Научная статья на тему '2004. 02. 008. Башарин Г. П. История аграрных отношений в Якутии: в 2 Т. / отв. Ред. : Иванов В. Н. - М. : Арт-Флекс, 2003. Т. 1. Аграрные отношения с древних времен до 1770-х годов. - 447 с. ; Т. 2. Аграрный кризис и аграрное движение в конце XVIII - первой трети XIX В. - 519 с'

2004. 02. 008. Башарин Г. П. История аграрных отношений в Якутии: в 2 Т. / отв. Ред. : Иванов В. Н. - М. : Арт-Флекс, 2003. Т. 1. Аграрные отношения с древних времен до 1770-х годов. - 447 с. ; Т. 2. Аграрный кризис и аграрное движение в конце XVIII - первой трети XIX В. - 519 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
574
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ - ЯКУТИЯ / ЯСАК / СКОТОВОДСТВО - ЯКУТИЯ / АГРАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - ЯКУТИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 02. 008. Башарин Г. П. История аграрных отношений в Якутии: в 2 Т. / отв. Ред. : Иванов В. Н. - М. : Арт-Флекс, 2003. Т. 1. Аграрные отношения с древних времен до 1770-х годов. - 447 с. ; Т. 2. Аграрный кризис и аграрное движение в конце XVIII - первой трети XIX В. - 519 с»

2004.02.008. БАШАРИН Г.П. ИСТОРИЯ АГРАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЯКУТИИ: В 2 т. / Отв. ред.: Иванов В.Н. - М.: Арт-Флекс, 2003. Т.1. Аграрные отношения с древних времен до 1770-х годов. - 447 с.; Т.2. Аграрный кризис и аграрное движение в конце XVIII - первой трети XIX в. - 519 с.

Монография д.и.н. Г.П.Башарина посвящена исследованию проблем хозяйственной, экономической, социальной, политической жизни всех народов и народностей Якутии, в том числе русских. Важнейшие стороны исторического процесса в Якутии рассматриваются в тесной связи с историей России, в контексте мировой истории, особенно истории скотоводческих народов, истории перехода от «варварства» к более высоким ступеням социально-экономического развития. Издание подразделяется на части и главы и содержит общие для двух томов предисловие «От редактора», авторское предисловие, введение и заключение.

Рассматривая историю аграрных отношений так называемого «до-русского периода» истории Якутии, Г.П.Башарин приходит к выводу о том, что предки якутов в период их переселения с юга на север (XII-XIV вв.), которое «не было ни одновременным, ни тем более организованным и массовым» (т. 1, с. 128) переживали временный регресс скотоводческого хозяйства, связанный с трудностями его адаптации к новым условиям. Якутское скотоводство, «которое все же возникло и развивалось в результате преодоления огромных трудностей на территории собственно Якутии, коренным образом отличалось, - подчеркивает автор, -от скотоводческого хозяйства центрально-азиатских предков якутов» (т. 1, с. 128).

В XIV-XV вв. в якутской скотоводческой культуре происходило усиление роли крупного рогатого скота в хозяйстве, что было связано с переходом от кочевого образа жизни к оседлости, падением значения охоты, а с середины XVII в. и последствиями присоединения Якутии к Русскому государству. К началу XVII в. рогатый скот играл уже более важную роль в экономической и хозяйственной жизни якутов-скотоводов, чем лошадь, а в середине XVIII в. он выходит на первое место в их животноводческом хозяйстве. Все это способствовало завершению коренного экономического переворота, не знавшего равного себе в экономической истории дореволюционной Якутии. Этот переворот ускорил процесс закрепления и упрочения оседлости якутов, а его завершение стало, отмечает Г.П.Башарин, одной из главных причин последующих аграрных реформ (т. 1, с. 82).

В ХУ-ХУ1 вв. наметились первоначальные центры будущих волостей-улусов, основу которых составляли уже освоенные места поселений, сенокосы и пастбища с зимними юртами, стойлами для скота, изгородями и т.п. Возникло право членов улуса на ее сенокосную и пастбищную территорию по принципу первого захвата и давности пользования. Внутри каждого из улусов шел стихийный процесс неравномерного распределения и присвоения земельных угодий и становления частной собственности на землю.

