Научная статья на тему '2010. 03. 024. Бернанке Б. Комментарии к докладу федеральной резервной системы о монетарной политике. Bernanke B. semiannual monetary policy report to the Congress. Before the Committee on financial services, U. S. house of representatives, Washington, D. C. February 24, 2010. - mode of access: http:// www. Federalreserve. Gov/newsevents/testimony/bernanke20100224a. Htm'

2010. 03. 024. Бернанке Б. Комментарии к докладу федеральной резервной системы о монетарной политике. Bernanke B. semiannual monetary policy report to the Congress. Before the Committee on financial services, U. S. house of representatives, Washington, D. C. February 24, 2010. - mode of access: http:// www. Federalreserve. Gov/newsevents/testimony/bernanke20100224a. Htm Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕЗЕРВНАЯ СИСТЕМА США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 03. 024. Бернанке Б. Комментарии к докладу федеральной резервной системы о монетарной политике. Bernanke B. semiannual monetary policy report to the Congress. Before the Committee on financial services, U. S. house of representatives, Washington, D. C. February 24, 2010. - mode of access: http:// www. Federalreserve. Gov/newsevents/testimony/bernanke20100224a. Htm»

ДЕНЬГИ. ФИНАНСЫ. КРЕДИТ

2010.03.024. БЕРНАНКЕ Б. КОММЕНТАРИИ К ДОКЛАДУ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕЗЕРВНОЙ СИСТЕМЫ О МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКЕ.

BERNANKE B. Semiannual monetary policy report to the Congress. Before the Committee on financial services, U.S. House of Representatives, Washington, D.C. February 24, 2010. - Mode of access: http:// www.federalreserve.gov/newsevents/testimony/bernanke20100224a.htm

Руководитель Федеральной резервной системы (ФРС) Б. Бернанке, выступая перед Комитетом по банкам, жилищным вопросам и урбанизации Палаты представителей Конгресса США (24 февраля 2010 г.), подвел итоги антикризисной монетарной политики, наметил основные действия по свертыванию чрезвычайных мер и по реформированию всей системы регулирования банковской сферы.

Экономический спад в США начался более двух лет назад и резко усилился осенью 2008 г. Совместные усилии ФРС, Министерства финансов и других государственных структур по стабилизации финансовой системы, в частности, с помощью стимулирующей монетарной и фискальной политики, позволили остановить падение экономики и создать основы для будущего подъема. Однако темпы роста остаются низкими (около 4% во втором полугодии

2009 г.). Причем рост в значительной мере обусловлен успехами фирм по ликвидации накопившихся запасов, что позволяет им строить планы увеличения производства. Импульс к росту, создаваемый сокращением запасов, имеет временный характер. К концу

2010 г., по-видимому, прекратится и стимулирование роста посредством фискальной политики, и тогда устойчивое восстановление экономики будет зависеть от роста спроса частного сектора на товары и услуги.

Конечный частный спрос растет умеренными темпами, чему отчасти способствует улучшение финансовых условий. Недавно, например, потребительские расходы увеличились вслед за повышением располагаемого дохода домохозяйств, уровня их благосостояния и стабилизацией рынка труда. Значительно возросли инвестиции предпринимателей в оборудование; начала расширяться и международная торговля. Тем не менее нежилищное строительство продолжает сокращаться, что отражает трудности в финансировании.

Рынок труда особенно сильно пострадал от кризиса, но некоторые признаки говорят о стабилизации. Так, сокращение рабочих мест резко замедлилось, а в январе 2010 г. наблюдался небольшой рост числа рабочих мест с режимом работы полный рабочий день в обрабатывающей промышленности. Численность первичных зарегистрированных безработных остается низкой, а численность временных работников в сфере услуг, динамика которой, как считается, определяет ведущую тенденцию в изменении занятости в остальных отраслях, с октября 2009 г. устойчиво растет. Однако рынок труда по-прежнему слабый, поскольку уровень безработицы составляет около 10%, а новых рабочих мест создается мало. Более 40% безработных не имеют работы более шести месяцев - это вдвое больше, чем год назад.

Рост цен на энергоносители привел к подъему потребительских цен во второй половине 2009 г., но в последние месяцы рост нефтяных цен остановился, и большинство индикаторов свидетельствуют, что подъем инфляции, видимо, через некоторое время пойдет на спад. Инертность рынков труда и товаров способствовала уменьшению давления роста цен и зарплаты на большинство рынков, и быстрый рост производительности в дальнейшем сократит издержки на рабочую силу в единице продукции.

