Научная статья на тему '2003. 02. 013. Колтон Т. , Макфаул М. Подлинный американо-российский союз. Colton T. J. Mc faul M. America's real Russian allies. // foreign Affairs. ? N. Y. , 2001. ? V. 80. № 6. P. 4658'

2003. 02. 013. Колтон Т. , Макфаул М. Подлинный американо-российский союз. Colton T. J. Mc faul M. America's real Russian allies. // foreign Affairs. ? N. Y. , 2001. ? V. 80. № 6. P. 4658 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
129
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА РФ / РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ РФ 2001 / ТЕРРОРИЗМ МЕЖДУНАРОДНЫЙ БОРЬБА С НИМ / АМЕРИКАНСКО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 02. 013. Колтон Т. , Макфаул М. Подлинный американо-российский союз. Colton T. J. Mc faul M. America's real Russian allies. // foreign Affairs. ? N. Y. , 2001. ? V. 80. № 6. P. 4658»

2003.02.013. КОЛТОН Т., МАКФАУЛ М. ПОДЛИННЫЙ АМЕРИКАНО-РОССИЙСКИЙ СОЮЗ.

COLTON T.J. MC FAUL M. America's real russian allies.// Foreign affairs. -N.Y., 2001. - V. 80. - № 6. - P. 46-58.

События 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке открыли новую главу во взаимоотношениях между США и остальным миром, в том числе и с Россией. «Мы входим в новую, еще неопределенную эру взаимодействия с Россией, которая определит контуры наших отношений в будущем», -отмечают авторы (с. 46)1.

Президент Путин первым откликнулся на сентябрьские трагические события. 85% москвичей поддержали своего президента, считая, что террористический удар был направлен не только против США, но и всего мира. До этих событий между Путиным и Бушем установились достаточно доверительные отношения. Однако российское военное и разведывательное руководство, подчеркивает автор, относится с большим подозрением к размещению американских войск в Центральной Азии, оно больше обеспокоено безопасностью Ирака, чем Соединенных Штатов. В свою очередь, в США опасаются, не возвратится ли Россия на путь холодной войны. Переход России от авторитаризма к демократии еще далек от завершения, его хрупкость очевидна, и недооценка этого переходного процесса со стороны США может негативно сказаться на безопасности Америки.

Зарождающаяся демократия ни при Ельцине, ни при Путине не стала консолидированной, а в последнее время значительно ослабли демократические институты. Это проявляется в нарушении гражданских прав в Чечне, наступлении ФСБ на представителей средств массовой информации, религиозные группы, защитников окружающей среды, ограничение контактов научной интеллигенции с иностранными коллегами и т.д.

Тем не менее президент остается популярной фигурой. Большинство населения одобряет его демократические начинания, хотя, по мнению некоторых россиян, народу нужна железная рука, а, может быть, и неприкрытый диктат. Временами чувствуется ностальгия по прошлому. «Пройдя долгий антидемократический путь, Россия пытается трансформировать мышление, взгляды и оценки, и недооценивать этот процесс со стороны США недопустимо» (с. 54).

1 Т.Колтон - директор Дэвис-центра по изучению русских исследований Гарвардского ун-та, М.Макфаул - профессор политологии Стэнфордского ун-та.

Россия официально провозгласила стратегию построения демократического общества и создания рыночной экономики. Это отвечает базовым критериям американской политики установления союзнических отношений с другими странами. Мало того, Россия сделала немало дружественных жестов в адрес США: поддержала их антитеррористическую операцию, спокойно отнеслась к выходу США из Договора по ПРО 1972 г., не стала поднимать шум по поводу размещения американских военных на территории бывших советских республик в Средней Азии, Грузии и т.д.

