Научная статья на тему '2011. 02. 045. Звиденная О. О. , Новикова Н. И. Удэгейцы: охотники и собиратели реки Бикин (этнологическая экспертиза 2010 Г. ). - М. : стратегия; ИП Андрей Яковлев, 2010. - 154 с'

2011. 02. 045. Звиденная О. О. , Новикова Н. И. Удэгейцы: охотники и собиратели реки Бикин (этнологическая экспертиза 2010 Г. ). - М. : стратегия; ИП Андрей Яковлев, 2010. - 154 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
162
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РФ / ЭТНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / УДЭГЕЙЦЫ / ОХОТНИКИ И СОБИРАТЕЛИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Уварова Т. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 02. 045. Звиденная О. О. , Новикова Н. И. Удэгейцы: охотники и собиратели реки Бикин (этнологическая экспертиза 2010 Г. ). - М. : стратегия; ИП Андрей Яковлев, 2010. - 154 с»

Различные формы самоорганизации аборигенов - родовые и семейные хозяйства, артели, кооперативы, общины - создают возможности для повышения благосостояния коренных народов. Складывающаяся в Поронойском и отчасти Охинском районе система территориального общественного самоуправления оказывается важным фактором повышения качества жизни.

Определенную роль в обеспечении коренных малочисленных народов Севера Сахалина играет их взаимодействие с промышленными компаниями, особенно «Сахалин энерджи». Этой компанией разработан План содействия развитию коренных малочисленных народов Севера, и работает система грантовой поддержки.

Т.Б. Уварова

2011.02.045. ЗВИДЕННАЯ О.О., НОВИКОВА НИ. УДЭГЕЙЦЫ: ОХОТНИКИ И СОБИРАТЕЛИ РЕКИ БИКИН (этнологическая экспертиза 2010 г.). - М.: Стратегия; ИП Андрей Яковлев, 2010. -154 с.

Ключевые слова: РФ, этнологическая экспертиза, удэгейцы, охотники и собиратели.

Понятие «этнологическая экспертиза» появилось в российской правовой системе в 1999 г. в законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народах Российской Федерации». Она представляет собой научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса. Ее результаты обычно представляют в виде экспертного заключения о влиянии хозяйственных проектов на сохранение и развитие образа жизни коренных народов.

Вопросы этнологической экспертизы обсуждаются в научной литературе уже в течение длительного времени. Первоначально использовалось понятие этноэкологической экспертизы - как комплекса стандартизированных научных исследований, направленных на оценку возможных этносоциальных последствий управленческой деятельности. Главными целями такой экспертизы были предупреждение распада общности населения и сохранение этнокультурной среды, поддерживающей эту общность. В рамках этого подхода возможно было выделение этнополитической, этносоциальной и других видов экспертиз. Другое направление экспертизы -

как этнологического мониторинга - разработано В.А. Тишковым в проекте «Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов», эксперты которого проводят исследования по 46 условным индикаторам (с. 13).

В отношении коренных малочисленных народов Севера и Сибири (КМНС) этнологическая экспертиза имеет еще более длительную историю. В 1955 г. в Институте этнологии и антропологии был создан сектор по изучению социалистического строительства у малых народностей Севера, позднее переименованный в Сектор Крайнего Севера и Сибири. Сотрудники занимались как фундаментальными, так и прикладными исследованиями. Ученые работали во взаимодействии с Комиссией по проблемам Севера Совета по изучению производительных сил (СОПС) АН СССР, и данные, полученные в ходе полевых этнографических исследований, регулярно представлялись в Совет Министров РСФСР в виде докладных записок. Такая практика сохранялась до 1994 г.

Большое место занимает этнологическая экспертиза в деятельности и публикациях Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Участие коренных народов в таких исследованиях выступает как своего рода форма и средство соуправления. Вместе с тем многообразие интересов народов и групп в современных условиях создает дополнительные проблемы при организации таких экспертных исследований и формулировании рекомендаций.

В Российской Федерации этнологическая экспертиза как часть правовой системы появилась в законодательстве о коренных малочисленных народах, что соответствует как международному праву, так и российской Конституции. Вместе с тем в действующем российском законодательстве этнологическая экспертиза представлена скорее как возможность, а не как обязанность, и в таких условиях особую роль и значение приобретает общественное мнение. Для законодательного обеспечения прав коренных народов необходима еще очень большая работа. Право на этнологическую экспертизу должно рассматриваться как реализация права на культурную самобытность и возможность управления культурным многообразием, а также как создание равных возможностей для развития культур всех народов страны.