Улучшение ситуации на финансовых рынках, начавшееся весной 2009 г., продолжается. Рынки краткосрочного капитала возвращаются к предкризисному уровню. Многие (главным образом крупные) фирмы смогли выпустить корпоративные облигации или новые акции и, по-видимому, не испытывают трудностей из-за недостатка кредитов. Напротив, банковское кредитование продолжает сжиматься, что отражает одновременно ужесточение стандартов предоставления займов и слабый спрос на кредиты в условиях неопределенности экономических перспектив.

Прогнозы экономического роста, занятости и инфляции на 2010-2012 гг., подготовленные ФРС, предполагают умеренные темпы восстановления экономики - 3-3,5% в 2010 г. и 3,5-4,5% в 2011 г. Ожидаются и умеренные темпы сокращения безработицы -до 6,5-7,5% в 2012 г. (с понижением до 5% в долгосрочной перспективе). Инфляция останется слабой: рост потребительских цен составит 1-2% в 2010-2012 гг. В долгосрочном периоде прогнозируется инфляция в диапазоне от 1,75 до 2% в год.

Монетарная политика. В прошедшем 2009 г. ФРС использовала разнообразные инструменты для стимулирования экономической активности и поддержания стабильности цен. Целевое значение федеральной краткосрочной процентной ставки удерживалось на исторически низком уровне от 0 до 0,25% до декабря 2008 г. Федеральный комитет по операциям на открытом рынке (Federal Open Market Committee, FOMC) полагает, что экономические условия, в том числе низкий уровень использования ресурсов, слабая инфляция и ожидания стабильного роста цен, будут способствовать сохранению чрезвычайно низких федеральных процентных ставок в течение длительного времени.

Для поддержки рынков ипотечного кредитования и жилья, а также улучшения ситуации на частных кредитных рынках ФРС приняла решение о покупке государственных ценных бумаг, обеспеченных ипотекой, на сумму 1,25 трлн. долл. и дополнительно государственных долговых обязательств на 175 млрд. долл. Эти операции должны быть завершены в марте 2010 г. FOMC будет определять размер таких покупок в зависимости от ситуации в экономике и на финансовых рынках.

В ответ на существенное улучшение работы большинства финансовых рынков в 2009 г. ФРС начал свертывать специальные программы финансирования ликвидности, введенные в действие ранее. С 1 февраля 2010 г. завершены такие программы, как программы кредитования первичных дилеров, программы займов, предназначенные для стабилизации взаимных фондов денежного рынка и рынка векселей, и временные соглашения о валютном свопе с центральными банками ведущих стран мира. Предусмотрено сохранить только программу кредитования различных заемщиков -Term Asset-Backed Securities Loan Facility (TALF). Ее намечено завершить в два этапа: первый продлится до 31 марта 2010 г. (выдача

кредитов под все виды обеспечения, кроме вновь выпущенных ценных бумаг, обеспеченных ипотекой) и второй - до 30 июня 2010 г. (кредиты под вновь выпущенные ценные бумаги, обеспеченные ипотекой).

Одновременно с завершением специальных программ ФРС совершенствует кредитования коммерческих банков через дисконтное окно1 (discount window). Последний аукцион займов через дисконтное окно в рамках программы Term Auction Facility, которая была запущена в начале кризиса с целью восполнить недостающую ликвидность в банковском секторе, состоялся 8 марта 2010 г. Максимальный срок кредитов, предоставляемых через дисконтное окно, который во время кризиса был увеличен до 90 дней, возвращен для большинства банков к докризисной норме - сутки (овернайт). Чтобы банки шире использовали средства частных кредитных рынков и постепенно отказывались от кредитов через дисконтное окно, в феврале 2010 г. была также повышена дисконтная процентная ставка (discount rate) на 25 базовых пункта, что привело к повышению спрэда между этой ставкой и федеральными краткосрочными процентными ставками до 50 базисных пунктов. Эти изменения, как и закрытие большинства специальных кредитных программ в начале февраля 2010 г., стали ответом на улучшение ситуации на финансовых рынках, вследствие чего потребность в экстренной помощи ФРС уменьшилась. Они, как ожидается, не приведут к ужесточению финансовых условий для домашних хозяйств и бизнеса; их не следует интерпретировать как сигнал о каком-либо изменении в прогнозе монетарной политики.

