Сокращение разрыва в размере пенсий женщин и мужчин происходит медленно, но должно ускориться с 2010 г., т.е. когда на пенсию начнут выходить поколения 50-х и более поздних годов рождения, экономически более активные, чем предыдущие поколения.
Увеличение сроков уплаты пенсионных взносов наряду с некоторым снижением разрыва в величине заработной платы мужчин и женщин (предположительно разрыв стабилизируется к 2040 г.) должны привести к тому, что в 2040 г. разрыв в размере пенсий женщин и мужчин в возрасте 65-69 лет составит 29% против 50% в 2001 г. (с. 3).
Рассматривая факторы, которые могут затормозить сокращение неравенства в пенсионном обеспечении мужчин и женщин, авторы указывают, что глобальный сдвиг в сторону повышения экономической активности женщин маскирует другие изменения в их занятости, которые могут существенно повлиять на размер их пенсии. Женщины часто занимают нестабильные рабочие места, чаще подвергаются риску безработицы, что сокращает их права на получение пенсий.
В последние 20 лет расширение частичной, причем часто вынужденной занятости среди женщин способствовало увеличению разрыва в заработной плате мужчин и женщин, который в 1997 г. составил в частном секторе 32% (с. 4). Частичная занятость при существующих правилах начисления пенсий приводит к уменьшению среднегодовой величины заработной платы, служащей для расчета базовой пенсии.
С.Н. Куликова
2005.04.036. ФАБОЦЦИ Ф. Дж., РАЙЕН Р. Дж. ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В США. FABOZZI F.J., RYAN R.J. Reforming pension reform // Institutional investor. - N.Y., 2005. - Vol. 30, N 1. - P. 54-58.
Американские специалисты критикуют пенсионное законодательство США, не решающее, по их мнению, важнейшие проблемы реформирования пенсионной системы и прежде всего задачу надлежащей оценки финансовых обязательств компаний по планам пенсионного обеспечения.
В апреле 2004 г. президент США Дж. Буш подписал Закон об акционерном пенсионном финансировании (Pension Funding Equity Act), призванный «облегчить бремя» пенсионных отчислений, которое несут американские компании при формировании пенсионных фондов, и, как говорится в преамбуле Закона, обеспечить «защиту пенсионных накоплений для миллионов американских рабочих». Это достигается за счет раз-
решения компаниям применять более высокую норму дисконта для оценки их текущих пенсионных обязательств, представляющих собой приведенную (с помощью дисконтирования) стоимость будущих обязательств. Чем выше норма дисконта, тем меньше объем текущих обязательств: ее увеличение на 50 базисных пунктов дает снижение текущих пенсионных обязательств на 6-7,5% (при условии, что их средний срок погашения составляет 12-15 лет). Принятый закон позволяет американским компаниям сэкономить на пенсионных отчислениях в течение 2004-2005 гг. более 80 млрд. долл. Однако, считают авторы, он не решает ни одну из существующих серьезных проблем финансирования пенсионного обеспечения и может принести новые проблемы. Так, компании освобождаются от обязательного предоставления информации о состоянии своих пенсионных программ. Неверная методика оценки финансовых обязательств по частным пенсионным планам по-прежнему гарантирует занижение этой оценки.
Кризис, испытываемый частными пенсионными фондами, несет в себе угрозу для платежеспособности корпораций, муниципалитетов, штатов и даже правительства США. Масштабы пенсионного недофинансирования настолько велики, что создают финансовую угрозу, сопоставимую с крахом ссудо-сберегательной системы в начале 80-х годов. Согласно официальным данным, в конце 2003 г. дефицит корпоративных пенсионных планов приблизился к 250 млрд. долл. По мнению авторов, если бы пенсионные обязательства оценивались должным образом по их рыночной стоимости, это привело бы к удвоению этой суммы, а применительно к пенсионным фондам штатов и местных органов власти дефицит составил бы, согласно оценке «Morgan Stanley», более 1 трлн. долл.
