Научная статья на тему '2008. 03. 038. Исраелян Е. В. Диалог государства и общественности: опыт Канады. - М. : иск РАН, 2006. - 146 с'

2008. 03. 038. Исраелян Е. В. Диалог государства и общественности: опыт Канады. - М. : иск РАН, 2006. - 146 с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАНАДА / ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 03. 038. Исраелян Е. В. Диалог государства и общественности: опыт Канады. - М. : иск РАН, 2006. - 146 с»

Страны Северной Америки

2008.03.038. ИСРАЕЛЯН ЕВ. ДИАЛОГ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВЕННОСТИ: ОПЫТ КАНАДЫ. - М.: ИСК РАН, 2006. - 146 с.

Ключевые слова: Канада, государство и гражданское общество, некоммерческие организации.

В работе Е.В. Исраелян рассматривает принципы и механизмы взаимодействия государства и гражданского общества в Канаде. Автор считает, что в последние десятилетия проблемы развития гражданского общества, формы взаимодействия некоммерческих организаций (НКО) и государства, источники финансирования НКО вызывают широкие политические и общественные дискуссии в России и за рубежом. Интерес к данной проблематике в нашей стране заметно усилился после принятия в 2006 г. федерального закона, регламентирующего деятельность российских некоммерческих организаций.

Принципы и механизмы взаимодействия государства и гражданского общества давно уже апробированы и внедрены во многих странах. Одной из таких стран с устойчивой демократией является Канада. В этой стране диалог между властью и НКО стал важной традицией внутриполитической жизни. Государство все больше видит в НКО не столько угрозу своим позициям и общественной стабильности, сколько союзника, знания, опыт и связи которого оно научилось использовать с выгодой для себя. В условиях современного постиндустриального общества государство постепенно уходит из некоторых областей своей традиционной деятельности, делегируя соответствующие функции некоммерческому сектору. При этом, отмечается в работе, речь идет не много не мало - о процессе передачи сферы социальных услуг третьему сектору, который со временем должен практически заменить государство на этом поле (с. 40).

Канадские неправительственные организации представляют собой заметную социально-политическую и экономическую силу. В общей сложности в стране насчитывается 180 тыс. НКО, действующих в самых различных областях: спорт и досуг; помощь нуж-

дающимся; экология; защита прав человека; лоббирование законопроектов; общественная экспертиза.

В благотворительном и добровольном труде на благо общества принимает участие подавляющая часть населения Канады. По данным на 2004 г. пожертвования граждан оценивались в 8,9 млрд. кан. долл., благотворительностью занимались 85% населения, а средний размер пожертвований составил 400 кан. долл. Немаловажная деталь: оказывается, обязанность отработать хотя бы один день в году безвозмездно - составная часть контракта, заключаемого при приеме на работу каждым канадским госслужащим. Обязательным условием для персонала государственных учреждений являются и благотворительные взносы (с. 62). В целом в добровольном труде в Канаде в 2004 г. участвовала почти половина населения (45%), а объем отработанного времени составил 2 млрд. часов, что эквивалентно полной занятости в течение года 1 млн. человек.

Всего, по данным Е.В. Исраелян, в некоммерческом секторе Канады, состоящем из двух типов структур - лечебных и учебных заведений и организаций, ведущих общественную деятельность (с. 15), задействованы 12% экономически активного населения (с. 14). Здесь создается 6,9% ВВП Канады с учетом стоимости безвозмездного труда добровольцев - 8,6% (в РФ лишь 1,7%). Автор замечает, что последнее может оказаться особенно важным в связи с разработкой международными организациями, в частности ООН, новых методик подсчета ВВП, в соответствии с которыми статистическим службам стран-членов рекомендовано включить в систему национальных счетов новый «Вспомогательный счет некоммерческих и добровольческих организаций» (с. 37, 39).

Процесс взаимодействия государства и общественных организаций в Канаде имеет более чем вековую историю, пишет автор. Первый грант от имени государства в размере одной тысячи долларов был выделен в 1902 г. общественной организации, помогавшей людям с заболеваниями легких. В последующие десятилетия средства предоставлялись викторианскому ордену медсестер и другим религиозным организациям, действующим в области охраны здоровья населения. После Второй мировой войны первостепенное внимание Оттавы привлекали структуры, пропагандировавшие идеи канадской самобытности, патриотизма и этнической моно-

культурности. В 1960-е годы для оказания финансовой поддержки НКО была создана федеральная грантовая программа. В дальнейшем правительство предприняло ряд шагов, направленных на поощрение активности в этой сфере частных и кооперативных спонсоров: так, размер благотворительного взноса, который разрешалось единовременно списывать с налогооблагаемого дохода физических и юридических лиц, был в 1996 г. увеличен с 20% общей суммы дохода до 50% (с. 60-61).

