идеи и готовность стран-членов мыслить более широко, руководствуясь не только национальными интересами.
В.И. Шабаева
2010.03.011. БЕЛКЕ А., БУРГЕР Т., САЙДЕЛЬ С.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ.
BELKE A., BURGER T., SEIDEL S. Dienstleistungshandel: Ökonomische effekte der Liberalisierung // Wirtschafts dienst. - Hamburg, 2009. - Jg. 89, N 8. - S. 540-547.
Авторы пытаются ответить на вопрос, почему потенциал либерализации международной торговли остается невостребованным, почему нет прогресса на переговорах по соглашению об услугах в рамках ВТО. Либерализация международной торговли товарами и услугами в экономически трудные времена, как правило, не находится в центре внимания правительств, поскольку на первый план выдвигаются протекционистские действия по защите собственного рынка и рабочих мест. Нынешний кризис не является исключением, хотя на встрече «группы 20» (G20) в ноябре 2008 г. подчеркивалась важность свободной торговли и успешного завершения Доха-раунда переговоров в рамках ВТО. Однако в настоящее время на политической арене преобладают другие мероприятия по спасению экономики и предприятий.
Переговоры по либерализации торговли услугами являются составной частью переговоров Доха-раунда, которые практически не достигли прогресса и потому до их успешного завершения пока далеко. Хотя либерализация торговли услугами, по мнению экспертов, может положительно воздействовать на благосостояние многих стран, переговоры не продвигаются. Многие страны - члены ВТО пытаются преодолеть застой в переговорах, заключая двусторонние или региональные соглашения.
В настоящее время услуги являются важной частью экономик многих стран. Быстрый рост сектора услуг вносит гораздо больший вклад в мировой экономический рост, в глобальное создание стоимости и новых рабочих мест, чем любой другой сектор экономики. Без сектора услуг, особенно без эффективных финансовых, страховых и транспортных систем, ни одна страна не может
долго и успешно обеспечивать свой экономический рост и быть конкурентоспособной в мировой торговле.
В мировом ВНП доля услуг составляет почти 60%. Эта доля меняется в зависимости от уровня экономического развития страны и дохода на душу населения: от 70% ВВП в промышленно развитых странах до 44-55% в развивающихся странах (РС) (с. 540). В международной торговле услугами на долю ПРС приходится почти 70% оборотов. На долю услуг приходится 49% торгового оборота в рамках ЕС. Доля услуг в общем объеме мировой торговли составляет около 20% (с. 541).
С 1995 г. услуги в рамках ВТО стали самостоятельной сферой переговоров по либерализации. Цель этих переговоров - улучшение доступа к международным рынкам и снижение барьеров в торговле услугами. Либерализация торговли услугами зависит от одновременного успешного завершения переговоров по аграрной и товарной торговле. В настоящее время прогресс здесь кажется невероятным, и завершение Доха-раунда переговоров отодвигается надолго. Это вынуждает многие государства заключать двусторонние соглашения по либерализации торговли услугами. К середине 2009 г. в ВТО было заявлено о 64 двусторонних торговых соглашениях, которые включали торговлю услугами. Большое число этих соглашений было отменено.
Как показывают результаты проведенных исследований, от либерализации торговли услугами можно ожидать положительных экономических последствий, которые, как правило, превосходят положительные результаты от либерализации торговли товарами. Положительные эффекты для повышения благосостояния прогнозируются как в мировом, так и в региональных масштабах, независимо от того, на какой основе (многосторонней или двусторонней) заключено торговое соглашение, хотя оценить эти эффекты довольно сложно.
В целом можно констатировать, что рынки услуг в РС в значительной степени закрыты и прогнозируемые относительные прибыли от них, предположительно, довольно высоки. Некоторые исследователи приходят к выводу, что рост благосостояния тем больше, чем выше был до либерализации уровень протекционизма. С их точки зрения это означает, что РС могли бы быть главной выигравшей стороной от общей либерализации торговли услугами,
так как их рынки защищены в настоящее время сравнительно высокими торговыми барьерами.
Услуги, которые не потребляются непосредственно, а вносят вклад в процесс производства товаров (например, телекоммуникационные и финансовые), могут особенно эффективно способствовать повышению благосостояния. Следует, однако, отметить, что, если либерализация услуг создает большие положительные эффекты для повышения благосостояния, то ожидаемые дополнительные прибыли неравномерно распределяются не только между участвующими странами, но и внутри стран: не все социальные группы участвуют в распределении прибылей в равной степени. Чтобы реализовать все эффекты либерализации для повышения благосостояния, наряду со снижением торговых барьеров требуются также внутригосударственные реформы. Поскольку в РС в большинстве случаев они проводятся недостаточно, это является препятствием для полного использования потенциала либерализации для повышения благосостояния. Поэтому предпосылкой успешного участия РС в процессе либерализации является программа улучшения регулирования рамочных условий.
Прогнозируемое повышение благосостояния могло бы быть стимулом для дальнейшей либерализации торговли услугами. До сих пор главной причиной медленного продвижения переговоров были прежде всего различные позиции стран по аграрной торговле. В настоящее время тормозом для переговоров может быть концентрация внимания стран-участниц ВТО на стабилизации собственной экономики.
В.И. Шабаева
2010.03.012. ВНУТРЕННЕЕ ФИНАНСОВОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН С ФОРМИРУЮЩИМСЯ РЫНКОМ.
Financial development in emerging économies - stock-talking and policy implications // Month. bull. of ECB. - Frankfurt a. Main, 2009. -N 10. - Mode of access: http://www.ecb.int/pub/pdf/mobu/mb200910 en.pdf
Внутреннее финансовое развитие может определяться как способность страны направлять сбережения инвесторам, действующим в национальных границах. Эта способность зависит от институциональных и организационных условий развития финан-