По существу, спонсоры корпоративных и публичных пенсионных планов при действующих системах регулирования и бухгалтерского учета систематически недооценивали пенсионные обязательства, что привело к нынешнему кризису. В его основе лежат проблемы, связанные с бухгалтерским и актуарным подходами к пенсионному обеспечению. Корпоративные менеджеры при принятии соответствующих решений руководствуются прежде всего соображениями увеличения прибыли, а поскольку пенсионные отчисления в отчетах о прибылях и убытках проводятся как затраты, стремятся их минимизировать и даже исключить. Эти затраты компенсируются ожидаемым доходом на пенсионные активы (ROA), и здесь начинаются неувязки. Согласно общепринятым принципам бухгалтерского учета (GAAP), менеджеры могут прогнозировать
показатель ROA на год вперед, что позволяет устанавливать требуемое покрытие расходов или даже планировать некоторый дополнительный «доход». Такое прогнозирование ведет к искажению экономических показателей. Согласно исследованию, проведенному аналитиками «Credit Suisse First Boston» (CSFB), если бы 500 компаний, участвующих в расчете индекса курсов ценных бумаг агентства «Standard & Poor's», вместо прогнозов ROA использовали фактические показатели доходности пенсионных активов, то их совокупные доходы, показываемые в отчетах, были бы ниже на 10% в 2000 г. и на 69% в 2001 г., а 41 компании пришлось бы показывать вместо прибыли убытки. Что касается показателя прибыли на акционерный капитал (ROE), то у 500 компаний в 2001 г. он был бы равен не 8% при учете по GAAP, а всего 2%.
В существующей системе учета есть и другие недостатки, открывающие возможности для злоупотреблений в области прогнозирования доходности пенсионных активов и стимулирующие изменение структуры пенсионных активов в пользу вложений в акции, хедж-фонды и других инвестиций, позволяющих прогнозировать высокие доходы. Если же фактический показатель ROA отличается от прогнозного, система учета позволяет списывать разницу, как правило, в течение срока действия пенсионного плана (обычно 15 лет), проводя эту операцию в отчетности по статье «Актуарные прибыли или убытки».
На первый взгляд такая система выглядит вполне рациональной. Однако в последние годы расхождения между прогнозными и фактическими показателями ROA, а также их фактическая корректировка достигли огромных масштабов. Вина за это, помимо тенденции к снижению рыночных курсов акций, возлагается на склонность менеджеров к чрезмерно оптимистическим прогнозам, а последствия оцениваются как весьма серьезные. Например, летом 2003 г. корпорация «General Motors» объявила, что списание актуарных убытков приведет к уменьшению ее годовых доходов на 1,7 млрд. долл. в течение последующих 20 лет. Уже звучат предупреждения о возможности возбуждения судебных процессов против финансовых руководителей компаний и аудиторов.
Закон об акционерном пенсионном финансировании 2004 г. устанавливает, что норма дисконта, которой должны пользоваться компании при определении затрат на финансирование пенсионных планов, представляет собой составной показатель в виде средневзвешенной величины трех индексов по долгосрочным корпоративным облигациям («Citibank», «Lehman Brothers» и «Merrill Lynch & Co.») за предшествующие четыре
года. Остается загадкой, отмечают авторы, каким образом показатель, рассчитываемый на основе данных прошедших лет, может отражать текущую доходность. Более того, идея о том, что единая постоянная норма дисконта может служить основанием для оценки всего графика денежного потока, который, в конечном счете, и представляют пенсионные обязательства, несовместима с принципами финансовой оценки. Ни один из трех индексов, участвующих в расчете, не включает облигаций с нулевым купоном, которые необходимы для правильной оценки пенсионных обязательств (особенно со сроком более 15 лет).
