УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ
2009.01.031. РЕНУАР С. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: ПУТЬ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ РИСКОВ.
RENOUARD C. Le développement durable: une solution pour prevenir les risques // Problemes écon. - P., 2008. - N 2942. - P. 58-62.
Французский специалист рассматривает возможности использования принципов устойчивого развития в стратегии мульти-национальных корпораций (МНК), а также проблему их социальной и экономической ответственности.
Предприятие, на котором прежде всего лежит экономическая ответственность, отмечает автор, не может длительное время существовать без прибыли, являющейся не целью, а средством для его выживания, в то время как легитимность предприятия определяется лишь успешностью его деятельности для общества и в обществе (с. 58). Следовательно, необходимо определить издержки предприятия, которые оно перекладывает на общество, особенно негативные экстерналии, и установить, кто их должен нести. Для этого надо оценить прямой позитивный общественный вклад предприятия через влияние его деятельности на экономическое развитие страны или региона и косвенный - через политику распределения созданной добавленной стоимости (в том числе налоговую политику), сильное воздействие на которую в настоящее время оказывают акционеры. Выработка критериев, обеспечивающих справедливое распределение результатов деятельности предприятия, требует оценки ответственности МНК по отношению как к владельцам капитала, так и к персоналу, особенно работающему в филиалах МНК в развивающихся странах (РС), и местному социально-экономическому окружению (территориальное развитие, инвестиции в будущее и т.д.). Что касается налоговой политики, то МНК стремятся снизить налоговое бремя, используя, в частности, офшоры и внутренние трансферты. При этом доля внутрифирменной торговли в настоящее время составляет одну треть мировой торговли (с. 59). Кроме того, в издержках производства постоянно растет доля нематериальных расходов (права использования, концессии, торговые марки, уступки лицензий и патентов), что ухудшает
положение РС, которые, производя товары по квазицене, должны не только оплачивать покупку некоторых товаров, но и нести расходы по оплате интеллектуальной собственности.
Как показывают некоторые исследования, МНК далеко не всегда проводят ясную налоговую политику, часто используя ее в оперативных целях. Их руководители, полагает автор, должны четко осознавать связь налоговой политики и социальной ответственности предприятия. Автор также подчеркивает, что современная система аудиторской проверки МНК не обеспечивает реальной независимости аудиторов. Ее можно было бы обеспечить, если бы аудит МНК оплачивался государством или биржевыми властями. Кроме того, с точки зрения принципов социальной ответственности компании и социальной полезности ее деятельности может вызывать сомнение легитимность некоторых хотя и законных, но вредных производств (например, табачной промышленности).
С экономической ответственностью предприятия тесно связана его социальная ответственность по отношению к работникам, состоящая в обеспечении хороших условий труда, развитии межкультурного диалога, организации профессиональной подготовки и т.д. Однако большинство МНК ориентируются на краткосрочную перспективу, не заботятся о будущем положении работников, не разрабатывают мер, направленных на смягчение социальной напряженности в случае массовых увольнений. Руководство МНК не оказывает давления и на субподрядчиков, хотя условия найма работников на их предприятиях, как правило, значительно хуже, чем на крупных предприятиях.
В понятие социальной ответственности предприятия входит также ответственность за состояние самого общества и окружающей среды (автор называет этот аспект социетальной ответственностью). В этом плане показателен пример нефтяной промышленности Нигерии, где МНК практически не предоставляли рабочих мест коренным жителям из-за отсутствия у них квалификации, не заключали субподрядных договоров с местными фирмами, не участвовали в программах профессиональной подготовки, но поддерживали тесные связи с вождями местных племен, что вело к усилению неравенства между «нефтедобывающими» и прочими местными сообществами и, следовательно, к этническому соперничеству и политизации их требований. В связи с этим встает вопрос
и о политической ответственности МНК. По мнению автора, этические соображения в любом случае должны включаться в стратегию фирмы: она обязана учитывать свое влияние на местное развитие для обеспечения своей социальной легитимности и продолжения деятельности.
Помимо перечисленных видов ответственности, непосредственно связанных с деятельностью МНК, существует также дополнительная (экстраординарная) ответственность за оказание помощи местным сообществам в случае природных или гуманитарных катастроф, даже если МНК не причастны к их возникновению. Автор подчеркивает, что долгое время способом легитимизации своего присутствия являлись патерналистские отношения МНК с местными сообществами, что выражалось в финансировании благотворительных акций. Однако такая форма связей неэффективна с точки зрения социетальных отношений, а в моральном плане не может заменить другие виды ответственности предприятия по отношению к природному и социальному окружению (с. 61).
В связи с этим встает вопрос о роли гражданского общества в реализации ответственности МНК с учетом институциональных структур разных стран. При таком подходе необходима разработка международных норм, которые не предоставляли бы чистых преимуществ сильным, поскольку фактически действующие нормы являются результатом соотношения «рыночных» факторов (аудиторские фирмы, картели, соглашения между МНК и правительствами и т.д.) и «моральных» авторитетов (неправительственные организации), а также и влияния криминальных структур.
Некоторые МНК (в 2006 г. их число составило более 3 тыс.) присоединились (по инициативе К. Аннана) к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах ООН, взяв на себя, таким образом, обязательства соблюдать ряд принципов в области прав человека, прав трудящихся, охраны окружающей среды, борьбы против коррупции и т.д. Речь идет о пересмотре социального и морального контракта между предпринимательским сообществом и обществом, разрешающим предприятию действовать. Тем самым, экономика понимается как сложная подсистема общества. Развитие партнерских отношений между различными неправительственными и международными организациями и пред-
приятиями позволяет выявить влияние предпринимательской деятельности на общество.
Партнерство между предприятиями и неправительственными организациями (НПО) и другими участниками может способствовать местному развитию, однако оно может также усилить риск внушения доверия к предприятию самим фактом его участия без строгого контроля над соблюдением норм. Если НПО финансируются исключительно предприятиями, это ведет к искажению социальных интересов и препятствует их интеграции. Следовательно, необходимо развивать, с одной стороны, структуры аудита и внешнего регулирования, а с другой - независимые внешние НПО.
Наряду с пересмотром норм необходимо изменить менталитет руководителей предприятий. Некоторые руководители МНК признают, что речь идет о настоящей смене парадигмы, т.е. о методах воспитания ответственности элит, поскольку никакие регламентации и ограничения не помогут, если руководители предприятий не видят необходимости в их соблюдении.
Современный вызов состоит в поиске гибкого равновесия внутри каждого общества и между обществами. Поэтому наряду с правовыми и политическими усилиями по разработке нормативных актов, адаптированных к требованиям устойчивого развития, выбору необходимого стиля жизни могут способствовать духовные и религиозные традиции.
Многочисленные меры в поддержку устойчивого развития как внутри, так и вне крупных предприятий неразделимы с экологической и социальной экономикой, дистанцирующейся как от стерильных сетований на возможные катастрофы, так и от циничного оправдания статус-кво и сохранения полученных преимуществ. Обязательства МНК в пользу устойчивого развития необходимо рассматривать не как простой расчет конкурентных преимуществ, а как требование, связанное с основой их деятельности.
И.Ю. Жилина