Хотя федеральные краткосрочные процентные ставки, по-видимому, останутся на низком уровне продолжительный период, ФРС потребуется в дальнейшем ужесточить монетарную политику, чтобы предотвратить развитие инфляционных процессов.

Особенно важным событием стало решение Конгресса США, принятое в октябре 2008 г., о предоставлении ФРС права выплачивать проценты по средствам, размещенным банками на счетах в федеральных резервных банках. Увеличивая процентную ставку по

1 Дисконтное (учетное) окно - механизм кредитования центральным банком других банков путем проведения с ними операций по учету векселей или путем предоставления прямых кредитов, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг. - Прим. реф.

резервам банков, ФРС может влиять на банковские краткосрочные процентные ставки, поскольку обычно банки не ссужают денежные средства по процентной ставке, которая ниже уровня, при котором они смогут получить безрисковую прибыль в ФРС. Реальный и будущий рост краткосрочных процентных ставок будет отражаться на долгосрочных процентных ставках и финансовых условиях в целом.

Для сокращения значительных резервов банков на счетах ФРС использовала также ряд дополнительных инструментов, которые позволяют улучшить контроль со стороны ФРС и устанавливают более жесткую зависимость между процентной ставкой, выплачиваемой банкам по вкладам на счетах в федеральных резервных банках, и другими краткосрочными процентными ставками. Один из таких инструментов - обратные сделки репо с участниками финансового рынка, в том числе с банками, учреждениями, финансируемыми правительством, и другими организациями. Обратные сделки репо включают в себя продажу ФРС ценных бумаг из своего собственного портфеля и соглашение об обратной покупке проданных им ценных бумаг по немного более высокой цене позже.

ФРС также планирует использовать и другой инструмент -предложение банкам разместить свои средства на срочных депозитах, которые являются аналогами депозитных сертификатов, выдаваемых банками своим клиентам. Средства банков, размещенные в срочных депозитах ФРС, являются источником краткосрочной ликвидности. Кроме того, у ФРС есть и такой альтернативный вариант, как выкуп или продажа ценных бумаг из своего портфеля. Так, продажа части долгосрочных ценных бумаг будет способствовать не только сокращению банковских резервов, но и реструктуризации баланса ФРС.

Конечно, дальнейшие действия и комбинация мер, которые выберет ФРС при свертывании антикризисной политики, зависят от развития экономических и финансовых процессов.

Прозрачность ФРС. ФРС обязана предоставлять Конгрессу США и общественности всю информацию, необходимую для понимания принимаемых решений. В области информирования о монетарной политике ФРС считается самым прозрачным центральным банком в мире, поскольку всегда дает детальные сведения и

разъяснения по поводу своих действий. В прошедшем 2009 г. ФРС также предприняла ряд шагов для обеспечения прозрачности своих специальных программ кредитования и поддержания ликвидности. Среди них: регулярное представление расширенных докладов в Конгресс и СМИ, организация обсуждений широкого круга вопросов, связанных с этими программами, при участии правительственных агентств, в том числе главного бюджетно-контрольного управления (Government Accountability Office, GAO) и управления главного инспектора (Office of the Special Inspector General), комиссий Палаты представителей Конгресса США, частных аудиторских фирм и т.д.

Руководство ФРС понимает, что специальные программы кредитования и поддержания ликвидности являются необычным инструментом монетарной политики, который был использован в связи с кризисом, а потому особенно важно сделать их прозрачными. Этому, в частности, хорошо помогли проверки GAO, в ходе которых эксперты этого ведомства изучали, как ФРС управляет специальными программами, кому распределяет средства. ФРС готова предложить законодателям расширить полномочия GAO по контролю деятельности центрального банка.

Вместе с тем ФРС считает, что жизненно важно изолировать монетарную политику от политического давления со стороны FOMC, ориентирующейся на краткосрочные цели. Это позволит ФРС сконцентрироваться на решении долгосрочных экономических задач в интересах всего народа страны. Кроме того, конфиденциальность кредитования через дисконтное окно отдельных кредитных учреждений должна сохраняться, чтобы ФРС продолжала эффективно вливать ликвидные средства в финансовую сферу в условиях, когда отсутствуют другие источники финансирования. Вливания капитала являются критически важным фактором для поддержания финансовой стабильности и удовлетворения потребности фирм и населения в кредитах.

