Научная статья на тему '2007. 02. 013. Уэйлли Дж. Китай в системе международной торговли. Whalley J. China in the world trading system // CESifo Econ. Studies. - Oxford, 2006. - Vol. 52, n 2. - P. 215-245'

2007. 02. 013. Уэйлли Дж. Китай в системе международной торговли. Whalley J. China in the world trading system // CESifo Econ. Studies. - Oxford, 2006. - Vol. 52, n 2. - P. 215-245 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 02. 013. Уэйлли Дж. Китай в системе международной торговли. Whalley J. China in the world trading system // CESifo Econ. Studies. - Oxford, 2006. - Vol. 52, n 2. - P. 215-245»

мнение по каждому из 193 региональных и двусторонних торговых соглашений. Между тем, по данным одного из докладов Всемирного банка, четвертая часть снижения тарифов в международной торговле в 1983-2003 гг. была связана с многосторонними торговыми переговорами, 10% снижения связано с двусторонними и региональными соглашениями и 66% - с односторонней торговой политикой США (с. 2).

Ж.-М. Сироен, профессор университета Париж-1Х-Дофин, считает, что для выхода из сложившегося тупика ВТО должна отказаться от правила достижения консенсуса по всем рассматриваемым вопросам, что затрудняет принятие необходимых решений (с. 3).

Л.А. Зубченко

2007.02.013. УЭЙЛЛИ ДЖ. КИТАЙ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ.

WHALLEY J. China in the world trading system // CESifo econ. studies. - Oxford, 2006. - Vol. 52, N 2. - P. 215-245.

В статье рассматриваются особенности торговой политики Китая после вступления страны в ВТО в 2002 г., связанные, прежде всего, с проблемами демпинга и торговли продукцией легкой промышленности (одеждой и текстилем).

Известно, что с конца 1980-х годов ХХ в. китайская экономика переживает мощный подъем, демонстрируя ежегодные темпы роста на уровне 7-9%. Его ключевым фактором, по мнению автора, является вовлеченность Китая в мировую экономику и торговлю, благодаря чему сегодня он вышел на третье место в мире по объему торгового оборота после США и Германии. При сохранении темпов роста экспорта, которые составляют сейчас 30-40% в год, к 2010 г. доля китайских товаров в мировой торговле достигнет 50% (с. 215).

Вступление Китая в ВТО сопровождалось заключением договора, в соответствии с которым китайская сторона обязуется до 2007 г. осуществить снижение торговых тарифов, прекратить субсидирование большинства государственных предприятий, сократить субсидирование сельскохозяйственных предприятий, а также либерализовать рынок банковских, страховых и телекоммуникационных услуг. В данный момент интересы Китая связаны, с одной стороны, с использованием уже существующих в ВТО правил, а с другой - с разработкой новых торговых регламентаций с целью

получения свободного доступа на рынки Европы и Северной Америки, а также привлечения прямых иностранных инвестиций.

Одной из проблем, с которыми сталкивается Китай на мировом рынке, являются антидемпинговые претензии: около 15% антидемпинговых санкций в мире применяется к китайским товарам. Так как по американским нормам Китай классифицируется как страна с нерыночной экономикой, это позволяет США применять к Китаю наиболее жесткие процедуры при демпинге. По некоторым оценкам, в течение десяти лет, предшествовавших вступлению в ВТО, Китай выиграл в 37% антидемпинговых разбирательствах, что сопровождалось достаточно высокими судебными и другими издержками. В случаях, когда ограничения налагаются на отдельные товары, китайцы следуют простой практике переориентации экспорта на другие товары. Однако, если антидемпинговые санкции будут применяться ко все большему числу наименований китайской продукции, это негативно отразится на ассортименте и объеме экспорта Китая (с. 220). Кроме того, растет число потенциальных торговых споров, с которыми Китай может столкнуться, являясь членом ВТО. Так, в США подготовлен Доклад о барьерах в мировой торговле (Foreign trade barriers report), в котором определяются возможные сферы возникновения американо-китайских торговых конфликтов: импортозамещающая политика Китая; установление тарифов на импорт товаров, создающих конкуренцию ряду местных продуктов (например, мотоциклы и электронное оборудование); тарифная классификация и процедура таможенной оценки; предоставление льготных условий неамериканскому импорту (например, древесины из России); нетарифные торговые барьеры в виде ряда ограничений при выходе на рынок банковских и страховых услуг; нерегламентированные инспекции сельскохозяйственной продукции; особые правила для продуктов биотехнологии с использованием санитарного и фитосанитарного контроля, позволяющего регулировать объемы импорта; субсидирование экспорта зерновых. В возникновении торговых споров автор видит ряд положительных моментов: такого рода давление на Китай может ускорить процессы модернизации и изменений в политике, которые иначе не были бы осуществлены.