К середине XVII в. частная собственность на скот, индивидуальные скотоводческие хозяйства, отсутствие в древней Якутии каких-либо постоянных хозяйственных занятий, которые требовали постоянного объединения владельцев скота для обработки и исполь-зования земельных угодий, как и верховного собственника земли, явились причиной возникновения не частного владения землей, а частной собственности на землю (т. 1, с. 115). Между возникновением частной собственности на скот и зарождением частной собственности на землю не было исторического интервала, они появились одновременно, при этом частная собственность на скот была приматом частной собственности на землю, являющейся, указывает автор, непосредственным условием становления частной собственности на скот (там же).

Присоединение Якутии к России было обусловлено стремлением московских царей расширить свои владения путем «собирания» земель и обеспечить взимание с населения этих земель дани для пополнения казны и укрепления мощи Русского государства. Ясак служил, полагает автор, если не коренной, то непосредственной причиной и целью продвижения на новые земли.

Первый период ясачного обложения (1630-е годы) характеризовался тем, что ясаком облагалось население волости, представлявшей в основном якутский улус. Таким образом, признавалась и письменно закреплялась территория земельной соседской общины. Коллективный размер ясака был неустойчивым, контроль и учет отсутствовали. Индивидуальное обложение ясаком «улусных людей» производилось, указывает автор, князцом по его усмотрению, словесно, без письменной документации (т. 1, с. 208-209).

С 1640-х годов начался второй период, характеризовавшийся заменой коллективного обложения ясаком на индивидуальное. На основе данных переписи 1641-1642 гг. каждому плательщику устанавливался оклад, размер которого определялся по количеству его скота, числу едо-

ков и рабочих рук в хозяйстве. К концу XVII в. установился соболиноли-сий оклад, а в первой половине XVIII в. горностаевый и денежный оклады. Индивидуальное обложение и четырехсоставной оклад имели важное значение для разных слоев якутского общества: «лутчие люди» облагались соболиным и лисьим окладами, а бедные - денежным и горностаевым, при этом соболинолисьи оклады были выгодны для плательщиков, так как повышали политический престиж перед царской администрацией, усиливали значимость плательщика среди ясачных, приносили ощутимую экономическую прибыль.

1632-1735 гг. были периодом бесплатной, не регламентированной и потому недокументированной так называемой подводной повинности. С 1736 г. подводная повинность стала регламентироваться. Анализ архивных документов привел автора к выводу о том, что в системе колониального гнета подводная повинность по размерам, тяжести и последствиям стоит на первом месте, а ясак - на втором (т. 1, с. 239). Она нанесла чувствительный удар по якутскому коневодству в XVII в., отрицательно отразилась на судьбах скотоводческого хозяйства якутов в XVIII-XIX вв. Подушная повинность катастрофически сократила поголовье лошадей, привела к дезорганизации сельскохозяйственного производства, отвлекала молодых, наиболее трудоспособных скотоводов, затрудняла заготовку сена и другого продовольствия на зиму и т. д.

Исследуя новые экономические и хозяйственные явления в Якутии с 1630 по 1760-е годы, Г.П.Башарин на конкретных данных прослеживает включение Якутии в сферу экономической жизни России. Появление на северо-востоке Азии русских и представителей других народов России не могло не отразиться на структуре землевладения и землепользования. Автор выделяет среди пришлого населения следующие категории земельных собственников: военно-служилые люди, духовенство, крестьяне-земледельцы, посаженные на «государеву пашню» по «указу» и «прибору», ссыльные, вольные «заводчики». До 1760-1770-х годов у русских крестьян Якутии, отмечает автор, общинной формы землепользования еще не было (т. 1, с. 180). Существовало неравенство во владении скотом и в посевных площадях, что служило экономической основой для использования в богатом хозяйстве наемного труда и создания фактического неравенства в землепользовании русских крестьян в XVIII в. (т. 1, с. 182).

Анализ мероприятий по введению в Якутии хлебопашества привел автора к выводу о том, что с середины XVII в. в экономику якутов начали

проникать продукты земледелия. Первыми потребителями хлеба были тойоны, вторыми - пригородные якуты, а с конца века немногочисленные якуты, однако земледелие за период 1640-1760-е годы не получило сколько-нибудь широкого распространения и давало слишком мало продукции, не оправдывая надежд, возлагавшихся на него правительством и местной администрацией. Крайне медленное, часто прекращающееся продвижение земледелия в Якутии Х'УП-Х'УШ вв. не может быть объяснено ни «ленивостью» якутов, ни «праздной» жизнью русского крестьянина, ни неблаго-приятными природно-климатическими и почвенными условиями (т. 1, с. 192).