Аналогичные народы выделяются во всем мире, они относятся к коренному населению территорий своего проживания и, что особенно важно, ведут особый образ жизни, сохраняют особое традиционное природопользование, которое в России включает охоту, рыболовство, оленеводство, сбор дикоросов. Исторически проживающие в районах Севера и Сибири, они выработали приемы неис-тощительного использования природных ресурсов, а также социальные нормы - обычное право - которые позволяли им в прошлом, а в некоторой степени позволяют и теперь устанавливать отношения добрососедства и с иноэтничным населением. Для коренных малочисленных народов характерны обычаи, праздники, религиозные ритуалы, направленные на максимальное сохранение окружающей среды, как природной, так и социокультурной.

В 2007 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах коренных народов, в которой сформулированы наиболее общие положения, характеризующие идеальные нормы для национальных государств, где проживают коренные народы. Международное право исходит из того, что в основе обеспечения прав коренных народов лежат гарантии доступа к определенным территориям, ресурсы которых составляют основу жизнеобеспечения.

Определенным эталоном политики взаимодействия промышленных компаний и коренных народов стали документы Всемирного банка, в частности «Операционная директива 4.10 - Коренные народы». С учетом ее содержания разрабатывается концепция политики Европейского банка реконструкции и развития в отношении коренных народов.

В Российской Федерации правовую основу проведения этнологической экспертизы составляют федеральное законодательство, международные договоры и соглашения, законодательные акты субъектов РФ, а также решения, принятые гражданами на общих референдумах и в результате осуществления иных форм непосредственной демократии. Впервые на конституционном уровне статус КМНС в России был закреплен в 1993 г., когда государство гарантировало их права в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Правовые основания для выполнение экологической экспертизы гарантированы Федеральным законом 1999 г. «О гарантии прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», где содержится определение экологи-

ческой экспертизы и описаны права этих народов на защиту их исконной среды обитания и традиционного образа жизни.

В главе 1 характеризуются среда обитания и этнический состав населения одного из административных подразделений Приморского края - Краснояровского сельского совета. В трех поселениях здесь компактно проживают около 700 человек (данные 2009 г.), 80% которых составляют коренные малочисленные народы. К их числу относятся народы, проживающие в местах традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в РФ менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Большую часть изучаемого населения составляют удэгейцы - 77%, нанайцы составляют 20%, орочи - 1,8%, около 1% - эвенки (с. 27-28).

Для аборигенного населения региона по своим трансформационным процессам особое значение имел период с середины Х1Х в., когда активировалось взаимодействие с пришлыми соседями, русскими казаками и китайскими отходниками. Результатом этих контактов стали развитие торгово-меновых связей, терминологические заимствования, взаимная аккультурация. По мере колонизации региона русскими переселенцами ареал расселения аборигенов постоянно сокращался. Таежные промысловые животные мигрировали в необжитые северные районы, следом за ними уходило коренное население, поскольку охота была одним из основных источников его существования. К началу XX в. удэгейцы расселялись по труднодоступным притокам и протокам рек Бикин, Самарга, Иман.

Роль охоты в природопользовании удэгейцев выделяла их среди соседних народов Дальнего Востока, занимавшихся преимущественно рыболовством, - амурских нанайцев, ульчей, нивхов. Более близкими к удэгейцам были группы орочей и таежных нанайцев, кочевавшие с ними на одной территории и вступавшие в семейно-брачные отношения.

Проживающие в районе экспертизы народы ведут схожий образ жизни и занимаются традиционным природопользованием (охота, рыболовство, сбор дикоросов), имеют общность культурно-бытовых черт и духовной культуры, поэтому для целей экспертизы этнические различия не имеют большого значения. Природные ре-

сурсы обеспечивают сохранение и развитие всей традиционной культуры как единой системы.

Традиционный образ жизни и традиционные экологические знания удэгейцев характерны для системы жизнеобеспечения, основанной на охоте, с рыболовством и собирательством в качестве подсобных занятий. Как и у других коренных малочисленных народов Севера и Сибири, хозяйство удэгейцев носило комплексный характер, что позволяло сокращать нагрузку на окружающую среду и достигать оптимального для них уровня жизни при минимальном использовании ресурсов. Основы внутригруппового взаимодействия и взаимодействия с окружающим миром были заложены еще в древние времена предками удэгейцев и сохранялись на протяжении всей этнической истории, с передачей экологически и этнически значимой информации от поколения к поколению. Пользование лесными и водными ресурсами регулировалось обычно-правовыми нормами. Их определяющими чертами являются гармоничное сочетание запрета и меры при использовании природных ресурсов, проницаемость границ при выделении земельных участков, сочетание прав владения, пользования и ответственности за территории проживания и ведения хозяйства. Эти особенности соответствуют доктрине устойчивого развития и отвечают положениям Конвенции о биологическом разнообразии (с. 70).