В связи со вступлением в ВТО особую важность приобрел вопрос урегулирования китайского экспорта продукции легкой

промышленности. На сегодняшний день Китай наряду с Индией доминирует в мировом экспорте данной продукции. После отмены в 2004 г. соглашения о торговле текстилем предполагается, что в средне- или долгосрочной перспективе торговля на этом рынке станет действительно свободной. Вместе с тем в июне 2005 г. США установили ограничения на импорт семи наименований китайских товаров, что ограничило рост экспорта из Китая в США до 7,5% (позже страны договорились о цифре в 10%) в год в течение так называемого трехлетнего переходного периода, который был одним из условий вступления Китая в ВТО. Что касается ЕС, то он ограничил рост экспорта текстиля (а именно изделий из хлопка, футболок, простыней, скатертей и брюк) из Китая на уровне 812,5% в год (с. 223).

По мнению автора, перед Китаем как членом ВТО в ближайшем будущем встанет вопрос о реформировании внутреннего режима регулирования торговли, в котором отсутствуют прозрачность, скоординированность взаимодействия между различными органами власти и агентствами по стандартизации. Так, европейские и американские компании часто заявляют, что прохождение процедур сертификации в Китае - это запутанный, долгий и дорогостоящий процесс. Сейчас в Китае существует 20 900 обязательных национальных стандартов безопасности, гигиены и экологического соответствия, а более 2300 новых стандартов находятся на стадии разработки. При этом лишь 44% этих стандартов соответствуют международным нормам. Таким образом, рано или поздно Китая столкнется с необходимостью модификации большого числа своих торговых стандартов.

Другим важным направлением торговой политики Китая после вступления в ВТО является разработка и заключение торговых соглашений с различными странами и международными организациями: Гонконгом, Макао, Австралией, Новой Зеландией, АСЕАН. Также ведутся дискуссии о создании зон свободной торговли с Индией, Сингапуром, ЮАР, Советом по сотрудничеству стран Персидского залива. Возможно также заключение соглашений с Кореей и Японией. Торговое соглашение с Гонконгом было подписано 29 июня 2003 г. Оно предполагает взаимное сокращение или упразднение тарифных и нетарифных барьеров на пути движения товаров, сокращение ограничений в сфере торговли услугами, а так-

же шаги по дальнейшему развитию торговли и притоку инвестиций. Страны обязуются не устанавливать новые квоты и другие барьеры, касающиеся взаимного импорта, и не применять по отношению друг к другу антидемпинговых санкций.

Соглашение между Китаем и АСЕАН, заключенное в ноябре 2002 г., содержит в себе намерение по созданию в течение десяти лет зоны свободной торговли (ЗСТ) между Китаем и странами, входящими в данный блок. Таким образом, к 2010 г. в ЗСТ войдут Китай, Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд, а к 2015 г. - так называемые новые члены АСЕАН: Вьетнам, Лаос, Мьянма и Камбоджа. Предполагается, что тарифы во взаимной торговле этих стран составят от 0 до 5% по большинству товаров, а нетарифные барьеры будут ликвидированы полностью. Создание данной ЗСТ, с одной стороны, откроет китайским производителям доступ на рынки АСЕАН, а с другой - обеспечит ему стабильных поставщиков сырья (сейчас АСЕАН является четверым крупнейшим поставщиком для китайской экономики) (с. 229-230).

Договор о торговом и экономическом сотрудничестве Китая и Австралии определяет области стратегического сотрудничества и формулирует необходимость создания благоприятных условия для взаимного товарообмена и инвестиций. Стороны обязуются регулярно проводить ярмарки и выставки продукции легкой промышленности для стимулирования деловых контактов между странами, развития совместных предприятий и совместных брендов. Австралия и Китай планируют также сотрудничать в сфере образования и подготовки специалистов, что предполагает взаимное признание дипломов о получении квалификации. Сходный договор был подписан и с Новой Зеландией. Согласно этому договору, страны собираются наладить сотрудничество в сельском хозяйстве, конкретно в животноводстве, и лесном хозяйстве. И Австралия, и Новая Зеландия намерены в ближайшем будущем приступить к изучению возможностей для создания с Китаем ЗСТ. Процессы создания совместно с Китаем ЗСТ обсуждаются или готовятся в Индии, Чили, ЮАР, странах Персидского залива и Сингапуре

Особенностью торговых соглашений Китая, по мнению автора, является разнообразие их форм и содержания. Например, договор с Гонконгом сконцентрирован на товарообмене, трансграничной торговле и финансовых услугах, тогда как соглашения с Австралией

и Новой Зеландией содержат заявления о намерении развивать сотрудничество в самых разных областях. Такое разнообразие подходов Китая к формированию международных торговых связей может в будущем способствовать созданию нового торгового блока.

Далее автор анализирует влияние вступления Китая в ВТО на развитие банковских, страховых и телекоммуникационных услуг. Так, в соответствии с подписанными соглашениями Китай обязуется в течение пяти лет, с 2002 по 2007 г., открыть для международной конкуренции свои рынки телекоммуникационных, финансовых, профессиональных, компьютерных и прочих услуг. Должны быть сняты существующие барьеры вхождения на данные рынки в виде дискриминационных лицензий, а также упрощены многочисленные регламентации деловой активности. Кроме этого, Китай согласился стать объектом контроля со стороны органов ВТО в соответствии с Механизмом надзора за торговой политикой в течение последующих восьми лет.

