СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ
2008.03.007. КЕЛЛОУ К. ВОССОЗДАНИЕ ПРОШЛОГО В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСЛАНДИИ.
CALLOW C. Reconstructing the past in medieval Iceland // Early medieval Europe. - Oxford, 2006. - Vol. 14, N 3. - P. 297-324.
Ключевые слова: Исландия, XI-XIII вв., саги об исландцах, сравнительный анализ.
В своей работе Крис Кэллоу, профессор Бирмингемского университета предлагает новый метод датировки саг об исландцах, основывающийся на сравнении содержащейся в них политико-географической информации. В качестве примера он анализирует сведения о влиятельности и богатстве ферм, имеющиеся в Саге о людях из Лаксдаля, в сопоставлении с сагами, рассказывающими о более позднем периоде и, очевидно, написанными не ранее середины XIII в.
В начале статьи автор анализирует историографическую ситуацию, сложившуюся в данной области исследований: практически все предшествующие попытки датировать момент записи саг оказались, по его словам, безрезультатными. Между тем, без привязки к определенному периоду времени ценность информации, полученной при изучении текста, сводится к минимуму. Это, с одной стороны, послужило причиной многочисленных споров, а с другой - породило отношение к сагам как к текстам, имеющим скорее художественное, нежели историческое значение. Профессор К. Кэллоу в своей работе стремится рассмотреть проблему под другим углом зрения. Основываясь на данных антропологических исследований, согласно которым у народов с дописьменной культурой память о прошлом (в частности, зафиксированная в генеалогиях) видоизменяется в соответствии с существующей в данный момент политической ситуацией, автор отмечает важность генеалогических и географических данных саги как ключевой структуры, отражающей представления о прошлом.
К. Кэллоу представляет процесс формирования саги следующим образом: изначально существовали разрозненные истории о событиях местного или общеисландского значения: заселении острова, распрях, путешествиях, принятии христианства. В устной традиции
последовательность событий, место, время повествования и даже действующие лица могли варьироваться в зависимости от того, кто и когда рассказывал данную историю. При записи саги были запечатлены в той форме, которая соответствовала актуальной на тот момент политико-географической структуре, в частности фиксировала современные автору иерархию ферм и взаимоотношения их владельцев. Соответственно, на основании сходства или различия такого рода иерархий, представленных в разных сагах, можно судить по крайней мере о том, записывались ли эти саги в один период или в разные. В качестве конкретного примера применения данного метода автор рассматривает вопрос о возможной датировке Саги о людях из Лаксдаля. Материалом для сравнения служит Сага о Стурлунгах, бесспорно датируемая XIII в.
Сага о людях из Лаксдаля, одна из самых известных саг об исландцах, повествует об истории Далира и частично Лаксадалура от заселения этих мест приплывшей из Норвегии Унн, дочери Кетила, и ее людьми до времен Снорри Годи - XI в. Унн основывает ферму Хвамм, а ее люди расселяются неподалеку. Именно ее потомки в дальнейшем становятся наиболее влиятельными людьми в долине.
Как неоднократно отмечалось в литературе, автор саги обладает столь детальным знанием местности и генеалогических подробностей, что, скорее всего, является уроженцем этих мест. Существует несколько претендентов на эту роль - Снорри Стурлусон (1241), Олаф Тордасон (1259) и Стурла Тордасон (1284) - последний признается наиболее вероятным автором.
В общих чертах политико-географическая ситуация в западной четверти Исландии описывается в Саге о людях из Лаксдаля следующим образом. Изначально ни одна ферма не распространяет своего влияния повсеместно. Одна из наиболее сильных ферм, Хьярдахольд, постепенно оттесняет Хоскульдстадир с первых ролей в пределах долины Лахадалур, в Хваммсвейте же ферма Хвамм со временем уступает главенство фермам Лаугар и Сэлингсдалстунга. Хьярдахольд находится в оппозиции к Лаугару. Саудафель занимает нейтральную позицию в этом конфликте, фермы Хердудалр и Хундадалур показаны слабыми и зависимыми как от Хьярдахольда, так и от Сэлингсдал-стунга и Хельгафеля. Люди из Миддалира не являются потомками Унн и практически не участвуют в политической жизни данного сообщества. В конце саги Хельгафель приобретает религиозную значи-
мость, как ферма Гудрун, о которой сказано, что она стала впоследствии монастырем: там была построена церковь, хотя реально влияние этой фермы уменьшается с того момента, как Снорри покидает ее.
В Саге о Стурлунгах, основной темой которой является политическая борьба между Стурлой Тордарсоном и Эйнаром Торгильсоном, фермы Хьярдахольд, Лаугар, Хвамм и Саудафель хотя и упоминаются, но оказываются на втором плане. Главное же действие разворачивается в Асгарде, Скарде, Стадахоле, Стадафеле и Квеннабрекке -домах наиболее влиятельных людей XII и XIII столетий. В отличие от Саги о людях из Лаксдаля, где упоминаются множество людей, проводящих собственную независимую политику - Снорри Годи, Олаф Павлин, Болли и Торарин Лангидар, - в более позднем памятнике их всего два - Стурла Тордасон и Эйнар Торгильсон.
Политические события середины - конца XII в. развивались следующим образом. Стурла покупает Хвамм и часть Селингдалстун-ги и с течением времени подавляет влияние Асгарда, обитатели которого вынуждены покинуть западную область; далее он распространяет свою власть на Лаугар. Ключевое значение фермы Хельгафель, которое подчеркивается в завершающей части Саги о людях из Лак-сдаля, в Саге о Стурлунгах практически не отражено, хотя по археологическим данным кроме церкви в конце XII в. тут появляется монастырь. Возможно, здесь сказывается отсутствие интереса к этому месту у составителя памятника, хотя, скорее всего, в то время ферма действительно не играла заметной роли в общественной жизни западных поселений.
Как мы видим, указывает К. Кэллоу, политико-географические структуры, зафиксированные в двух рассмотренных текстах, сильно отличаются, хотя между ними можно проследить определенную преемственность. Авторы обеих саг имеют схожую точку зрения на события прошлого в целом, но при рассмотрении конкретных географических и генеалогических реалий они расходятся. Таким образом, заключает автор, политико-географическая ситуация, представленная в Саге о людях из Лаксдаля, не соответствует структурам XII-XIII вв.; очевидно, этот памятник был написан в другой, возможно более ранний, период.
М.Л. Лавренченко