В настоящее время в стране внедряются новые принципы финансирования НКО, суть которых состоит в переходе от системы предоставления государственных грантов к социальному заказу и проектному финансированию (с. 41). Кодекс эффективной финансовой поддержки, который подписали правительство и добровольческий сектор Канады в октябре 2002 г., определяет работы и услуги, подлежащие государственной поддержке. Это социальные услуги; меры по укреплению потенциала НКО; стратегическое инвестирование; поддержка партнерств и коалиций; развитие политического диалога, правозащитной деятельности и исследований; расходы на приобретение оборудования, в исключительных случаях - на покупку земли или строений и т.п. (с. 77).

Рассматривая каналы и механизмы сотрудничества государства и НКО, Е. Исраелян резюмирует: канадское правительство имеет в своем арсенале хорошо продуманную систему взаимодействия. Приоритеты правительственного курса, основные направления и объемы финансирования НКО систематически пересматриваются и обновляются. Заметной вехой в этом процессе стал 2001 год, когда впервые в истории правительство и добровольческий сектор подписали между собой соглашение о принципах взаимоотношений. Оно не только оформило взаимные обязательства государства и общественных организаций, но и возвело в ранг государственной политики привлечение НКО к проведению общественной экспертизы, контролю за деятельностью власти, процессу разработки и принятия решений.

В следующем году был сделан еще один шаг вперед: приняты два кодекса по практическому применению этого соглашения, а в составе либерального кабинета министров была учреждена должность министра, ответственного за взаимодействие с добровольческим сектором.

И хотя сейчас в правительстве, сформированном С. Харпе-ром, такой министр не значится, находящаяся у власти с января 2006 г. консервативная партия тоже демонстрирует определенную преемственность во взаимоотношениях власти и гражданского общества. Так, специальный раздел всех предвыборных платформ посвящен благотворительности: предусматривается введение дополнительных налоговых льгот для корпоративных спонсоров, передающих акции своих предприятий благотворительным организациям (с. 64).

В работе отмечаются особенности положения канадских НКО: необязательная официальная регистрация; низкая доля средств, поступающих на их счета от корпоративных и частных спонсоров (всего лишь 9% общего объема финансирования); деятельность большинства НКО не на общефедеральном (3%) или провинциальном (28%), а на местном уровне (64%); слабая политизированность (правозащитную деятельность ведут 2%, а экологическую — только 3% общего числа НКО); экономические, а не политические рычаги контроля за их деятельностью со стороны государства (основным законом, в рамках которого осуществляется надзор за канадскими НКО, является закон «О подоходном налоге», а главным контролирующим органом - не Министерство юстиции, а Агентство по доходам).

В отличие от США, где главными спонсорами НКО выступают крупные компании и различные фонды, в Канаде из-за относительной слабости национального капитала эту роль взяло на себя государство. По подсчетам автора, основное финансирование НКО -51% - поступает из государственной казны (из федерального и провинциального бюджетов). Будучи ключевым инвестором, власть умело использует эти рычаги для направления общественных инициатив в нужное ей русло. Стоит подчеркнуть, что даже после заметного ужесточения, последовавшего за событиями 11 сентября 2001 г., государственный контроль в Канаде базируется не на запретах, а на использовании главным образом финансовых механизмов, избирательно применяемых для поддержки тех видов деятельности, которые необходимы и приемлемы для государства. Кроме того, под указанную регламентацию попадают не все НКО, а лишь организации, имеющие статус «благотворительных», т.е. получающие финансирование из бюджета и пользую-

щиеся налоговыми льготами. Ограничений на деятельность других НКО в Канаде не существует (с. 86). С другой стороны, отмечается в работе, ориентированность многих канадских общественных организаций на государственное финансирование ограничивает потенциал их оппозиционности и возможность оказывать противодействие политике властей.

Что касается отношения к притоку средств на счета НКО из-за границы, то в Канаде считают, что дополнительные вложения не помешают, даже если они из-за границы. Другое дело, если будет указано, что они либо поступают из криминальных источников, либо используются на цели, запрещенные законодательством, например для «отмывания денег» преступных сообществ, финансирования террористических организаций, проведения подрывных операций внутри страны или за рубежом и т.п. В итоге, согласно статистике, в настоящее время ровно четверть всех действующих в Канаде общественных организаций являются филиалами международных американских или британских НКО (с. 32).

В.М. Соломатина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.