Современные формы традиционной хозяйственной деятельности по-прежнему ориентированы на охоту. Официальным охотничьим промыслом на территории среднего и верхнего Бикина занимается община коренных малочисленных народов «Тигр». Охота ведется на территории традиционного природопользования (ТТП) удэгейцев. Это одно из самых крупных охотничьих хозяйств на Дальнем Востоке и самое большое в Приморском крае. Все территория поделена на 24 промысловых участка со средней площадью 500 кв. км. Деление, размеры и структура охотничьих участков были установлены в 1960-х годах на основании научно обоснованных рекомендаций Всесоюзного НИИ охоты и звероводства во время создания леспромхоза «Пожарский». После ликвидации леспромхоза зоны промысловых участков не расформировывались, а со времени образования общины приобрели подобие традиционных родовых угодий с той разницей, что деление между родами осуще-

ствлялось не устно, а на основе договоров, которые глава семьи (рода) заключил с общиной.

Территорию с начала 1980-х годов пришлось отстаивать от промышленного освоения лесопромышленными предприятиями, в частности совместного советско-корейского объединения «Светлая». Аборигены в поисках поддержки начали активную информационную кампанию, которое привлекло внимание не только их земляков, но и международного сообщества, экологических организаций. В результате в 1992 г. СП «Светлая», получившее поддержку руководства края, тем не менее прекратило свое существование (с. 86).

В современных условиях одним из направлений, соответствующим неистощительному характеру традиционного природопользования, может стать экологический и этнографический туризм, для развития которого активно используется материальное и нематериальное наследие коренных народов. Развитие этого направления на территории их проживания создает новый вид занятий для местных жителей. Известные своим безупречным знанием таежных территорий и опытом выживания в трудных условиях, удэгейцы на протяжении уже более трехсот лет выполняли функции проводников, гостеприимных хозяев и помощников в передвижениях по сложным маршрутам уссурийской тайги.

Судя по этнографическим исследованиям последних лет, в этнокультурном плане бикинская группа аборигенов находится в состоянии довольно зыбкого равновесия. Ее дальнейшая судьба во многом будет зависеть от того, какая стратегия ляжет в основу социально-экономического развития территории. Несмотря на относительную стабильность показателей численности населения и рождаемости, сохраняются проблемы недостаточно высокого социально-экономического положения коренных жителей, отсутствия качественного медицинского обслуживания, необходимости улучшения сферы образования.

Оценивая влияние договора аренды лесного участка Общиной коренных малочисленных народов «Тигр», исследователи в первую очередь привлекают внимание к существенному увеличению числа рабочих мест для местного населения. Важно, что на территории, охватываемой договором аренды, располагаются историко-культурные памятники - места родовых стойбищ и священ-

2011.02.046-050

ные места. Связь с землей, с рекой Бикин, с тайгой составляет основу удэгейской культуры и является важнейшим фактором устойчивого развития местного сообщества.

В заключение сформулированы конкретные рекомендации органам государственной власти и местного самоуправления, общине «Тигр», общественным организациям, занимающимся изучением, защитой и использованием природных ресурсов.

Т.Б. Уварова

ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИЧЕСКИХ ЖУРНАЛОВ

2011.02.046-050. ФОТОГРАФИЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «HISTORY AND THEORY». (Сводный реферат).

History and theory. - Middletown, 2009. - Vol. 48, N 3.

2011.02.046. РОТ М. Двойственность фотографии и историческое понимание.

ROTH M. Photographic ambivalence and historical consciousness. -P. 82-94.

2011.02.047. БЭН С. «Когда я был фотографом»: Надар и история. BANN S. «When I was a photographer»: Nadar and history. - P. 95111.

2011.02.048. РЕЙФОРД Л. Фотография и практика критики «Памяти афроамериканцев».

RAIFORD L. Photography and the practice of critical black memory. -P. 112-129.

2011.02.049. ЭДВАРДС Э. Фотография и материальное воплощение прошлого.

EDWARDS E. Photography and the material performance of the past. -P. 130-150.

2011.02.050. ТОМАС Дж. Очевидность видимого. THOMAS J.A. The evidence of sight. - P. 151-168.

Ключевые слова: фотография, методы исторических исследований, историческая интерпретация, история США, историческая память, Р. Барт, А. Бергсон, визуальная культура.

Продолжается публикация рефератов статей тематического номера журнала «History and theory», посвященного фотографии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.