Научная статья на тему '2006. 02. 005. Манфреди Л. -И. Административная политика Карфагена в Африке. Manfredi L. -I. la politiсa amministrativa di Cartagine in Africa. - roma, 2003. - /3/, 329-532 P. - (Memorie / Atti della Accad. Naz. Dei Lincei. Roma; A. 400. Classe di Scienze morali, storiche e filol. Ser. 9; Vol. 16, fasc. 3)'

2006. 02. 005. Манфреди Л. -И. Административная политика Карфагена в Африке. Manfredi L. -I. la politiсa amministrativa di Cartagine in Africa. - roma, 2003. - /3/, 329-532 P. - (Memorie / Atti della Accad. Naz. Dei Lincei. Roma; A. 400. Classe di Scienze morali, storiche e filol. Ser. 9; Vol. 16, fasc. 3) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
147
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПОЛИТИКА КАРФАГЕНА В АФРИКЕ / КОНЕЦ V-III ВВ ДО НЭ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006. 02. 005. Манфреди Л. -И. Административная политика Карфагена в Африке. Manfredi L. -I. la politiсa amministrativa di Cartagine in Africa. - roma, 2003. - /3/, 329-532 P. - (Memorie / Atti della Accad. Naz. Dei Lincei. Roma; A. 400. Classe di Scienze morali, storiche e filol. Ser. 9; Vol. 16, fasc. 3)»

2006.02.005. МАНФРЕДИ Л.-И. АДМИНИСТРАТИВНАЯ

ПОЛИТИКА КАРФАГЕНА В АФРИКЕ.

MANFREDI L.-I. La роПйса amministrativa di Cartagine in Africa. -Roma, 2003. - /3/, 329-532 p. - (Memorie / Atti della Accad . naz. Dei Lincei. Roma; A. 400. Classe di scienze morali, storiche e filol. Ser.9; Vol. 16, fasc.3).

Ключевые слова: административная политика Карфагена в Африке, конец V-III вв. до н.э.

В работе итальянской исследовательницы анализируются политические и административные структуры Карфагена и подвластных ему территорий. Подробно рассматривается эволюция трех структур: суф-феты, «народное собрание» и «собрание граждан». Приводимый автором источниковый материал свидетельствует об устойчивости пунических административных структур в североафриканских городах.

Сравнение административных структур Карфагена с ближневосточными системами позволяет увидеть, каким образом Карфаген вводил на подвластных ему территориях административные модели, заимствованные у персидской администрации.

Автор проводит детальный анализ источников, свидетельствующих об особенностях управления территориями, подвластными Карфагену, и выявляет три типа подконтрольных территорий: территории «прямого правления», пунизированные территории, где вводилось непрямое администрирование, и «внешние территории», каким-либо образом связанные с метрополией. Исследованы взаимоотношения между господствующим слоем финикийского происхождения и местным населением, в той или иной степени культурно и политически ассимилированным.

Работа состоит из трех частей. В первой части рассмотрена проблема юридического и административного контроля над завоеванными территориями. Автор указывает на очевидное ближневосточное происхождение карфагенского общественного устройства и на синхронное развитие его административных структур и административной системы финикийских городов вплоть до конца IV в. до н. э. Ближневосточная административная модель предусматривала разделение земель по территориальным округам, во главе которых находился город, административный центр, где располагались представи-

тели государственной власти. Организованная таким образом и возглавляемая верховным правителем города-государства структура управления не претерпела сколько-нибудь заметных изменений в течение ассирийского, вавилонского и персидского господства, вплоть до конца V - начала IV в. до н. э. После административной реформы Дария I началось постепенное развитие в финикийских государствах коллегиальных органов в ущерб монархическому институту, который прекратил свое существование в 312 г. до н. э. В целом финикийская институциональная система претерпела определенные изменения в области административного управления земель в самой Финикии и на Кипре. Однако, на взгляд автора, эта эволюция имела наиболее существенные последствия в западных колониях, что и создало политически благоприятные условия для решительного отхода Карфагена от метрополии.

Как административный центр колонизованных финикийцами земель и политический аванпост восточных империй на Западе Карфаген выработал собственную административную систему управления и контроля подвластными территориями, которая оформилась к концу IV в.до н.э. (в рамках общей схемы персидского управления).

Автор уделяет особое внимание основным пуническим институтам, которые в некоторых случаях пережили падение Карфагена, сохранившись в муниципальных организмах финикийских автономных городов северо-африканского побережья, ставших частью провинциального устройства Рима, бесспорно, претерпев определенные изменения. К таковым институтам относятся суффеты, «народное собрание» и «собрание граждан».

С V в. до н. э. суффеты, орган олигархии, являлись высшими выборными должностными лицами. В их обязанности входил созыв «народного собрания», членами которого они сами являлись, и вынесение вопросов на обсуждение в этом собрании. На суффетов были возложены судебные функции, а с IV в. до н. э. также и функции назначения полководцев. Источники свидетельствуют, что в Карфагене с IV в. до н. э. ежегодно избираются по два суффета. С конца IV - начала III в. до н. э. эта система распространяется на все города пунической территории. В римскую эпоху суффетов сначала причисляли, в большинстве своем, к перегринам. Впоследствии статус суффета давал права римского гражданства.

Поскольку автор сосредоточивает основное внимание на исследовании того, каким образом осуществлялось руководство метрополией подвластными территориями, то она сознательно отодвигает на второй план анализ таких структур, как совет старейшин и «совет ста», исследуя, прежде всего, «народное собрание» и «собрание граждан». Автор показывает, что «народное собрание» начиная с IV в. до н. э. превращается в «государственный» институт, избиравший магистратов, обладавших гражданской и военной властью. В определенных случаях «народное собрание» могло выдвигать предложения для обсуждения и выносить по ним решения. Иным по своей природе, функции и эволюции было «собрание граждан» или «совет граждан», члены которого являлись представителями карфагенского правительства в колониях, что свидетельствует об административном подчинении карфагенских колоний метрополии.

Во второй части книги рассматривается круг вопросов, связанных с географическим определением границ карфагенского государства и подвластных ему территорий. К V в. до н. э. владения Карфагенской державы - конгломерата городов, областей, племен - включали обширные территории Северной Африки, города Утику, Хадрумет и др., западную Сицилию, южную часть Пиренейского полуострова, Питикусские острова, Мальту, Пантеллерию, Готццо, Сардинию.

Формально равноправными с Карфагеном были такие города как Утика и Коссура. В Карфагенскую державу входили и собственно карфагенские колонии, а также финикийские города и территории, находившиеся под протекторатом Карфагена. На этих территориях создавались органы власти по образу Карфагена. Институт суффетов существовал в Торосе и Гадесе, а также в сицилийских городах. Исследуя пунические институты на этих территориях в контексте экономического, политического, юридического и социального развития Карфагена, автор рассматривает, как осуществлялось прямое и косвенное влияние метрополии на институциональные органы подвластных территорий. Анализируются также акты колонизации, подчинения пуническим городам североафриканских территорий.

В заключение рассматривается экспансионистская политика династии Магонидов (середина VI в. - начало IV в до н. э. ), а затем Баркидов (с III в. до н. э. ).

И.Е. Эман

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.