2008.02.026. БОЗО Ф., ПАРМАНТЬЕ Г. ФРАНЦИЯ И СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ: ОЖИДАЯ СМЕНУ РЕЖИМА. BOZO F., PARMENTIER G. France and the United States: Waiting for regime cange // Survival. - L., 2007. - Vol. 49, N 1. - P. 181-198.
Ключевые слова: Франция, США, международные отношения, 1958-2006 гг.
Статья профессора Сорбонны Ф. Бозо и директора Центра исследований Америки и трансатлантических отношений Г. Пар-ментье, опубликованная в журнале Международного института стратегических исследований, посвящена американской политике Франции от Шарля де Голля до наших дней.
В 2003 г. корреспондент газеты «Нью-Йорк таймс» Т. Фридман назвал Францию «врагом» Америки (с. 181). Но уже 1 февраля 2006 г. Д. Игнатиус в газете «Вашингтон пост» написал, что Франция может стать «новым союзником Буша» (там же). На деле отношения США и Франции не были такими враждебными, как писал Т. Фридман, считает автор, а современное положение свидетельствует об их фазе сотрудничества. Временные противоречия между Парижем и Вашингтоном были вызваны их различными взглядами на вооруженное вмешательство в дела Ирака, что привело к самому серьезному кризису в их отношениях со времен Ш. де Голля, который в 1966 г. «вывел Францию из интеграционных структур НАТО...» (там же).
Франко-американские отношения от президентства Ш. де Голля были «циклическими», кризисы чередовались со сближением. Де Голль (президент в 1958-1969) после своего возвращения к власти в 1958 г. стремился прежде всего установить стабильное сотрудничество с США после таких потрясений Четвертой республики как деколонизация, провал «Европейского оборонительного сообщества» в 1954 г. и Суэцкий кризис 1956 г. Он стремился сделать Францию самым сильным союзником США в Европе в период противостояния Запада и Востока, предложив в сентябре 1958 г. создать союз Франции, США и Великобритании. Однако этот план провалился, а отношения с США обострились по причине выхода Франции из военной организации НАТО.
Следующий президент Франции, Ж. Помпиду (1969-1974), сразу же после победы посетил Белый дом, пытаясь уладить с Р. Никсоном конфликты своего предшественника с руководством США. Помпиду хотел наладить, согласно терминологии Г. Киссинджера, «особые отношения» с Вашингтоном. Существенным результатом стало установление секретного военного сотрудничества в области ядерных вооружений. Однако к 1973 г. в двусторонних отношениях появилась напряженность, в частности, из-за противоречий на Среднем Востоке.
В. Жискар д'Эстен (президент в 1974-1981), первый президент Франции, не относящийся к голлистам, «имел репутацию сторонника атлантизма» (с. 183). Этому соответствовали и его тесные отношения с президентами США Д. Фордом и Д. Картером.
Ф. Миттеран (президент в 1981-1995), политический оппонент де Голля, начал карьеру президента как верный союзник Р. Рейгана во «второй холодной войне» с СССР. Однако вскоре он столкнулся с отличной от Франции позицией США по торговым вопросам и планом Рейгана по баллистическим ракетам средней дальности. Тем не менее в начале своего второго президентского срока Миттеран конструктивно сотрудничал с Дж. Бушем-старшим. Но в начале 1990-х годов нормализовавшиеся отношения с США вновь сменились противостоянием из-за того, что американцы настаивали на «превосходстве НАТО», невзирая на стремления Франции к европейской оборонительной «индивидуальности» (там же).
В том же русле проводилась и американская политика Ж. Ширака. Он предпринимал усилия по нормализации отношений Франции с НАТО и США. Однако Вашингтон не был готов к осуществлению трансформации союза с Францией в новых политических условиях. Но даже в самые кризисные моменты противостояния из-за Ирака Франция и США «продолжали тесно сотрудничать... по важнейшим политическим вопросам» (с. 185). Французские войска участвовали в операциях США в Афганистане в ноябре 2001 г. и находились в прямом подчинении у американского командования. А летом 2004 г. Париж и Вашингтон объединили свои усилия по продвижению резолюции № 1553 Совета Безопасности ООН, «предписывающей сирийским войскам освободить Ливан, и успешно оказали давление на Сирию...» (с. 186).
По мнению авторов, в будущем франко-американские отношения продолжат развиваться «циклами кризисов и сближений» (с. 190).
Когда решались жизненно важные для обеих сторон вопросы, их союз был крепок. В частности, в 1962 г. во время обсуждения бывшим американским госсекретарем Д. Ачесоном с президентом де Голлем размещения советских ракет на Кубе последний отказался посмотреть сделанные американской стороной фотографии, сказав, что ему «достаточно слова американского президента» (с. 192). И эта аргументация впоследствии неоднократно использовалась французами.
Тем не менее, заключают авторы, франко-американские отношения не будут такими значимыми, как раньше. В прошлом трансатлантические отношения зависели от двусторонних отношений США с каждой из ведущих европейских держав. В современных условиях центр тяжести начинает смещаться в сторону сотрудничества США с ЕС. Тем не менее двусторонние отношения не утратят полностью своего значения, тем более что «франко-американское сотрудничество всегда на высоте, когда дело доходит до практического решения проблем» (с. 193).
О. В. Бабенко