В сфере банковских услуг иностранные институты получат возможность открывать свои филиалы, вести операции с китайскими предприятиями в национальной валюте, оказывать финансовые услуги частным лицам, предоставлять посреднические и консультационные услуги. Тем не менее существуют сомнения по поводу того, сможет ли Китай осуществить все взятые на себя обязательства. До начала экономических реформ в 1990-х годах экономика Китая была плановой с акцентом на развитие тяжелой промышленности. Финансовой системы как таковой не существовало, а Народный банк Китая (НБК) был единственным финансовым институтом, осуществлявшим как функции центрального банка, так и функции по предоставлению финансовых услуг в основном государственным предприятиям. Сейчас НБК играет роль центрального банка, а кроме него существуют четыре крупных государственных банка, которые осуществляют финансирование государственных предприятий; ряд банков на местах, которые находятся под контролем властей городов и провинций, а также банки, принадлежащие совместно государственным и частным предприятиям и местным властям. При этом основным получателем банковских ссуд являются по-прежнему государственные предприятия, которые часто убыточны, и поэтому большинство банков сталкивается с проблемой невозврата кредитов. По официальным данным, 25%, а по неофициальным - 50-60% ссуд

не погашаются. Рынок кредитования частных лиц китайскими банками практически отсутствует (с. 237).

Таким образом, выполнение Китаем обязательств перед ВТО повлечет за собой значительные изменения в структуре китайской экономики. Выход на рынок иностранных банков создаст мощную конкуренцию местным банкам, которые не только обременены не-возвращаемыми кредитами, но и в целом неэффективны. Непонятно, сможет ли банковская система Китая справиться с таким испытанием. Вместе с тем следует подчеркнуть, что местные банки имеют одно важное преимущество: они досконально знакомы с национальными особенностями ведения бизнеса в Китае, что может позволить им сохранить свою долю рынка, особенно в отдаленных сельских провинциях.

Что касается рынка страхования, то 70% этого рынка контролируют некоммерческие государственные страховые компании; здесь также представлены компании, принадлежащие государственным предприятиям, совместные компании и компании, полностью принадлежащие иностранным владельцам и обычно являющиеся филиалами иностранных страховых фирм. В отличие от банковской системы, страховой рынок уже является открытым для зарубежных участников, которые должны получать лицензии, дающие им право оказывать услуги страхования. Однако иностранные страховщики крайне неактивно осваивают китайский рынок, так как сталкиваются с необычной для себя культурой организации бизнеса и необходимостью владения китайским языком для ведения эффективной деятельности. Таким образом, рынок страховых услуг открыт для иностранных фирм (хотя фактически является закрытым), и в связи со вступлением в ВТО Китаю не потребуются специальные преобразования в данной сфере.

На данный момент рынок телекоммуникаций Китая поделен между семью операторами, среди которых крупнейшими являются компания «China telecom», которой принадлежит 99% услуг стационарной телефонной связи, а также крупнейший оператор мобильной связи «China Unicom». В перечень документов, подписанных Китаем при вступлении в ВТО, входило Соглашение в сфере телекоммуникаций, по которому будут разрешены иностранные инвестиции в китайский рынок телекоммуникаций, но с некоторыми территори-

альными ограничениями и лимитом на иностранную долю собственности в телекоммуникационных компаниях (до 49%).

Таким образом, численность населения, рост доли в мировой торговле и высокие темпы развития Китая (а также Индии) окажут на мировую экономику в последующие десятилетия значительное влияние. Центральным моментом этого влияния будет реакция на проблемы, встающие перед Китаем на мировом рынке как в рамках, так и вне ВТО. В целом, по мнению автора, миру, скорее всего, придется в ближайшее время решать вопрос о своей интеграции в Китай, а не об интеграции Китая в мировую экономику.

О.Н. Пряжникова

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛОВ. ТНК

2007.02.014. ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ФИНАНСОВУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ.

Les implications de la globalisation pour la stabilité financière // Rev. de la stabilité financière. - Р., 2006. - N 8. - Р. 137-144.

В статье излагаются некоторые результаты состоявшегося 4 ноября 2005 г. в Париже и организованного Банком Франции симпозиума на тему: «Производительность, конкурентоспособность и глобализация». В работе симпозиума приняли участие представители центральных банков ряда стран, международных организаций, научных и деловых кругов, а также около 200 аудиторов, занимающихся различными сферами финансовой деятельности.

Участники дискуссии пришли к выводу о наличии следующих четырех факторов, связанных с процессом глобализации, которые усиливают финансовые риски: возникновение серьезных финансовых кризисов в развивающихся странах; усложнение институциональных условий, что, например, проявляется в появлении новых видов инвестиционных фондов; неопределенность положения некоторых конечных носителей финансовых рисков, компаний страхования и перестрахования и домашних хозяйств; появление новых финансовых инструментов, поведение которых во время кризисов еще плохо изучено. К таким инструментам относятся, например, ипотечные займы с помесячной оплатой процентов, ипотечные займы с регулярным пересмотром процентных ставок и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.