Ключевые изменения в системах землевладения и землепользования, произошедшие в Якутии в 1760-1770 гг., Г.П.Ба-шарин рассматривает в тесной связи с курсом активного законо-дательного вмешательства государства в аграрные отношения. Главным изменением в этот период в системе землевладения и землепользования явилась отмена в Якутии частной собственности на землю. Это произошло в результате деятельности так называемой Первой ясачной комиссии в Якутии, работавшей под руководством М.М.Черкашенинова и оставившей глубокий след в истории Якутии.

Значение деятельности Первой ясачной комиссии, а также последующих законодательных мероприятий правительства вплоть до Устава об управлении инородцев Сибири М.М.Сперанского заключалось в том, что было проведено коренное переобложение ясаком. Индивидуальный оклад на общую сумму ясачного оклада с жителей отдельных волостей-наслегов отменялся при одновременном усилении круговой поруки. Комиссия М.М.Черкашенинова, руко-водствуясь инструкцией, общей для всей Сибири, на основе ревизий и переписи ясачных конкретизировала понятие «имущество плательщика ясака» и включила в него и земли. Отныне общая сумма ясачного оклада была определена как неизменная постоянная величина на время до следующей ясачной комиссии. Указы и распоряжения комиссии навсегда закрепили за каждым наслегом его традиционную территорию, запретили отчуждение земельных угодий от одних наслегов в пользу других. Волости-наслеги, как сельские общины, были восстановлены в своих правах, предотвращено дальнейшее их разложение.

В результате деятельности комиссии была создана соболино-лисья система раскладки ясака, которая привела к утверждению соболино-лисьей системы земельных отношений. Главным итогом развития собо-

лино-лисьей системы явилось обезземеливание 60% всех мужчин-домохозяев при разительном неравенстве среди землевладельцев (т. 2, с. 72, 214, 218, 397). Беспрецедентное в истории скотоводческих народов обезземеливание стало главной причиной и основным показателем глубокого аграрного кризиса, который вызвал стихийное аграрное движение якутской бедноты в первой трети XIX в. Кризису способствовали также хищническая неэквивалентная торговля, распространение купеческого и ростовщического капитала, увеличение податей и повинностей, превращение их в денежные, сопровождавшиеся быстрым разорением непосредственных производителей и сокращением у них и без того ничтожного количества скота, растущая диспропорция между крупным землевладением и малоземельностью, усугубляемая усилением власти, политических прав и административных функций тойоната в результате так называемого усовершенствования управления инородцами. В первой трети XIX в. якутское общество поразил кризис, из которого оно вышло только после упразднения соболинолисьей системы землепользования (т. 2, с. 218-221).

Ликвидация соболино-лисьей системы и прямое вмешательство царской администрации свидетельствовало о ее обеспокоенности обострением классовой борьбы в улусах и заинтересованности в поддержании платежеспособности податного населения. Политика государства рассматривается Г.П.Башариным, с одной стороны, как стимулирующая хозяйственными и политическими мероприятиями развитие Якутии (рост земледелия, торговли, обустройство дорог, почтовой связи и т.п.), с другой - как подавляющая развитие (путем налогового гнета, усиления бесправия населения, опоры на тойонат как орудие своей политики).

В начале своего возникновения новая система землепользования послужила основой, фактором заметного прогресса в развитии земледелия, способствовала инициативе общинников по расчистке лесов под пашни, осушению болот и озер под сенокосы. Наделение лиц, бывших при соболино-лисьей системе безземельными, клочками земли означало для тойонов сохранение рабочей силы в наслегах. Для государства - плательщиков ясака, исполнителей податей и повинностей (т. 2, с. 415-416).

В последней трети XIX в. в условиях по-прежнему примитивного и отсталого скотоводческого хозяйства классная система привела большую часть якутских общинников к обезземелению и разорению, к новому аграрному кризису (т. 2, с. 417).

В заключение дана общая картина исторического развития аграрных отношений в Якутии, которую автор рассматривает с четырех позиций. Во-первых, как выражение истории народов, заселяющих регион. Во-вторых, как историю земельных отношений у якутов, землевладения пришлого русского населения и земельного вопроса у тунгусов. В-третьих, как проблему истории общественного строя у якутов. В-четвертых, как историю экономики общества, т. е. историю скотоводческого хозяйства, внутренних и внешних причин его регресса, прогресса, кризисного состояния.

Н.В.Степанюк

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.