Научная статья на тему '2002. 04. 003. Глобализация и Африка. Globalization and Africa// Finance and development. Wash. , 2001. -- Vol. 38, n 4. -- P. 2-36'

2002. 04. 003. Глобализация и Африка. Globalization and Africa// Finance and development. Wash. , 2001. -- Vol. 38, n 4. -- P. 2-36 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ ЭКОНОМИКА / МВФ И АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ТОРГОВЛЯ ВНЕШНЯЯ АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Макарова С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 04. 003. Глобализация и Африка. Globalization and Africa// Finance and development. Wash. , 2001. -- Vol. 38, n 4. -- P. 2-36»

2002.04.003. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И АФРИКА.

GLOBALIZATION AND AFRICA// Finance and development. -Wash., 2001. -- Vol.38, N 4. -- P. 2-36.

В начале 2001 г. главы африканских государств приняли документ под названием "Новая африканская инициатива". Африканские лидеры высказались за политику интеграции в мировую экономику и усиление борьбы с бедностью. Связанные с этим вопросы были рассмотрены на семинаре, организованном Институтом МВФ в Тунисе в апреле 2001 г., в котором приняли участие помимо сотрудников МВФ министры, управляющие ЦБ и другие официальные лица четырнадцати стран Африки.

М.Дауас (управляющий Центрального банка Туниса) отмечает, что глобализация усиливает нестабильность и маргинализацию наименее развитых стран, в частности, большинства стран Африки. Маргинальное положение Африки отражается в ее малой доле в мировой торговле (всего 2%) и в объеме иностранных инвестиций (1%); это усугубляется непосильным внешним долгом и невыполнением донорами обязательств по предоставлению официальной помощи развитию: вместо 0,7% своего ВВП страны ОЭСР предоставляют только 0,25%, что составляет разницу в 100 млрд. долл. в год (с.4).

Несмотря на неблагоприятные условия, во многих африканских странах в последние годы сохранялись удовлетворительные темпы роста: если в 1992 г. только в 18 странах был рост в 3% и больше, то сейчас таких показателей достигли 30 государств, в них улучшились показатели ВВП на душу населения и контролируется инфляция (с.5). Однако структурные реформы обходятся им дорого, особенно наиболее уязвимой части населения, а для того, чтобы достичь уровня жизни других развивающихся стран, им необходим ежегодный рост в 7%. Это возможно только путем интеграции в мировую экономику и ускорения реформ путем: 1) создания наилучших возможностей для частных инвесторов и поощрения наибольшей открытости для местной и иностранной торговли и 2) повышения эффективности экономики посредством изменения роли государства, прозрачности экономической практики и создания законодательной и регулирующей базы. Правительство должно сосредоточиться на социальной сфере, финансовый сектор как основной должен быть включен в каждую программу реформ. Однако "опыт показывает, что для успеха реформ они должны быть адаптированы к специфическим экономическим и социальным условиям каждой страны, к ее приоритетам и уровню развития" (с.5).

Международные организации и мировое сообщество должны поддержать усилия Африки прежде всего разрешением свободного доступа африканских экспортных товаров на рынки индустриальных стран; по оценкам, отмена торговых барьеров может обеспечить доходы, втрое превышающие объем помощи, предоставляемой развивающимся странам. Реструктурирование внешнего долга Африки недостаточно, чтобы они могли сберегать ресурсы для производительных инвестиций; развитые страны могут поощрить приток частного капитала, особенно ПИИ, которые создают рабочие места и часто приносят новые технологии, МВФ и Мировой банк призваны помогать странам Африки укреплять макроэкономическую дисциплину, осуществлять либерализацию и ограничивать роль государства, улучшать институционный климат, особенно рыночные правила, законодательство, управление "с единственной целью - сделать глобализацию процессом интеграции всех стран без исключения " (2, с. 5)

Иби Аджайи (Ибаданский университет, Нигерия) считает, что способы интеграции Африки в мировую экономику должны определяться ее насущными целями: ускорением экономического роста и развития и искоренением бедности. Главные вопросы, на которые должна ответить Африка: 1) может ли она по-прежнему оставаться изолированной; 2) каковы преимущества и риски интеграции в мировую экономику и как эти риски могут быть минимизированы; 3) в какой степени Африка уже интегрирована в мировую экономику и как повысить ее конкурентоспособность в международной торговле; 4) является ли глобализация панацеей для всех африканских проблем; 5) какая политика позволит получить максимальную пользу от глобализации.

