Научная статья на тему '2010.04.022. МЕРАН Ф., РАКОТОНИРИНА X.М. ЕВРОПЕЙСКИЕ СИЛЫ В ЧАДЕ И ЦЕНТРАЛЬНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: КРЕЩЕНИЕ ОГНЕМ. MERAND F., RAKOTONIRINA H.M. LA FORCE EUROPEENE AU TCHAD ET EN CETRAFRIQUE: LE BAPTèME DE FEU // POLITIQUE AFRICAINE. - P., 2009. - N 114. - P. 106-127'

2010.04.022. МЕРАН Ф., РАКОТОНИРИНА X.М. ЕВРОПЕЙСКИЕ СИЛЫ В ЧАДЕ И ЦЕНТРАЛЬНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: КРЕЩЕНИЕ ОГНЕМ. MERAND F., RAKOTONIRINA H.M. LA FORCE EUROPEENE AU TCHAD ET EN CETRAFRIQUE: LE BAPTèME DE FEU // POLITIQUE AFRICAINE. - P., 2009. - N 114. - P. 106-127 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
59
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ АФРИКА (ЮЖНЕЕ САХАРЫ) / ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ АФРИКА (ЮЖНЕЕ САХАРЫ)
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Олишевко В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010.04.022. МЕРАН Ф., РАКОТОНИРИНА X.М. ЕВРОПЕЙСКИЕ СИЛЫ В ЧАДЕ И ЦЕНТРАЛЬНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: КРЕЩЕНИЕ ОГНЕМ. MERAND F., RAKOTONIRINA H.M. LA FORCE EUROPEENE AU TCHAD ET EN CETRAFRIQUE: LE BAPTèME DE FEU // POLITIQUE AFRICAINE. - P., 2009. - N 114. - P. 106-127»

2010.04.022. МЕРАН Ф., РАКОТОНИРИНА Х.М. ЕВРОПЕЙСКИЕ СИЛЫ В ЧАДЕ И ЦЕНТРАЛЬНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: КРЕЩЕНИЕ ОГНЕМ.

MERAND F., RAKOTONIRINA H.M. La force europeene au Tchad et en cetrafrique: le baptème de feu // Politique africaine. - P., 2009. -N 114. - P. 106-127.

Авторы (Университет Монреаля, Канада) задаются вопросом: может ли Евросоюз быть стратегической нейтральной силой в Африке южнее Сахары? С начала проведения Европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО) в 1998 г. операция Еврокорпуса в Чаде и Центральноафриканской республике (ЦАР) - самая сложная и опасная. Миссия была официально завершена в марте 2009 г. Авторы рассматривают задачи операции, сложности ее выполнения, результаты, разногласия между участниками и будущее ЕПБО.

Первой миссией в рамках ЕПБО была миссия в Косово в 1999 г. В 1999 г. на саммите в Хельсинки зоной ответственности Еврокорпуса стали «4000 км вокруг Брюсселя», в эту зону входила и часть Тропической Африки. Франция в значительной степени финансировала Африканские силы поддержания мира (АСПМ) в 2003 г. в Демократической Республике Конго (ДРК). Она же провела в 2006 г. операцию «Артемида». По инициативе Франции в ДРК появились военнослужащие Еврофор, большей частью - французы, обеспечение войск также почти полностью осуществлялось Францией. Великобритания предпочла помогать деньгами.

Силы Еврокорпуса в Чаде и ЦАР (Еврофор) насчитывали 3700 человек и предназначались для защиты суданских беженцев и внутренних беженцев Чада и ЦАР. 15 марта 2009 г. Еврофор сменила Миссия ООН в ЦАР и Чаде (МООНЦЧ). Около 2 тыс. солдат Еврофор, главным образом французы, стали солдатами МООНЦЧ, до тех пор пока миссия не станет самостоятельной военной силой. Еврофор удалось добиться снижения в регионе уровня насилия, но с началом вывода этих войск его уровень значительно вырос.

Гибель французского военнослужащего во время операции вызвала негативную оценку деятельности Еврокорпуса не только во Франции, но и в Нидерландах, Германии и скандинавских странах. Противники существования Еврокорпуса стали заявлять о нем как о военной организации, деятельность которой сводится к реализации французской политики в Африке. Ряд европейских поли-

тиков рассматривают ЕПБО как форму неоколониализма. Левые депутаты Европарламента сделали следующее заявление: «Африка, похоже, превращается в полигон для европейских военных, защищающих интересы старых метрополий. В будущем возможно увеличение военных миссий европейцев в бывших колониях» (с. 106). Сторонники общеевропейских институтов подчеркивали, что Ев-рофор занималась и гуманитарными проблемами, что способствовало уменьшению потока беженцев не только в соседние страны, но и в Европу.

