Научная статья на тему '2008. 03. 030. Голитен В. Финансирование малых и средних предприятий и соглашение базель-ii. Golitin V. le financement des PME et la Rйforme de bвle II // Bull. De la Banque de France. - P. , 2007. - n 165. - P. 105-113'

2008. 03. 030. Голитен В. Финансирование малых и средних предприятий и соглашение базель-ii. Golitin V. le financement des PME et la Rйforme de bвle II // Bull. De la Banque de France. - P. , 2007. - n 165. - P. 105-113 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗЕЛЬ II / БАНКОВСКИЙ КОНТРОЛЬ - МЕЖДУНАРОДНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 03. 030. Голитен В. Финансирование малых и средних предприятий и соглашение базель-ii. Golitin V. le financement des PME et la Rйforme de bвle II // Bull. De la Banque de France. - P. , 2007. - n 165. - P. 105-113»

2008.03.030. ГОЛИТЕН В. ФИНАНСИРОВАНИЕ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И СОГЛАШЕНИЕ БАЗЕЛЬ-II. GOLITIN V. Le financement des PME et la réforme de Bâle II // Bull. de la Banque de France. - P., 2007. - N 165. - P. 105-113.

В статье Генерального секретаря Банковской комиссии Франции рассматриваются проблемы банковского финансирования малых и средних предприятий (МСП) в условиях введения в действие положений второго Базельского соглашения о достаточности капитала (Базель-II).

Соглашение Базель-II включено в законодательство ЕС двумя директивами (Capital Requirement Directives, CRD), которые в феврале 2007 г. были введены и во французское законодательство. После переходного периода, который продлился до конца декабря 2007 г., с 1 января 2008 г. новые пруденциальные правила применяются ко всем кредитным учреждениям и инвестиционным компаниям. Эти изменения вызывают беспокойство у предприятий, особенно у МСП, которые опасаются повышения стоимости кредитов и затруднения доступа к кредитованию.

В целом новые французские правила пруденциального надзора полностью воспроизводят европейские директивы CRD, в том числе методологию расчета требований к собственному капиталу, связанных с предоставлением кредитов. Кроме того, они предусматривают особый подход к операциям, касающимся инвестиций в частный акционерный капитал. В 2006 г. была завершена реформа международного коэффициента платежеспособности, предложенного в конце 1990-х годов Базельским комитетом, чтобы учесть, с одной стороны, эволюцию финансовых рынков и условия функционирования кредитных учреждений, а с другой - развитие механизмов и способов измерения и управления рисками. Благодаря усилиям органов банковского надзора и профессионалов банковского дела реформа Базеля-II завершилась принятием новых пруденциальных правил. Базель-II вводит также новые методы расчета требований к собственному капиталу по разным типам рисков - кредитных, рыночных и операционных. Кредитные учреждения получают возможность выбрать между несколькими подходами: простым, основанным на весовых коэффициентах, связанных с внешней рейтинговой оценкой кредита, и более сложными,

основанными на внутренней оценке рисков. В частности, кредитный риск может быть оценен с помощью следующих подходов: 1) стандартного - на основе использования внешнего рейтинга заемщика, предполагающего оценку с помощью фиксированных весовых коэффициентов для разных категорий риска; 2) подхода IRB (Internal Rating Based Approach), основанного на использовании внутреннего рейтинга банка. В отличие от нынешнего коэффициента в 8% для стандартного кредита (это означает, что один и тот же весовой коэффициент применяется к кредитам, выдаваемым как крупным предприятиям, так и МСП) новый механизм предусматривает разные требования к собственному капиталу в зависимости от качества кредита. Это предполагает совершенствование способов внутренней оценки и управления рисками. Новый пруденциальный механизм предусматривает оценку предприятий в зависимости от природы их отношений с банком и профиля их рисков.

В целом французские правила более гибкие, чем по Базель-скому соглашению. По новому французскому законодательству расчет требований к собственному капиталу может осуществляться двумя следующими способами:

- метод простого взвешивания, в соответствии с которым вес в 190% будет применяться к инвестициям в частный акционерный капитал, вложенный в достаточно диверсифицированный портфель; 290% - для вложений в котирующиеся на бирже акции и 370% - для всех других акций; в рамках Базеля-II весовые коэффициенты более высокие: 300% для котирующихся акций и 400% для некотирующихся акций, коэффициента в 190% в Базеле-II нет;

- метод использования внутренних моделей, с помощью которых банк рассчитывает стоимость риска (VaR), используя весовой коэффициент в 190% для вложений в диверсифицированные портфели, 200% - для котирующихся акций и 300% - для прочих акций.

В самом общем плане МСП предоставляются более благоприятные весовые коэффициенты, исходя из той большой роли, которую они играют в развитии экономики, а также потому что отсутствует корреляция между банкротством и размером предприятий. Кроме того, банкротство крупного предприятия может вызвать цепную реакцию и таким образом более серьезные последствия для экономики и финансовой системы. В результате кредиты,

предоставленные МСП, связаны с меньшими требованиями к собственному капиталу.