Маргинализация стран Африки является результатом их относительно изоляционистской политики, тогда как экономическая интеграция и открытость могут улучшить экономическое положение, расширить рынки и поступления капитала и новой технологии, повысить производительность и уровень жизни.

Главным двигателем африканской интеграции в мировую экономику остается, как и в других странах, международная торговля. Но африканская торговля ограничивается небольшим списком сырьевых товаров, и ее доля сужается. В 1960-1969 гг. она равнялась в мировом экспорте 5,3 и в импорте - 5,0%, а в 1990-1998 гг. - 2,3% и 2,2% соответственно (с.7). Это снижение происходило, в частности, из-за протекционистского характера местных торговых режимов, медленного роста душевого дохода, высоких транспортных издержек и удаленности от главных мировых рынков. "Хотя Африка значительно продвинулась в

90-е годы по пути либерализации, ее торговые режимы остались более протекционистскими, чем у большинства ее торговых партеров и конкурентов" (с. 7).

Второй путь глобализации - рынки капитала. Здесь у Африки меньшие шансы интегрироваться в мировую экономику: более высокая, чем в любой другой стране, доля африканского богатства принадлежит иностранцам, и объем капитала, ежегодно покидающего Африку, ранжируется от 24% до 143% их ВНП. Африка не входит в число главных бенефициариев растущего мирового потока частного капитала и не получает таких выгод, как создание рабочих мест и передача технологии, менеджмент и организационные навыки. В 1990-1994 гг. чистый доход на инвестиции в Африке составлял 20-30% по сравнению с 16-18% в других регионах третьего мира, тем не менее Африка не может привлечь капиталы из-за отрицательного восприятия ее экономической и политической ситуации, бедной инфраструктуры и неадекватной законодательной базы (с.7).

Свободное движение рабочей силы - третий путь глобализации; в последние годы многие африканцы эмигрировали в Канаду, Францию, Англию и США, по оценкам, более 30 тыс. африканцев с докторскими степенями работают в Западной Европе и Северной Америке. Эмиграция дает Африке приток валюты в виде денежных переводов, приобретение рабочих навыков, опыта и освоение новейших технологий. Главным двигателем глобализации стало развитие телекоммуникаций и транспорта и снижение их стоимости, но этот процесс мало коснулся Африки. В частности, их телефонный сектор - база Интернета - характеризуется низким уровнем, устарелым оборудованием, чрезмерно долгим ожиданием телефонной линии: в 1996 г. на 100 человек было только две линии, в среднем ожидание установки телефона длится 3,5 года; такое состояние связи тормозит внедрение информационных технологий, необходимых для рыночной экономики и консервирует маргинализацию (с.7).

Для максимизации пользы от глобализации Африка должна признать, что 1) глобализация - не панацея, интеграция в мировую экономику -- необходимое, но недостаточное условие роста; необходимо еще обеспечить макроэкономическую стабильность, высокую долю инвестиций, современную систему расчетов и законодательную базу, надежные правительственные институты и эффективное управление, развитие человеческого капитала, физической инфраструктуры и сильных институтов, системы поощрения частного сектора и независимую судебную систему; 2) для расширения торговли

либеральный торговый режим должен сопровождаться высоким экономическим ростом; 3) необходимы меры для повышения конкурентоспособности и создание новых сфер экономической деятельности; 4) при существующей разнице в образовании, инфраструктуре и макроэкономической стабильности в разных африканских странах их выгоды от глобализации не могут быть одинаковыми (с. 8).

Торговые проблемы Африки требуют двустороннего подхода: на национальном уровне необходима либерализация, введении подходящего валютного курса и диверсификации экспорта; на международном уровне Африка должна сконцентрировать свои усилия на экспорте сырьевых товаров, где она имеет сравнительные преимущества, или на развитии обрабатывающих производств и экспорте готовых товаров.

Е.А. Каламитсис (бывший директор Африканского департамента МВФ) отмечает, что "выгоды от глобализации распределяются неравномерно и неравенство доходов между богатыми и бедными странами и внутри многих стран возрастает" (с.10). Но сохранение бедности и неравенства доходов не означает, что их причина - растущая интеграция в мировую экономику.

