Научная статья на тему '2011. 02. 053. Айзенберг Д. Дж. Поддержка предпринимательства как путь к экономическому росту. Isenberg D. J. How to start an entrepreneurial revolution // Harvard business rev. - Boston, 2010. - Vol. 88, n 6. - p. 41-50'

2011. 02. 053. Айзенберг Д. Дж. Поддержка предпринимательства как путь к экономическому росту. Isenberg D. J. How to start an entrepreneurial revolution // Harvard business rev. - Boston, 2010. - Vol. 88, n 6. - p. 41-50 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 02. 053. Айзенберг Д. Дж. Поддержка предпринимательства как путь к экономическому росту. Isenberg D. J. How to start an entrepreneurial revolution // Harvard business rev. - Boston, 2010. - Vol. 88, n 6. - p. 41-50»

сравнительные преимущества трудоемких отраслей) постепенно исчезают благодаря экономической интеграции с остальной Европой.

И.Г. Минервин

2011.02.053. АЙЗЕНБЕРГ Д.Дж. ПОДДЕРЖКА

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ПУТЬ К

ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РОСТУ.

ISENBERG D.J. How to start an entrepreneurial revolution // Harvard business rev. - Boston, 2010. - Vol. 88, N 6. - P. 41-50.

Чтобы дать толчок развитию инновационных предприятий и экономическому росту, необходимо создавать благоприятную среду для предпринимательства, утверждает профессор школы бизнеса Babson College (штат Массачусетс, США). Как теоретические исследования, так и практика во всем мире неизменно подтверждают связь предпринимательства с быстрым увеличением занятости, ростом ВВП и долговременным повышением производительности. Все страны, добившиеся в последние годы экономических успехов, представляют «плодородную почву» для предпринимательства во многом благодаря усилиям своих правительств.

Успех появляется там, где инновационные предприниматели получают поддержку, прямую или косвенную, со стороны правительства, создающего «благоприятные условия и питательную среду». Такие «экосистемы предпринимательства» стали мощным средством подъема экономики как в развитых, так и в развивающихся странах. К сожалению, отмечает автор, многие правительства идут неверным путем, ставя недостижимые цели и беря за образец иные экономические реальности, тогда как образцы наиболее эффективной практики можно найти в «неожиданных местах», где имеет место не только ограниченность ресурсов, но и недостаточное развитие правовых систем, прозрачности управления и демократических ценностей, а предпринимательство выступает в качестве «нового лица». Примерами служат такие страны, как Руанда, которая по рейтингу условий для бизнеса (Ease of Doing Business), выставляемому Всемирным банком, переместилась с 143 на 67 место, а также Чили, Израиль и Исландия (с. 42).

Не все зависит от усилий правительства, частный и неприбыльный сектора должны разделить ответственность. Множество примеров указывают на участие помимо самих предпринимателей

также финансистов, руководителей корпораций, владельцев семейных предприятий, университетов, профессиональных организаций, благотворительных фондов, профсоюзов, в организации и финансировании предпринимательских курсов обучения, конференций, исследований и пропагандистских мероприятий. Частная инициатива нередко заставляет правительства действовать быстрее и эффективнее и облегчает им решение задач.

Экосистема предпринимательства состоит из комплекса элементов, таких как лидерство, культура, рынки капитала, открытые для нововведений потребители. Усилия многих правительств оказываются тщетными, поскольку они берут во внимание лишь один или два элемента, вместо того чтобы создавать целостную систему. В результате проведенного исследования (Babson Entrepreneurship Ecosystem Project) была выработана схема, призванная помочь в определении и планировании элементов экосистемы предпринимательства, которая в упрощенном виде выглядит как перечень следующих примерных вопросов:

- Действуют ли государственные лидеры в качестве публичных защитников предпринимателей и пропагандистов предпринимательства? Открыты ли они для предпринимателей и тех, кто их поддерживает?

- Создают ли правительства эффективные институциональные структуры, непосредственно связанные с предпринимательством (исследовательские институты, внешние связи, форумы для государственно-частного диалога)? Устраняют ли структурные барьеры для предпринимательства, такие как обременительное законодательство о банкротстве и слабое правопринуждение к соблюдению контрактов?