Реформа регулирования. Укрепление системы регулирования финансов необходимо прежде всего для обеспечения долгосрочной стабильности экономики. Среди главных уроков кризиса можно выделить два следующих: ключевое значение макропруденциаль-ного регулирования, т.е. регулирования и надзора, нацеленного на борьбу с рисками в сфере финансов в целом, и необходимость эф-

фективного контроля над каждым финансовым учреждением, размеры и связи которого настолько значительны, что его банкротство несет угрозу всей финансовой системе.

ФРС полностью поддерживает усилия Конгресса по проведению всеобъемлющей финансовой реформы и для укрепления контроля над банковским сектором в настоящее время самостоятельно проводит исследование работы соответствующих инструментов и механизмов с целью их совершенствования. Помимо этого, ФРС осуществляет фундаментальные изменения в системе надзора за крупными банковскими холдинговыми компаниями со сложной организационной структурой, преследуя две цели - повысить эффективность консолидированного надзора и инкорпорировать в него макропруденциальный аспект, что позволит выйти за традиционные рамки контроля надежности и устойчивости отдельных учреждений. ФРС разрабатывает планы капитальной перестройки всей системы и процедур контроля для совершенствования координации действий персонала центробанка, налаживания сотрудничества с другими контролирующими агентствами и обеспечения более интегрированной оценки рисков, которые несет каждая холдинговая компания и группа компаний.

Весной 2009 г. ФРС успешно выполнила программу оценки капитала (Supervisory Capital Assessment Program), широко известную как стресс-тестирование банков. Важным уроком этой программы является вывод, что сочетание банковской проверки на местах с набором количественных и аналитических инструментов позволяет существенно повысить сопоставимость результатов и лучше определить потенциальные риски. Используя этот подход, ФРС также разрабатывает программу надзора за крупными банковскими холдинговыми компаниями. Информация, полученная в ходе контроля, должна дополняться индикаторами на уровне фирмы и рынка, а также агрегированными экономическими данными. Только так можно получить самую полную картину рисков, которым подвергаются финансовые учреждения и финансовая система в целом.

Нынешний кризис, кроме того, отчетливо показал, насколько сильно прямой контроль над банками и банковскими холдинговыми компаниями способствует повышению эффективности работы ФРС с точки зрения выполнения функций центрального банка. Еще важнее то, что, как показал кризис, способность ФРС идентифици-

ровать угрозы финансовой стабильности и принимать меры против них зависит главным образом от наличия информации, опыта и компетентности, а также полномочий, которые предоставлены ФРС как органу контроля над банками и как центральному банку.

ФРС продолжает курс на защиту потребителей финансовых услуг. Так, во второй половине 2009 г. было проведено всестороннее обследование регламентаций и нормативов, касающихся ипотечного кредитования населения. По его результатам были определены основные действия по повышению прозрачности ипотеки. Кроме того, были утверждены правила, вводящие в действие расширенную систему защиты кредитных карт и частного кредитования студентов, а также новые правила, создающие возможность избежать платы за овердрафт.

Г.В. Семеко

2010.03.025. СКОТТ Д. БАНКИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА. SCOTT D. Banks in crisis // Crisis response. - Washington, DC: World Bank, 2009. - N 9. - P. 1-8.

Д. Скотт, вице-президент группы Всемирного банка, анализирует последствия масштабных государственных интервенций в национальные банковские системы в период глобального финансового кризиса.

Текущий финансовый кризис быстро распространялся по всему миру. В большинстве промышленно развитых стран первоначально правительства приняли решения, которые сопровождались значительными инвестициями в системно важные банки. Но не все их действия были достаточно продуманными. Уроки начала кризиса показывают: действия правительства как временного собственника позволили минимизировать издержки налогоплательщиков на преодоление первых последствий кризиса.

Среди антикризисных мер правительств были инвестиции в задолженность, собственность и гибридные инструменты банков, что привело к установлению частичной или полной собственности государства на финансовые учреждения. Государственные инвестиции рекапитализировали банки, которые не удовлетворяли минимальным требованиям к капиталу, и увеличили объем капитала банков, которые удовлетворяли установленным требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.