Главная причина стагнации Тропической Африки -доминировавшая в 70-80-е годы протекционистская и этатистская политика. Государство осуществляло контроль цен, процентной ставки и валютного обмена и устанавливало различные ограничения производства, распределения и торговли. В результате понесла ущерб вся структура инноваций и инвестиционного выбора, распространилась коррупция, ослабла конкурентоспособность, возросла внешняя задолженность. Положение усугубляли "политическая нестабильность и конфликты, дальнейшее размывание инвестиционного доверия и все более укрепляющееся мнение о регионе как о слабейшем в мире" (с. 11). Долгое время большинство стран Африки сопротивлялось политике рыночной ориентации, их экономика стагнировала или приходила в упадок и бедность росла.

Сейчас есть признаки прогресса: к странам, осуществлявшим рыночные реформы более 10 лет, (Ботсвана, Маврикий, Уганда), присоединяются Бенин, Буркина Фасо, Мозамбик, Сенегал, Танзания и другие.

Приоритетом реформ должно быть стремление к макроэкономической стабильности и укреплению

конкурентоспособности посредством здоровой налоговой, денежной и валютной политики. В налоговой сфере необходимо повышение

эффективности налогов и улучшение их сбора, в частности, переориентация с торговых сборов с иностранцев на широкое налогообложение местных потребительских товаров, успешная борьба с уклонением от уплаты налогов, укрепление налоговой администрации. В то же время необходимо существенно сократить непроизводительные расходы (на оборонные цели, субсидии, трансферты неэффективным госпредприятиям), улучшить качество государственных расходов и резко сократить правительственные заимствования у банков. Денежная политика должна контролировать инфляцию и косвенные инструменты денежного контроля, особенно операции открытого рынка; валютная политика должна становиться более гибкой, чтоб постепенно приближаться к конкурентоспособному реальному валютному курсу, способствующему привлечению инвестиций, диверсификации экспорта и росту. Прежде всего необходимы инвестиции в человека: разработка и осуществление программ базового образования, искоренение неравенства полов в доступе к образованию, расширение доступа к более высоким ступеням образования.

Наиболее важное направление реформ -- создание эффективной системы управления на всех уровнях государственной администрации.

Р.Шредер, сотрудник Африканского департамента МВФ, подчеркивает важность укрепления торговых позиций Тропической Африки, очень ослабевших в 80-90-е годы. Африканский экспорт без нефти в 2000 г. оценивался в 69 млрд. долл. Если бы Африка сохранила свою долю в мировом экспорте на уровне 1980 г., он бы составил 161 млрд. долл. Даже если бы она удержала свою долю только в экспорте кофе, чая и какао, поступления были бы на 62 млрд. долл. больше.

В основе слабостей африканской торговли - неразвитость региональной инфраструктуры и физического и человеческого капитала. Важную роль играет макроэкономическая и структурная политика, поскольку именно она главным образом определяет способность страны улучшить свои торговые позиции в краткосрочном плане. За последние 10 лет Африка значительно продвинулась в области либерализации: в 1990 г. 75% африканских стран классифицировались как "рестриктивные" согласно соответствующему индексу МВФ, и ни один торговый режим не мог быть отнесен к открытым; сейчас только 14% стран Африки отнесены к рестриктивным, а 43% - к открытым. Тем не менее, в целом торговые режимы африканских стран остаются значительно более протекционистскими, чем в других развивающихся государствах. Несмотря на снижение тарифов в последние 10 лет,

средний тариф в Африке - около 19% , в то время как в остальном мире -12%.

Либеральный торговый режим почти неизбежно связан со способностью страны привлечь иностранные инвестиции и расширять торговлю. Сложные, непрозрачные правила торговли и регулирующие меры, особенно предоставленные на усмотрение администрации и дающие льготы отдельным группам производителей и потребителей, не могут обеспечить притока капиталов, ни местных, ни иностранных. Мировой рынок может способствовать осуществлению реформ в Африке, однако развитые страны придерживаются политики протекционизма в сельскохозяйственном секторе, что особенно пагубно для экспорта Африки, защита текстильных товаров также значительна.

Неблагоприятны для импорта из Африки в ЕС и тарифы на товары с высокой долей добавленной стоимости. Кроме того, в развитых странах много нетарифных барьеров в форме поддержки цены, субсидий и специальных рыночных соглашений, стандартов и санитарных норм. Таким образом, в интересах Африки на следующем раунде международных переговоров о торговле поддержать широкую либерализацию торговли сельскохозяйственными товарами.