В Европарламенте длительные обсуждения вызывали результаты работы Еврофор в Чаде и ЦАР: «Еврофор удалось защитить беженцев из Дарфура, но ничего не удалось сделать для самого Дарфура; он постоянно нуждался в одобрениях резолюциями ООН, также ему приходилось иметь командира из нейтральной страны -Ирландии, чтобы не быть обвиненным в неоколониализме» (с. 107).

Авторы отмечают, что Франция имеет выраженные политические интересы в регионе, в частности в Чаде с момента прихода к власти в 1990 г. поддерживается режима Идриса Деби. Вне зависимости от первоначальных целей действия Еврофор способствовали укреплению власти лидера Чада. Французским дипломатам пришлось приложить значительные усилия для того, чтобы в операции приняли участие не входящие в НАТО Австрия, Швеция и Ирландия. В этих странах парламентарии и общественность проявляли большое недовольство участием армии в африканских операциях.

Приграничные районы в Чаде, ЦАР и Судане «являются зоной полного беззакония, и с 2000 г. правительства пользуются любой возможностью применить в них насилие в ходе борьбы с разнообразными повстанческими группировками» (с. 109). Миссия Африканского союза в Судане (МАСС) не предотвратила появление в регионе 2 млн. беженцев. В Чаде время от времени вспыхивает вооруженная межклановая борьба.

В ЦАР в 2003 г. в результате переворота к власти пришел президент Франсуа Бозизе. Кроме столицы страны г. Банги, усиленно патрулируемой правительственными войсками, на территории республики царят насилие и беззаконие. На северо-востоке страны одновременно присутствуют правительственные войска и

различные вооруженные группы, оппозиционные как правительству, так и друг другу, или поддерживающие его. Все они борются за право взимать плату с беженцев, покидающих регион, а также за контроль торговли оружием и наркотиками. В северо-западных провинциях ситуацию в большей степени продолжает контролировать Народное движение за восстановление демократии (НДВД), руководимое офицерами, служившими при предыдущем президенте Анже-Феликсе Патассе. Во главе него стоят политический лидер Жан-Жак Демафу и Мартин Зигуле, премьер-министр правительства Патассе. Это движение получает поддержку из Судана, но с ним борются правительственные войска и войска Чада.

В 2006 г. почти удалось свержение правительство Чада Объединенным фронтом за перемены (ОФП), повстанцы сумели захватить часть территории страны, но были разбиты и бежали на территорию Дарфура, где у них были базы с начала существования движения в 2005 г. Помимо граждан Чада в ОФП входит множество суданских добровольцев. Движение за справедливость и равенство под руководством Эль-Бешира, первоначально созданное в 2004 г. на территории Чада, заключало соглашения о совместных действиях против повстанческих групп как на территории Судана, так и на территории Чада. На территории последнего в октябре 2005 г. они действовали против Объединения за демократию и свободу (ОДС).

В ЦАР бойцы Союза сил за демократию в Центральной Африке (ССДЦА) под руководством Абдулая Мискина заняли в 2005 г. три города. Чтобы остановить повстанцев, понадобилось вмешательство Сил экономического и финансового содружества Центральной Африки (СЭМСЦА) и 300 французских солдат, осуществивших операцию Боали и вытеснивших повстанцев из занятых районов к концу декабря.

12 ноября 2006 г. французский МИД предложил создать в провинциях региона объединенные миротворческие силы с участием Судана, ЦАР и Чада. 8 февраля 2006 было подписан договор о добрососедских отношениях между Суданом и Чадом. При этом Хартум был против введения сил третьих стран в регион, в том числе сил ООН, предпочитая присутствие. Ливия предоставила войска для миротворческой операции, но они имели худшую военную и гуманитарную подготовку, чем войска ООН. Ситуация в регионе осложнялась и нежеланием правительства Чада признавать

предложение генерального секретаря ООН Пан Ги Муна от 23 февраля 2007 г. о размещении на территории страны от 6 тыс. до 10,9 тыс. солдат ООН (с. 112).