- Толерантна ли общая культура к честным ошибкам и неудачам, принятию риска и нетрадиционному мышлению, признает ли предпринимательство как достойное уважения занятие?

- Есть ли явные примеры успехов, вдохновляющие молодежь и потенциальных предпринимателей?

- Есть ли в достаточном количестве люди, имеющие знания и опыт в области организационных структур, систем, методов контроля и управления, найма персонала, профессионального консультирования, членства в советах директоров?

- Есть ли источники финансовой поддержки для формирования акционерного капитала компаний на начальных этапах их становления, а также источники управленческой поддержки для обучения и организации контактов?

- Есть ли неприбыльные организации и отраслевые ассоциации, помогающие инвесторам и предпринимателям создавать сетевые контакты и учиться друг у друга?

- Есть ли учебные заведения, обучающие финансовой грамотности и предпринимательству в рамках высшего образования, а также предоставляющие своим преподавателям временные отпуска для участия в работе стартовых предприятий?

- Предоставляет ли государство достаточную транспортную (автомобильные и железные дороги, аэропорты, контейнерные перевозки) и коммуникационную (цифровую, широкополосную, мобильную) инфраструктуру?

- Есть ли географические точки, располагающие совокупностью условий для потенциальных и растущих венчуров, близостью к университетам, ведомствам по вопросам стандартизации, мозговым центрам, учреждениям профессионально-технического образования, поставщикам, консалтинговым фирмам и профессиональным ассоциациям?

- Есть ли формальные или неформальные группы, связывающие предпринимателей в данной стране или регионе с диаспорами, особенно с успешными экспатриантами, а также с новыми венчурами и местными офисами МНК?

- Есть ли профессионалы, ориентированные на венчурные предприятия, в том числе юристы, бухгалтеры, рыночные и технические консультанты, готовые работать на условиях по обстоятельствам или за оплату акциями?

- Есть ли потенциальные местные потребители, готовые дать совет, участвовать в разработке новых продуктов или услуг, принять гибкие условия оплаты, учитывающие потребности движения денежных средств молодых, быстро растущих предприятий-поставщиков?

Для создания предпринимательской экономики нет точных правил, но имеются основанные на практике «дорожные карты». Чтобы дать старт становлению экосистемы предпринимательства, предлагается следовать девяти ключевым принципам.

1. Перестать копировать Силиконовую долину, которая является плохим примером по трем причинам: 1) она развивалась при уникальных условиях (сильная местная промышленность, культура открытости, поддержка Стэнфордского университета, богатый задел изобретений фирмы «Fairchild Semiconductor», либеральная иммиграционная политика, вдобавок чистая удача); 2) она подпитывалась изобилием технических знаний, развитием общества знания, требующим гигантских инвестиций в образование, создания интеллектуальной собственности мирового класса, огромных коммуникационных каналов передачи технологии; 3) считаясь средоточием выращивания местных венчуров, она фактически служит мощным магнитом, притягивающим готовых предпринимателей со всего мира.

2. Строить экосистему сообразно местным условиям. Решения должны возникнуть на местной почве, включая природные ресурсы, географическое расположение, климат и культуру. Природные ресурсы часто не являются ключевым компонентом, многие страны, бедные ресурсами, создали экосистемы на основе человеческого капитала.

3. С самого начала привлекать частный сектор. Только частный сектор заинтересован в перспективном развитии прибыльных рынков. Он должен участвовать в консультировании и разработке политики и программ. При недостатке отечественной экспертизы эффективно привлечение зарубежных соотечественников-экспатриантов.

4. Поддерживать предпринимательство с высоким потенциалом. Концентрация ресурсов на одном направлении, исключающая развитие других венчуров с высоким потенциалом, является опаснейшей ошибкой. Программы должны быть ориентированных прежде всего на наиболее перспективных предпринимателей, нацеленных на рост и крупные потенциальные рынки.