Региональная интеграция - еще один крупный ресурс экономического роста. Некоторые региональные соглашения уже значительно помогают структурным реформам ВТА в странах Тропической Африки, поощряя отмену ограничительной торговой практики и лицензирования, интеграцию финансовых рынков, упрощение операций и платежей и др. Выгоды от такой деятельности обеспечивают региональным партнерам преимущества по сравнению со странами-аутсайдерами. Но без широких реформ внешней торговли региональные соглашения могут спровоцировать переход на более дорогой импорт из стран-партнеров; торговля внутри региона будет эффективна только при высоком уровне либерализации всей внешней торговли, особенно если принять во внимание, что вся внутриафриканская торговля составляет менее 10% общей торговли континента (с. 16).

Уже существующие региональные группировки и союзы, особенно в восточной и южной Африке, имеют свои сложности из-за частично перекрывающегося членства, различий стратегий и целей, конфликтности правил и процедур, что сокращает полезный потенциал регионализма.

С.Н'Диайе (Национальный директор от Сенегала Центрального банка западноафриканских государств) считает, что глобализация мало

затронула Африку. Ее проблемы могут быть решены в первую очередь структурными и институционными реформами. "Создание экономической среды для ускорения роста и повышения эффективности производства требует изменения роли и функций государства, развитого гражданского общества, частного сектора и регулирующих организаций" (с.18).

До недавнего времени государство масштабно участвовало в экономической жизни, контролируя производство и распределение многих товаров и услуг, финансовые институты, торговлю и движение капитала между национальной экономикой и остальным миром. Эта практика в конце концов закончилась, но сохранение ограничительного регулирования мешает частной инициативе. Правительства африканских стран должны вести работу в 4-х направлениях: 1) макроэкономическая стабилизация, чтобы стать конкурентоспособными в мировой экономике. Для этого надо преодолеть высокий уровень инфляции, избавиться от непроизводительных расходов, налоговых дисбалансов; 2) сокращение масштабов госсектора. Государство должно приватизировать неэффективные госпредприятия и направить больше ресурсов на предоставление услуг; 3) реформы регулирующей базы, направленные на либерализацию экономической деятельности и поощрение свободного предпринимательства. Государство должно поощрять здоровую конкуренцию между предприятиями и препятствовать извлечению экономической ренты и предоставлению льгот фирмам или экономическим агентам; 4) эффективное управление, которое включает прозрачность действий правительства, упрощенность процедур, ответственность чиновников, борьбу против коррупции (с. 19).

Государство должно обеспечить индивидуальную свободу и особенно свободу прессы как важной опоры демократии, а также независимость правовой системы. Важна и роль гражданского общества, значение которого значительно выросло в Африке за последние годы. Будучи выразителем демократии, оно предъявляет к государству требования эффективного управление и действует как регулятор на политической сцене. Представленное потребительскими ассоциациями и неправительственными организациями, гражданское общество может сдерживать рыночные эксцессы, противодействовать загрязнению среды и т.п. Важно, чтобы гражданское общество было вовлечено в определение стратегии развития, успех которого во многом зависит от народной поддержки. Гражданское общество может также играть значительную роль в мобилизации сбережений через децентрализованные финансовые институты.

В контексте глобализации частный сектор - это главный двигатель роста, и он должен быть освобожден от сложных и громоздких регулирующих или бюрократических процедур. При общей либерализации частному сектору необходима поддержка банковского и финансового сектора, гибкая кредитная политика, реалистичный валютный и процентный курс. В Тропическая Африке, возможно, больше, чем где бы то ни было, успех финансовой политики зависит от центральных банков, которые должны быть полностью независимы от политического давления и поддержаны законодательной базой, отвечающей трем критериям: свобода действий в распределении кредитов; введение стандартов, близких к международным; создание банковского надзора, ответственного за мониторинг банковского менеджмента. Финансовый сектор должен быть способен поощрять сбережения и давать бизнесу возможности диверсифицировать свой портфель.

Нынешние экономические характеристики Африки явно недостаточны для интеграции в мировую экономику. Африка должна провести серьезные институционные реформы, в частности, сменить приоритетные функции государства и переключить его усилия на предоставление необходимых услуг, создание частного сектора, либерализацию, усиление роли гражданского общества и экономическую региональную интеграцию. Ресурсов достаточно, чтобы платить чрезвычайно высокую финансовую и социальную цену этих реформ, поэтому Африка нуждается в помощи международного сообщества, особенно в сфере реструктуризации их внешнего долга.