В рамках стандартного подхода новые правила предусматривают шкалу соответствия между внешним рейтингом заемщика, предоставленным внешним учреждением по оценке кредита, и весовым коэффициентом, используемым при подсчете собственного капитала. Как известно, соглашение Базель-1 предусматривало коэффициент в 100% для всех кредитов, предоставляемых предприятиям всех типов. Теперь же для кредитов, предоставляемых так называемым «малым МСП», применяется коэффициент в 75%, а более крупным МСП весовой коэффициент определяется в зависимости от их внешней рейтинговой оценки. При прочих равных условиях требования к собственному капиталу при предоставлении кредитов предприятию, имеющему рейтинг ААА, будут в пять раз меньше (коэффициент равен 20%), чем при кредитовании предприятия с рейтингом ВВВ (коэффициент - 100%). В рамках подхода ШВ, в отличие от стандартного подхода, новые правила предусматривают расчет собственного капитала на основе переменных, определяемых самим кредитным учреждением.

Рейтинг предприятий, устанавливаемый Банком Франции, опирается на оценку «их способности исполнять свои финансовые обязательства в течение трех лет». На основе анализа полной бухгалтерской отчетности предприятия получают следующие оценки:

- предприятие, получающее наилучшую рейтинговую оценку 3++, три года спустя имеет вероятность банкротства в 15 раз меньшую, чем в среднем;

- предприятие с рейтингом 3+ имеет вероятность банкротства в 10 раз меньшую, а с оценкой 3 - в пять раз меньшую, чем в среднем;

- предприятие с рейтингом 4+ имеет вероятность банкротства в два раза меньшую, чем в среднем;

- предприятие с рейтингом 4 имеет немного меньшую вероятность банкротства, чем в среднем;

- предприятие с рейтингом 5 имеет немного более высокую вероятность банкротства, чем в среднем;

- предприятия получают рейтинг 8 и 9, когда с ними происходят неоднократные случаи неплатежа.

Особенность рейтинговой оценки Банка Франции состоит в том, что он не учитывает размер предприятия в качестве одного из критериев такой оценки.

Лучший учет индивидуального риска приводит к большей дифференциации процентных ставок, что в конечном счете обусловливает «наказание» предприятий с более «слабым здоровьем». Однако это положение нуждается в уточнении. Французские банки оценивают своих клиентов уже в течение многих лет. Реформа в рамках Базеля-11 просто способствовала углублению существующего подхода. Наиболее уязвимые предприятия уже стали пользоваться кредитами по дифференцированным ставкам. При этом механическая связь между суммой нормативного собственного капитала и уровнем процентной ставки по кредитам отсутствует. Процентная ставка зависит от состояния рынка и межбанковской конкуренции. Стоимость риска является всего лишь одним из параметров, учитываемых в числе других при тарификации кредитов. Процентная ставка может устанавливаться, например, в зависимости от стоимости ресурсов.

Анализ кредитов, предоставленных в соответствии с рейтингами Банка Франции, показывает, что наиболее рискованные предприятия, имеющие оценку 5, но сохраняющие платежеспособность, продолжают относительно стабильно получать кредиты. В большинстве случаев кредитные учреждения продолжают исполнять свои обязательства, даже когда заемщик сталкивается с неблагоприятными обстоятельствами. В условиях, когда численность МСП, получающих кредиты, растет (в среднем на 9% в 20052006 гг.), кредитные учреждения используют имеющиеся в их распоряжении инструменты, позволяющие им переводить кредитные риски на предприятия.

Наилучшая тарификация рисков означает наибольшую доступность кредитов. Когда плата за риск не принимается во внимание, кредитор может потребовать у уязвимых предприятий погашения кредита при ухудшении конъюнктуры. И наоборот, если риски точно измерены и оплачены, такое поведение кредиторов возникает довольно редко. В целом требования Базеля-11 не должны значительно повлиять на стоимость кредита, они будут способствовать улучшению взаимоотношений между банками и предприятиями. Повышение качества и объективности оценки заемщика

предполагает усиление прозрачности обмена информацией между предприятиями и кредитными учреждениями. В интересах предприятия сообщать потенциальному кредитору не только о своих сильных, но и о слабых сторонах, чтобы кредитор смог участвовать в устранении последних. Для руководителя предприятия это вызывает необходимость постоянно иметь информацию о факторах, которые могут повлиять на качество его подписи («риск подписи»). С этой точки зрения рейтинг Банка Франции может стать для него точкой отсчета и основой для собственной оценки. В результате Базель-11 способствует улучшению институциональных условий, в которых развиваются финансовые отношения между банками и МСП. Базель-11 является также катализатором распространения наилучшей практики в области обмена информацией, тарификации рисков и прозрачности. Наличие инструментов, позволяющих учитывать особенности МСП, в том числе самых малых из них, свидетельствует о признании необходимости их большей интеграции в финансовый оборот. Таким образом, принятие требований Базеля-II должно способствовать развитию МСП и очень малых предприятий - главных субъектов возрождения европейской экономики.

Л.А. Зубченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.