Еще одно несоответствие состоит в том, что пенсионные фонды штатов и местных органов власти руководствуются рекомендациями Совета по актуарным стандартам (Actuarial Standards Board), согласно которым нормы дисконта по обязательствам публичных пенсионных планов должны опираться на показатель ROA, что ведет к завышению норм дисконта примерно на 300 базисных пунктов и, соответственно, к занижению оценки самих пенсионных обязательств на 30-40%. Иначе говоря, пенсионные фонды штатов и местных органов власти, считающиеся обеспеченными финансовыми средствами, фактически по рыночной оценке профинансированы лишь на 55-70%. Это ведет к тому, что «сегодняшняя щедрость по отношению к государственным служащим обернется бременем для ничего не подозревающих будущих налогоплательщиков».
Во многих частных и публичных пенсионных планах заложено неверное представление, согласно которому норма дисконта по их обязательствам представляет минимальную ставку доходности инвестиций. Ошибочно считается, что если доходы превышают эту минимальную ставку, то это автоматически создает дополнительные средства. Норма дисконта - это цена, а не доход. Динамика приведенной стоимости обязательств столь же изменчива, как и стоимость портфеля долгосрочных облигаций, поскольку она зависит от изменений процентных ставок. Рост обязательств может быть существенным при постоянном снижении процентных ставок, что типично в периоды повышения биржевых курсов ценных бумаг, но он может быть и отрицательным, если ставки год от года растут, как в периоды снижения биржевых курсов. Но спонсоры пенсионных планов не могут знать стоимость своих обязательств, кроме как по рыночной оценке, осуществляемой с необходимой точностью и периодичностью. При этом рассматривать темпы роста приведенной стоимости обязательств как их «доход» действительно полезно, так как
именно они, а не норма дисконта, являются для спонсора минимальной ставкой, или действительным базовым показателем оценки доходности.
Правильный подход, по мнению авторов, состоит в выработке индивидуального базового показателя (benchmark) пенсионного фонда, основанного на структуре денежного потока, генерируемого его пенсионными обязательствами, и в дисконтировании с использованием рыночных процентных ставок. Эти рекомендации вряд ли встретят широкую поддержку, поскольку могут вызвать дефицит пенсионного финансирования. Действующие правила более благоприятны для компаний, которые предпочли бы иметь «пенсионные каникулы» - период, свободный от всяких пенсионных отчислений. Дело, однако, заключается в том, что многие пенсионные планы неизбежно нуждаются в увеличении финансирования.
Действующая система характеризуется отсутствием рыночной оценки, невозможностью контролировать обязательства и управлять активами пенсионных фондов, риском нарушения связи между активами и обязательствами. Обязательства должны быть переоценены в соответствии с рыночной кривой доходности, причем сначала целесообразно взять за основу кривую доходности казначейских облигаций с нулевым купоном и использовать ее для построения индивидуальных индексов по каждому пенсионному плану. Важнейшее условие состоит в оценке обязательств по текущей курсовой стоимости. Создав индивидуальный индекс в качестве базового показателя для пенсионных обязательств, спонсор пенсионного плана получает возможность должным образом осуществлять управление пенсионными активами, сопоставлять динамику роста и риска активов и обязательств с учетом их временной структуры. Таково, по мнению авторов, одно из направлений совершенствования пенсионных планов работодателей и всей системы пенсионного обеспечения США, провозглашенного в качестве цели в законе 2004 г.
И.Г. Минервин
2005.04.037. ФАИНИ Р. МИГРАЦИЯ И КОНВЕРГЕНЦИЯ В РЕГИОНАХ ЕВРОПЫ: НЕМНОГО ТЕОРИИ И РЯД СВИДЕТЕЛЬСТВ. FAINI R. Migration and convergence in the regions of Europe: A bit of theory Some evidence. - Hamburg : HWWA, 2003. - [2], 22, [4] p. - (FLOWENLA discussion paper / Hamburgisches Welt-Wirtschafts-Arch.; 9). - Bibliogr.: p. 12.
Несмотря на существенные усилия по стимулированию экономического сотрудничества, отмечает сотрудник университета Брешиа (Ита-