Вместе с тем невнятность преобразований в России, совершаемых людьми, не имеющими твердой политической стратегии и идеологической ориентации, вызывает в США скептицизм. Никто в США не может с уверенностью предсказать будущее России. То, что под влиянием жесточайшего социального и политического кризиса ее верхушка решила было попробовать применить методы демократического управления, не вызывает сомнения. Но отвечает ли это ее идеалам, не получится ли так, что, преодолев с помощью США нынешний национальный кризис, российская элита в дальнейшем вновь вернется к царским замашкам? Ответы на эти вопросы не могут дать не только в США. На них не возьмутся ответить и в самой России, считают авторы.

Отсюда и столь настороженное отношение в США к таким явлениям российской жизни, как война в Чечне, преследования независимых СМИ, шпиономания, терпимость к коррупции и взяточникам и многое другое.

Свидетельствуют ли эти явления о наличии какого-то «тайного», не афишируемого замысла, состоящего в стремлении использовать благоприятный момент для установления режима «а-ля Пиночет», сочетающего проведение либеральных экономических реформ и жесткую диктатуру, опирающуюся на армию и спецслужбы? Или же это просто следствие промежуточности преобразований в стране, незавершенности демонтажа коммунистического режима и еще большей незавершенности строительства новых демократических институтов.

Без ответа на эти вопросы, считают авторы, трудно говорить более обстоятельно о месте России в формируемом Вашингтоном мировом порядке. Дело даже не в том, что имеется целый ряд внешнеполитических проблем, которые еще предстоит решить обеим странам (стратегический баланс сил, нераспространение оружия

массового поражения, политическое урегулирование в Афганистане и на Ближнем Востоке, расширение НАТО и т.д.) и которые, возможно, не будут столь сложны, если будет решен главный вопрос - в каком качестве вписывается сегодняшняя Россия в американскую концепцию мирового устройства: перспективный друг, перспективный враг или просто «держава на обочине»?

Ясно, что строить союзнические отношения между нашими странами только на основе «антитеррористической акции» - дело малоперспективное, отмечается в статье.

Поскольку США втянулись в продолжительный конфликт с террористами, они делают все возможное, чтобы мобилизовать все страны, включая Россию, в антитеррористическую коалицию. Создавая такой альянс, администрация Буша будет тщательно изучать все плюсы и минусы участников этого альянса, в том числе и России, что может привести к снижению российских приоритетов.

В этом, считают авторы, заключается глубочайшая ошибка США. Без поддержки США российской демократии и при отходе от России вполне возможно противостояние Москвы и Вашингтона.

Усиление демократического процесса в России, отмечается в работе, может быть достигнуто двумя путями: включение вопроса о демократизации в России в повестку межгосударственных встреч России и США, особенно встреч на высшем уровне, и поиск путей по усилению контактов с демократически настроенными гражданами и российским обществом в целом (с. 56).

Действуя через государственные каналы, Буш и его администрация должны прекратить «читать лекции» Путину о превосходстве политической системы Америки и поддерживать Россию в вопросе интеграции с Западом. Хорошим началом будет вступление России в ВТО, снижение торговых барьеров на российский импорт, ослабление ограничений по передвижению, возможное вхождение в НАТО.

Помимо усиления межгосударственных контактов Соединенные Штаты должны расширить программы по оказанию помощи России. За последние десять лет старая формула демократии: «Приведите свои институты в порядок, и народ последует за вами» уже не действует. Сегодня она должна звучать иначе: «Исполните желание народа, и институты последуют за ним». Здесь имеется в виду полное реформирование правоохранительной системы, усиление политических партий, свобода СМИ, борьба с коррупцией и бюрократизацией. Кроме

того, США должны увеличить финансирование ряда программ в глубинке России через прямые гранты ученым, учителям, профсоюзам, малому бизнесу. Следует увеличить в десять раз число студентов, стажирующихся в США (на 1999 г. их было только 5329 человек).

Авторы уделяют особое внимание оказанию финансовой помощи радио и телевидению (Радио свободной России, Радио свободы, Голос Америки, Интернет) для передачи более объемной информации о происходящих событиях в России.

Поскольку Вашингтон начинает длительную антитеррористическую войну, ему нужны союзники, и Россия является одним из них -таков вывод авторов статьи (с. 58).

В.М. Соломатина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.