компромисса со светским пониманием прав и свобод человека становятся предметом полемики церковных либералов и консерваторов.

В 1989 г. получил официальное признание Межцерковный совет Народной церкви, ответственный за ее межхристианские связи. Этот Совет стал первым и единственным централизованным органом внутри Датской народной церкви. С его деятельностью многие церковные авторы связывают свои ожидания по дальнейшей реформе церковного управления (с. 216).

Датская народная церковь выступает в роли объединяющего начала нации. Однако данный факт имеет и отрицательные последствия для самой церкви. Так, до настоящего времени Народная церковь фактически лишена собственного голоса. Широта взглядов внутри церкви, характерная для нее инклюзивность обеспечиваются именно за счет запрета выражать официальное церковное мнение по спорным вопросам современной жизни. К концу 1990-х годов позиции государства и большинства политических партий по-прежнему не допускали возможности отделения церкви от государства. Среди возражений против предоставления церкви большей административной самостоятельности главным образом повторяется одно: действующая система обеспечивает инклюзив-

ность и демократию в церкви, что будет, несомненно, нарушено в случае реформы церковного управления. Сторонники реформирования государственно-церковных отношений, в свою очередь, отмечают, что в сложившейся ситуации церковное единство является искусственным, не отражая реального единства в богословских и церковно-политических взглядах. Важнейшим вопросом для Народной церкви стала проблема выживания в условиях современного религиозного плюрализма. Ситуация культурного и религиозного многообразия, в которой оказалась страна, требует от церкви тщательного и многостороннего осмысления. Изменения, происходящие в сознании людей, отражаются и в церковной жизни - на уровне академического богословия, миссионерской деятельности, литургической практики.

Проблема государственной поддержки основной конфессии (на уровне Конституции) также присутствует в диалоге Дании с Европейским сообществом. Руководство единой Европы отрицательно относится к существующей модели, рекомендуя внести соответствующие изменения в Основной закон страны.

Т.М. Фадеева

Страны Северной Америки

2012.02.030. СОГРИН ВВ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ США. - М.: Наука, 2010. - 581 с.

Ключевые слова: история США, социальная, политическая и экономическая история, социокультурные факторы.

Фундаментальная монография д-р ист. наук В.В. Согрина представляет собою попытку комплексного осмысления истории США, начиная с колониального периода и заканчивая современностью, с учетом новейших наработок как международной исторической науки, так и российской историографии постсоветского периода. Автор не только показывает важнейшие события и процессы американской истории, но и выявляет ее основные тенденции и движущие силы. В своей работе он сосредоточился по преимуществу на социальной, политической и экономической истории; наряду с традиционной проблематикой этих дисциплин значительное внимание в книге уделяется различным социокультурным факто-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.