2011.01.046
характеристики существенны, но лишь отчасти объясняют выбор мигрантов. По этой причине изменение иммиграционной политики, в частности ужесточение отбора мигрантов, оказывает умеренное влияние на структуру и объем иммиграции. Экономическое и институциональное окружение, среда и исторические связи между странами остаются основными воздействующими факторами.
По мнению авторов, принимая во внимание исторические связи Франции с очень бедными странами, низкий уровень вознаграждения за квалификацию и перераспределительный характер налоговой системы и системы социального страхования Франции, можно предположить, что она вряд ли может стать очень привлекательной для квалифицированных специалистов из других стран.
Сравнение политики Франции по привлечению иностранных квалифицированных специалистов и соответствующей политикой Германии показывает, что в силу исторических, лингвистических, географических связей, а также благодаря уровню социального обеспечения Франция остается более привлекательной для выходцев из беднейших стран (в основном имеющих низкую квалификацию).
С.Н. Куликова
2011.01.046. ДЕСОНЕ С. РОСТ ЧИСЛЕННОСТИ ЖЕНЩИН-МАТЕРЕЙ - ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬНИЦ.
DÉSAUNAY C. L'essor des mompreneurs // Futuribles. - P., 2010. -N 359. - P. 82-83.
В США в настоящее время около 8 млн. женщин возглавляют предприятие (это составляет только четверть предприятий страны). Среди них подавляющее большинство - это матери, решившие покинуть мир наемного труда и создать свое собственное индивидуальное предприятие, часто на дому, с целью уделять больше времени своим детям.
Во Франции данное явление гораздо менее распространено, хотя статус мамы-предпринимательницы привлекает все больше матерей, желающих сочетать профессиональную и семейную жизнь. Во Франции, несмотря на рост экономической активности женщин после Второй мировой войны, которая достигла в настоящее время 65% среди женщин в возрасте 15-64 лет, выход женщин на рынок труда находится в значительной зависимости от их статуса матери. Так, если 83% женщин, имеющих одного ребенка до
2011.01.046
трех лет, работают или находятся в поисках работы, то среди матерей, имеющих троих и более детей младшего возраста, таких женщин только 38% (с. 82).
Женщины делают выбор, как правило, между двумя крайними вариантами: либо отказ от работы и посвящение себя ведению домашнего хозяйства, либо очень трудное совмещение профессиональной деятельности и воспитания детей. Некоторые женщины-матери заинтересовались такой формой совмещения профессиональной и семейной жизни, как предпринимательство на дому.
Во Франции в 2006 г. учредителями почти трети предприятий были женщины. Учреждение статуса самостоятельного предпринимателя (аи1;оеп1;гергепеиг), для которого характерен гибкий график рабочего времени, может побудить работающих женщин или женщин-домохозяек к созданию своего собственного предприятия. С января по октябрь 2009 г. было подано 260 тыс. заявок на создание таких предприятий (фирм), но эти данные не дают представления о точном количестве женщин, ведущих собственный бизнес.
Во Франции наибольшая часть предприятий, созданных женщинами, относится к сфере торговли - 29% (против 23,6% для фирм, созданных мужчинами); далее идут услуги физическим лицам - 25% (против 11%), промышленность - 19% (так же как и для фирм, созданных мужчинами), и образование. В целом указанные сферы деятельности относительно хорошо совмещаются с занятостью на дому благодаря Интернету.
Как в США, так и во Франции мамы, занимающиеся предпринимательством, обычно специализируются на услугах, которые рассчитаны на семейных женщин и на детей и которые они сами хотели бы приобретать вблизи от своего местожительства, например товары для детей и соответствующие определенным экологическим нормам продукты. Эти женщины часто имеют университетское и профессиональное образование.
Остается невыясненным вопрос о том, удается ли женщинам-матерям эффективно совмещать экономическую активность с воспитанием детей и приносить в дом доход. Существует риск, что в случае неудачи своего бизнеса женщины могут полностью вернуться в домашнее хозяйство.
С.Н. Куликова