Научная статья на тему '2002. 02. 026. Де Каро Л. Малколм и крест. Нация ислама, малколм Икс и христианство. De Caro L. malсolm and the cross: the nation of Islam, Malcolm x, and Christianity. N. Y. : new York Univ.. Press, 1998. XVI, 270 p'

2002. 02. 026. Де Каро Л. Малколм и крест. Нация ислама, малколм Икс и христианство. De Caro L. malсolm and the cross: the nation of Islam, Malcolm x, and Christianity. N. Y. : new York Univ.. Press, 1998. XVI, 270 p Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
86
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЬКОЛМ ИКС / НАЦИЯ ИСЛАМА ОРГАНИЗАЦИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕОЛОГИЯ - США / ХРИСТИАНСТВО - КРИТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 02. 026. Де Каро Л. Малколм и крест. Нация ислама, малколм Икс и христианство. De Caro L. malсolm and the cross: the nation of Islam, Malcolm x, and Christianity. N. Y. : new York Univ.. Press, 1998. XVI, 270 p»

2002.02.026. ДЕ КАРО Л. МАЛКОЛМ И КРЕСТ. НАЦИЯ ИСЛАМА, МАЛКОЛМ ИКС И ХРИСТИАНСТВО.

DE CARO L. Makolm and the Cross: The Nation of islam, Malcolm X, and Christianity. - N.Y.: New York univ. press, 1998. - XVI, 270 p.

В своем исследовании автор рассматривает проблемы религии, в частности религиозной ортодоксии Малколма Икса и созданной им организации «Нация ислама». Предваряя конкретное изучение, Луис Де Каро заявляет, что критика «Нации ислама» сконцентрирована на ее «расовой мифологии», а не на ее религиозной ортодоксии. В результате, считает автор, черное население стало опасаться «белых дьяволов». И перестало обращать внимание на «извращения христи-анской доктрины», на которые обращала внимание Нация ислама.

Де Каро утверждает, что «Нация ислама» занимает «агрессивную и открыто антихристианскую» позицию, когда пытается доказать, что христианство - это религия белого человека, что она «доктринально неправильна». Автор приходит к выводу, что Нация ислама - это «отступничество» некоторых черных лидеров. И, наконец, что сам Малколм Икс - это «религиозный революционер».

Малколм Икс был малообразованным человеком, хотя, как говорили, ему удалось «одолеть» 150 книг, рекомендованных Уоллесом Фардом (Фард Мухамед), считавшим себя прямым посланником Аллаха на Земле. Малколм писал статьи для черных читателей, перед тем как начал издавать собственную газету «Последний призыв к исламу» в 1960 г., которая не пользовалась успехом. В статьях отрицалось существование Святой Троицы, появление на свет Богоматери, воскресение Иисуса и жизнь после смерти. Малколм, как он сам утверждал, получил эти познания «прямо от Аллаха». Малколм в Библии видел «писания, полные символов, иносказаний и предсказаний», которые «раскрывают» историю угнетения черных в Северной Америке. Христианство было для него средством манипулирования народным сознанием, удержания в невежестве афроамериканцев. Те афроамериканцы, повторял Малколм Икс, которые поверят «Нации ислама», превратятся в божьих избранников со всеми вытекающими отсюда последствиями.

И хотя Де Каро развенчивает интерпретацию Библии Нацией ислама, самого Малколма он возводит в ранг «пророка». По мнению автора, «учение» Малколма Икс возникло во время его отсидки в тюрьме (1948-1952). Выйдя из тюрьмы, где Малколм познал «основы» ислама, он включился в пропаганду своей версии этой религии, не отказался от

своего прежнего имени. Малколм Икс в последние годы своей жизни повернулся лицом к традиционном исламу, но, заключает автор, продолжал свою критику христианства, как религии порабощения миллионов афро-американцев, одновременно заявляя, что ислам искажают современные арабы.

А.В. Валюженич

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.