12 сентября 2007 г. 26 министров иностранных дел ЕС (за исключением Дании) утвердили цели Еврофор в Чаде и ЦАР. 25 сентября 2007 г. была принята резолюция ООН № 1778, согласно которой «силы ООН должны осуществлять полицейские функции при военной поддержке европейских сил» (с. 113). За пять лет это была уже третья миссия ООН в регионе.

Силами Еврофор в Чаде командует французский генерал-майор, в составе этих сил большинство - французы (2 тыс. человек), ирландцы (чуть более 400 человек), поляки (чуть менее 400 человек) и австрийцы (140 человек), шведы, финны и итальянцы представлены небольшими контингентами. На создание базы «Европа» возле Нджамены, где дислоцируются основные силы Ев-рофор в Чаде, были потрачены 120 млн. евро, подобные расходы невозможны для войск ООН.

Франция при принятии любого стратегически важного решения стремится сделать его максимально коллективным, а цели и финансирование - максимально прозрачными, «что позволяет Франции представить Еврофор как исключительно европейские силы, которым более не требуется поддержка НАТО, как это было во время первых операций в Боснии» (с. 115).

Операция «Артемида» - первая полностью независимая от НАТО операция Еврокорпуса - продолжалась с июня по сентябрь 2003 г. В ней принимали участие 500 военнослужащих из Франции, Великобритании, Швеции и Бельгии. В течение 20 дней ноября 2006 г. около 1 тыс. военнослужащих Еврокорпуса были дислоцированы в Киншасе (Конго-Киншаса) на время проведения выборов для поддержания законности.

Во время выполнения миссии в Чаде и ЦАР военнослужащие Еврокорпуса сталкивались с трудностями снабжения, связи, климата, им приходилось контролировать территорию в 200 тыс. км2, большая часть которой приходилось на самые неспокойные районы Чада. «Не удалось вернуть на места постоянного проживания большую часть беженцев, оказавшихся на территории Чада» (с. 118). В Чаде оказались 240 тыс. беженцев из Дарфура, 45 тыс. беженцев с севера ЦАР, также в стране было 180 тыс. внутренних

беженцев. В ЦАР официально насчитывалось 2,5 тыс. беженцев из Судана и 200 тыс. внутренних беженцев. Вопреки соглашениям между войсками, подконтрольными Идрису Деби и Омару Эль-Баширу, продолжались столкновения.

По мнению авторов, «если не произойдет "африканизации" ЕПБО как части расширенной французской политики в регионе, то разногласия между странами-членами могут быть преодолены и стать составной частью большой общеевропейской политики» (с. 125).

В.С. Олишевко

2010.04.023. АРАЛ Б. ТУРЦИЯ В СОВЕТЕ БЕЗОПАСНОСТИ ООН: ЕЕ ИЗБРАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ.

ARAL B. Turkey in the UN Security Council: its election and performance // Insight Turkey. - Ankara, 2009. - Vol. 11, N 4. - P. 151-168.

Автор (Университет Фатих, Стамбул, Турция) считает серьезной внешнеполитической победой правительства Т. Эрдогана присутствие Турции в составе Совета Безопасности ООН1.

Несмотря на то что представители руководства страны начиная с 1961 г. заявляли о желании видеть Турцию в качестве непостоянного члена Совета Безопасности, программа конкретных мер, нацеленных на реализацию идеи, начала осуществляться лишь с приходом к власти правительства Партии справедливости и развития (ПСР). Планомерная работа велась по разным направлениям, как внешнеполитическим, так и внешнеэкономическим. С 2006 г. по 2008 г. министры иностранных дел (А. Гюль, а затем А. Бабаджан) провели переговоры по вопросу о членстве Турции в СБ с главами внешнеполитических ведомств более чем 150 государств. Турция пошла на открытие новых дипломатических представительств в Африке. Намереваясь играть более заметную роль на международной арене, Турция стремилась принимать активное участие в разрешении острых региональных и международных проблем, демонстрировала готовность урегулировать отношения с

1 В результате голосования, состоявшегося 17 октября 2008 г., Турция при поддержке 151 государства (из 192) была избрана непостоянным членом СБ ООН. В борьбе за место непостоянного члена Турция сумела обойти Исландию (87 голосов) и наряду с Австрией (133 голоса) работает в европейской группе СБ с

1 января 2009 г. по 31 декабря 2010 г. - Прим. реф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.