5. Привлекать к участию в управлении известных и успешных предпринимателей. Всякий успех имеет стимулирующий эффект, вызывает воображение и создает подражателей. Видимые успехи снижают восприятие предпринимательских барьеров и рисков, высвечивают показательные результаты. Как показывает опыт, даже скромные достижения оказывают положительное воздействие. Следует всячески пропагандировать успешные примеры пред-

принимательства через средства информации, публичные присуждения наград, распространение публикаций, интервью и т.п.

6. Энергично решать проблемы культурных изменений. Изменить глубоко укоренившуюся культуру, общественное отношение к предпринимательству очень трудно, но, как показывает опыт, в частности Ирландии и Чили, возможно в течение одного поколения. Важную роль могут сыграть средства информации.

7. Делать акцент на жизнеспособность. Снабжать большими деньгами предпринимателей, даже с высоким потенциалом, -это ошибочный подход: больше не значит лучше. Новые венчуры должны сразу испытать жесткие требования рынка. Правительствам следует заботиться об их жизнеспособности, тщательно распределяя денежные средства с прицелом на предпринимательскую выносливость и находчивость. Трудности способствуют развитию предприимчивости. Так, исландское рыболовное предпринимательство строится по принципу «ловить рыбу, когда она есть, а не когда хорошая погода».

8. Не переусердствовать в области организации кластеров, помогать их органическому росту. Многие правительства приняли стратегию стимулирования кластеров - скоплений взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков товаров и услуг, учебных и обслуживающих организаций, создающихся вокруг технологии или конечного продукта в рамках определенной территории. При этом им придается ключевая роль в обеспечении предпринимательского подхода и конкурентоспособности. Предпринимательские кластеры формируются естественным путем и являются важным элементом экосистемы, а правительства способны играть в этом процессе лишь вспомогательную роль. Как подчеркивал создатель концепции М. Портер, «правительствам следует поддерживать существующие и возникающие кластеры, но не пытаться создавать их заново» (с. 48).

9. Реформировать правовые, бюрократические и регулирующие системы. Правовая и регулирующая системы играют решающую роль в развитии предпринимательства. Зачастую они являются единственной сферой сосредоточения внимания правительства. При этом фактически многие предприниматели достигают успеха вопреки тормозящим действиям бюрократии и ограничениям законодательства и используют свое влияние для продвижения реформ. В то

же время реформа не может быть эффективной без всего комплекса подходов к созданию экосистемы предпринимательства, включая образование и социокультурные факторы. Хорошо известно позитивное влияние реформ в области декриминализации банкротств, защиты акционеров от кредиторов, облегчения быстрого создания предприятия, либерализации рынков капитала, упрощения режима налогообложения, создания сильных систем аудита и взимания задолженности. Устранение правовых и административных барьеров созданию венчурных предприятий является более эффективным путем по сравнению с установлением стимулов для их преодоления.

Создание целостной экосистемы представляет серьезный вызов, поскольку требует внимания ко всем ее элементам, что может быть достигнуто различными путями. Так, Тайвань действовал по нескольким направлениям одновременно: стимулировал исследования, создал научный парк ШтсИи, организовал программу обучения, привлек экспертов, работавших в США, принял законы, обеспечившие развитие местного венчурного капитала. Израильский проект Уо/та оказался успешным, поскольку был встроен в формирующуюся экосистему с уже существующими государственными инновационными предприятиями, фондами венчурного капитала, институциональными инвесторами, инвестиционными банками, профессиональными сервисными организациями и большими объемами контрактов.

Игнорирование взаимосвязанного характера элементов экосистемы предпринимательства ведет к искаженным результатам. Так, стимулирование предпринимательского поведения может привести к утечке мозгов, если это поведение сталкивается с враждебным окружением. Обильные средства из госбюджета, распределяемые без разбора, приведут к дорогостоящим и низкокачественным результатам. Наличие четкого плана поможет правительствам начать действовать и продолжать идти по верному пути. Следует также учитывать, что решение столь фундаментальной задачи требует постоянного экспериментирования и обучения, а также взаимного обмена опытом. Кроме того, надо иметь в виду, что эта работа никогда не будет окончательно завершена.

И.Г. Минервин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.