2009.04.059. ГРИМОРД Д., РИГГС Дж. УНИКАЛЬНЫЙ И ОСПАРИВАЕМЫЙ СТАТУС ГОСПИТАЛЬНЫХ СУДОВ В ПРАВОВЫХ НОРМАХ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ПРАВО ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ.
GRIMORD D., RIGGS G. The unique and protested status of hospital ships under the law of armed conflict // Issues in intern. law and military operations / Ed. by Richard B.J. - Newport, 2006. - P. 263-273.
В соответствии с нормами, регулирующими право вооруженных конфликтов, плавучие госпитали, или госпитальные суда, уже многие годы пользуются особым статусом. Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море от 12 августа 1949 г. (далее Конвенция УРБК) предусматривает защиту плавучих госпиталей, выполняющих свои профессиональные обязанности -гуманитарную миссию в зоне военных действий, имеющих статус конфликта международного характера.
Автор отмечает, что в процессе размещения американской гуманитарной миссии USNS Comfort T-AH 20 с целью поддержки военной операции по освобождению Ирака вопрос о статусе плавучих госпиталей сыграл важную роль, подтвердив свою актуальность. Данная проблематика особенно важна в силу успехов сферы высоких технологий, а также изощренности современного терроризма и угроз от негосударственных образований, не придерживающихся норм международного гуманитарного права.
Статья 22 Конвенция УРБК, в частности, предписывает, что военные госпитальные суда, т.е. суда, целью которых является оказание помощи раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение, ни при каких обстоятельствах не могут быть подвергнуты нападению, захвачены, они должны всегда пользоваться защитой. При этом ст. 31 Конвенции УРБК предусматривает средства контроля со стороны участников боевых действий, осмотр госпитальных судов на предмет соблюдения последними рамок гуманитарной миссии и отсутствия враждебных действий против какой-либо воюющей стороны. Статья 31 дает право сторонам конфликта осуществлять контроль за использованием радиоаппаратуры и других средств связи и даже задержать их на определенный срок. Более того, стороны вправе назначить на судно комиссара, единственной
обязанностью которого будет наблюдать за тем, чтобы осуществлялись приказы, отдаваемые в соответствии с указанными положениями ст. 31 Конвенции УРБК.
Статья 34 Конвенции УРБК предусматривает, что покровительство, на которое имеют право госпитальные суда и судовые лазареты, может прекратиться лишь в том случае, если они будут использованы для совершения действий, направленных против одной из воюющих сторон. А в ст. 35 перечисляются условия, которые не будут рассматриваться как обстоятельства, лишающие госпитальные суда или судовые лазареты покровительства, на которое они имеют право. К ним относятся следующие:
- факт, что экипажи этих судов и персонал судовых лазаретов вооружен для поддержания порядка, для самообороны и для защиты раненых и больных;
- факт присутствия на борту аппаратов, предназначенных исключительно для обеспечения плавания и связи;
- факт обнаружения на госпитальных судах или в судовых лазаретах ручного оружия и боевых припасов, снятых с раненых, больных и потерпевших кораблекрушение и др.
По мнению автора, использование госпитальными судами шифровального оборудования - «секретных кодов» - соответствует современным реалиям и не противоречит духу международного гуманитарного права. Однако в соответствии со ст. 34 Конвенции УРБК госпитальные суда не вправе иметь или использовать секретный код для своего радиопередатчика или других средств связи, находясь в зоне конфликта, имеющего международный характер. Однако для эффективности и оперативности гуманитарной миссии госпитальные судна должны использовать преимущества современных коммуникационных технологий. С 1949 г. юристы--между -народники ведут дискуссию о необходимости пересмотреть запретительные положения ст. 34 Конвенции УРБК по использованию шифровального оборудования. Главным аргументом противников такого пересмотра служит указание на высокий риск возможного нарушения госпитальными судами своей гуманитарной миссии при получении возможности эффективных коммуникаций с военными кораблями свой страны.
Несмотря на устаревшие, по мнению автора, положения ст. 34 Конвенции УРБК, страны продолжают их соблюдать. Единственным
способом изменить положение могут быть согласованные действия государств, направленные на установление нормы обычного права. Например, в ст. 31 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. указывается, что наряду с контекстом учитывается последующая практика применения договора, которая предусматривает соглашение участников относительно его толкования.
Т.Б. Курбанов