П.Шабриер, директор ближневосточного департамента МВФ (8),отмечает, что североафриканские страны в середине 80-х и в 90-е годы значительно продвинулись в обеспечении финансовой стабилизации с помощью МВФ, но потенциальные возможности реализованы лишь отчасти. В 1970-1999 гг. среднегодовой темп роста реального ВВП на душу населения был отрицательный в Алжире, 1,5% в Марокко и 3,2% в более благополучном Тунисе (с. 26). Главным неблагоприятным фактором автор считает медленное открытие экономики для торговли и инвестиций, узкую экспортную базу, ограниченность внутрирегиональной торговли. Рынки этих стран малоемки, сильно защищены тарифными барьерами, предпринимательский климат неблагоприятен для ПИИ. Быстрый рост численности населения и соответственно рабочей силы создает реальные опасности для соседних, особенно средиземноморских стран.

Для ускорения экономического развития необходимы: 1) структурные реформы, особенно приватизация и отмена контроля над ценами; 2) эффективная макроэкономическая политика для сдерживания инфляции и поддержания платежного баланса; 3) либерализация национальных рынков и расширение открытости; 4) развитие сотрудничества с ЕС; 5) развитие внутрирегионального сотрудничества (с. 27).

А. Саддем (министр экономического развития Туниса) отмечает, что в 1997-2001 гг. среднегодовой экономический рост в Тунисе составлял 5,3%, инвестиции выросли до 25,7% ВВП, уменьшился внешний долг до 50% ВВП; улучшились социальные показатели, доход на душу населения достиг 5 тыс. долл., доля бедного населения упала с 12,9% в 1980 г. до 4,2% в 2000 г. Правительственный 10-й план развития (2002-2006 гг.) предполагает ежегодный рост по крайней мере в 6%, чтобы удвоить число рабочих мест. Для этого инвестиции должны вырасти до 26,6% ВВП к 2006 г., из них 60% должен обеспечить частный сектор (с. 29).

Единственный путь достижения этих целей - открытость европейско-средиземноморскому региону, макроэкономические и налоговые реформы, развитие частного предпринимательства.

Дж. Гондве (директор Африканского департамента МВФ) отмечает, что кризис в Азии и других странах продемонстрировал риски, которые несет странам интеграция в мировую экономику, и некоторые критики глобализации пытались возложить на нее ответственность за сохраняющуюся бедность в мире, включая Африку. "Лидеры африканских стран вправе спросить, действительно ли глобализация хороша для малых стран, и если да, то на каких условиях? Стоит ли им подвергать свои страны риску глобализации?" (с. 32). Финансовые кризисы показали, что экономической открытости недостаточно, необходимы прозрачная макроэкономическая политика, стабильность и рациональная регулирующая и мотивационная база, крепкая финансовая система с сильными надзорными механизмами и эффективное управление в частном и госсекторе.

Попытки создать региональные союзы в Африке не привели к успеху, слишком много разных и взаимно перекрывающихся региональных соглашений, особенно в Восточной и Южной Африке, создают путаницу и громоздкость административных правил. Реальная проблема - как региональные организации превратить в эффективное средство интеграции Африки в мировую экономику и поддержки национальных реформ. Для этого необходимы: 1) политическая воля в

реализации целей региональной организации и предоставление им приоритета перед местными соображениями; 2) координация макроэкономической политики и введение согласованных критериев, стандартов и регуляторов (с. 32).

С.М. Нсули (Заместитель директора Института МВФ) и Ф. Ле Голль (Заместитель главы Африканского департамента Института МВФ) отмечают, что с помощью МВФ некоторые африканские правительства уже предприняли важные реформы налоговой системы и государственной собственности в соответствии с Кодексом МВФ о прозрачности и ответственности, приняли национальные стратегии развития, создали агентства по искоренению коррупции, осуществляют публикации в МВФ о состоянии экономики. Специально для Камеруна, Мозамбика, Южной Африки, Уганды, Зимбабве, Алжира и Танзании МВФ уже разработал кодексы и стандарты по прозрачности денежной и финансовой политики. В настоящее время МВФ готовит стандарты для улучшения качества и создания законодательной базы статистической системы МВФ для Южной Африки, Туниса, Бенина, Камеруна, Кот-д-Ивуар, Гамбии, Мали, Маврикия, Сенегала, Танзании, Уганды. Изъявили свое желание участвовать в такой же работе еще 20 африканских стран. Программа МВФ и Мирового банка по укреплению финансовых систем была принята в 1999 г., тогда же ее начали осуществлять Камерун и Южная Африка, за ними последовали Гана, Сенегал и Тунис, в 2002 г. в программе будут участвовать Габон и Уганда (с. 36). МВФ также содействует реструктуризации долга беднейших стран и реализации программ по сокращению бедности.

С.М. Макарова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.