Научная статья на тему '2008. 03. 007. Келлоу К. Воссоздание прошлого в средневековой Исландии. Callow C. reconstructing the past in medieval Iceland // early medieval Europe. - Oxford, 2006. - Vol. 14, n 3. - P. 297-324'

2008. 03. 007. Келлоу К. Воссоздание прошлого в средневековой Исландии. Callow C. reconstructing the past in medieval Iceland // early medieval Europe. - Oxford, 2006. - Vol. 14, n 3. - P. 297-324 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
87
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАНДИЯ / XI-XIII ВВ / САГИ ОБ ИСЛАНДЦАХ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 03. 007. Келлоу К. Воссоздание прошлого в средневековой Исландии. Callow C. reconstructing the past in medieval Iceland // early medieval Europe. - Oxford, 2006. - Vol. 14, n 3. - P. 297-324»

СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ

2008.03.007. КЕЛЛОУ К. ВОССОЗДАНИЕ ПРОШЛОГО В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСЛАНДИИ.

CALLOW C. Reconstructing the past in medieval Iceland // Early medieval Europe. - Oxford, 2006. - Vol. 14, N 3. - P. 297-324.

Ключевые слова: Исландия, XI-XIII вв., саги об исландцах, сравнительный анализ.

В своей работе Крис Кэллоу, профессор Бирмингемского университета предлагает новый метод датировки саг об исландцах, основывающийся на сравнении содержащейся в них политико-географической информации. В качестве примера он анализирует сведения о влиятельности и богатстве ферм, имеющиеся в Саге о людях из Лаксдаля, в сопоставлении с сагами, рассказывающими о более позднем периоде и, очевидно, написанными не ранее середины XIII в.

В начале статьи автор анализирует историографическую ситуацию, сложившуюся в данной области исследований: практически все предшествующие попытки датировать момент записи саг оказались, по его словам, безрезультатными. Между тем, без привязки к определенному периоду времени ценность информации, полученной при изучении текста, сводится к минимуму. Это, с одной стороны, послужило причиной многочисленных споров, а с другой - породило отношение к сагам как к текстам, имеющим скорее художественное, нежели историческое значение. Профессор К. Кэллоу в своей работе стремится рассмотреть проблему под другим углом зрения. Основываясь на данных антропологических исследований, согласно которым у народов с дописьменной культурой память о прошлом (в частности, зафиксированная в генеалогиях) видоизменяется в соответствии с существующей в данный момент политической ситуацией, автор отмечает важность генеалогических и географических данных саги как ключевой структуры, отражающей представления о прошлом.

К. Кэллоу представляет процесс формирования саги следующим образом: изначально существовали разрозненные истории о событиях местного или общеисландского значения: заселении острова, распрях, путешествиях, принятии христианства. В устной традиции

последовательность событий, место, время повествования и даже действующие лица могли варьироваться в зависимости от того, кто и когда рассказывал данную историю. При записи саги были запечатлены в той форме, которая соответствовала актуальной на тот момент политико-географической структуре, в частности фиксировала современные автору иерархию ферм и взаимоотношения их владельцев. Соответственно, на основании сходства или различия такого рода иерархий, представленных в разных сагах, можно судить по крайней мере о том, записывались ли эти саги в один период или в разные. В качестве конкретного примера применения данного метода автор рассматривает вопрос о возможной датировке Саги о людях из Лаксдаля. Материалом для сравнения служит Сага о Стурлунгах, бесспорно датируемая XIII в.

Сага о людях из Лаксдаля, одна из самых известных саг об исландцах, повествует об истории Далира и частично Лаксадалура от заселения этих мест приплывшей из Норвегии Унн, дочери Кетила, и ее людьми до времен Снорри Годи - XI в. Унн основывает ферму Хвамм, а ее люди расселяются неподалеку. Именно ее потомки в дальнейшем становятся наиболее влиятельными людьми в долине.

Как неоднократно отмечалось в литературе, автор саги обладает столь детальным знанием местности и генеалогических подробностей, что, скорее всего, является уроженцем этих мест. Существует несколько претендентов на эту роль - Снорри Стурлусон (1241), Олаф Тордасон (1259) и Стурла Тордасон (1284) - последний признается наиболее вероятным автором.

В общих чертах политико-географическая ситуация в западной четверти Исландии описывается в Саге о людях из Лаксдаля следующим образом. Изначально ни одна ферма не распространяет своего влияния повсеместно. Одна из наиболее сильных ферм, Хьярдахольд, постепенно оттесняет Хоскульдстадир с первых ролей в пределах долины Лахадалур, в Хваммсвейте же ферма Хвамм со временем уступает главенство фермам Лаугар и Сэлингсдалстунга. Хьярдахольд находится в оппозиции к Лаугару. Саудафель занимает нейтральную позицию в этом конфликте, фермы Хердудалр и Хундадалур показаны слабыми и зависимыми как от Хьярдахольда, так и от Сэлингсдал-стунга и Хельгафеля. Люди из Миддалира не являются потомками Унн и практически не участвуют в политической жизни данного сообщества. В конце саги Хельгафель приобретает религиозную значи-

мость, как ферма Гудрун, о которой сказано, что она стала впоследствии монастырем: там была построена церковь, хотя реально влияние этой фермы уменьшается с того момента, как Снорри покидает ее.

В Саге о Стурлунгах, основной темой которой является политическая борьба между Стурлой Тордарсоном и Эйнаром Торгильсоном, фермы Хьярдахольд, Лаугар, Хвамм и Саудафель хотя и упоминаются, но оказываются на втором плане. Главное же действие разворачивается в Асгарде, Скарде, Стадахоле, Стадафеле и Квеннабрекке -домах наиболее влиятельных людей XII и XIII столетий. В отличие от Саги о людях из Лаксдаля, где упоминаются множество людей, проводящих собственную независимую политику - Снорри Годи, Олаф Павлин, Болли и Торарин Лангидар, - в более позднем памятнике их всего два - Стурла Тордасон и Эйнар Торгильсон.

Политические события середины - конца XII в. развивались следующим образом. Стурла покупает Хвамм и часть Селингдалстун-ги и с течением времени подавляет влияние Асгарда, обитатели которого вынуждены покинуть западную область; далее он распространяет свою власть на Лаугар. Ключевое значение фермы Хельгафель, которое подчеркивается в завершающей части Саги о людях из Лак-сдаля, в Саге о Стурлунгах практически не отражено, хотя по археологическим данным кроме церкви в конце XII в. тут появляется монастырь. Возможно, здесь сказывается отсутствие интереса к этому месту у составителя памятника, хотя, скорее всего, в то время ферма действительно не играла заметной роли в общественной жизни западных поселений.

Как мы видим, указывает К. Кэллоу, политико-географические структуры, зафиксированные в двух рассмотренных текстах, сильно отличаются, хотя между ними можно проследить определенную преемственность. Авторы обеих саг имеют схожую точку зрения на события прошлого в целом, но при рассмотрении конкретных географических и генеалогических реалий они расходятся. Таким образом, заключает автор, политико-географическая ситуация, представленная в Саге о людях из Лаксдаля, не соответствует структурам XII-XIII вв.; очевидно, этот памятник был написан в другой, возможно более ранний, период.

М.Л. Лавренченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.