Научная статья на тему '2002. 01. 025. Религиозные искания Ф. М. Достоевского. (обзор)'

2002. 01. 025. Религиозные искания Ф. М. Достоевского. (обзор) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
200
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГ / ВОЛЯ / ИСТИНА / ДОБРО И ЗЛО / ДОСТОЕВСКИЙ ФМ / ЗЛО И ДОБРО / ЛЮБОВЬ / СВОБОДА / ЧЕЛОВЕК / ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 01. 025. Религиозные искания Ф. М. Достоевского. (обзор)»

доверено обществу, поэтому власть должна была монополизировать школу, стесняя общественную и частную инициативу". Этим, по мнению составителей записки, определялись все существенные особенности организации школьного дела: низведение к нулю деятельности педагогических советов, безусловная власть директора над советом, попечителя над округом, министра над всем ходом школьной жизни, "механическое передвижение персонала помимо воли заинтересованных лиц и педагогических корпораций" 16

Таким образом, опыт реформирования образования в указанный период показывает: если школа подчиняется изменчивым политическим настроениям правительства или общественных партий, ее развитие становится противоестественным и может даже принимать антигосударственный характер, как это было при Победоносцеве. Кроме того, внедрение в школу чуждых ей начал политики и идеологии наносит вред основам ее организации и развития, приводит в конечном счете к ее бюрократизации.

В заключение уместно привести слова известного педагога и теоретика П.Ф.Каптерева: "Школа... не должна зависеть от непрерывных колебаний политики, настроения власть имущих лиц, их стремления удержаться в должности и т.п. Ни для кого не секрет, что многие меры относительно школ часто принимаются единственно потому, что проведением их желательно кому-нибудь укрепить свое пошатнувшееся положение, снискать благоволение влиятельных лиц и кругов, продвинуться вверх с поддержкой сильной партии и т.п., т.е. по соображениям чисто личным, ничего общего с педагогией не имеющим и даже антипедагогическим" 17 . Практически вся история отечественной школы подтверждает правоту этой мысли.

2002.01.025. ТЕР-ГУКАСОВА Т.А. РЕЛИГИОЗНЫЕ ИСКАНИЯ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО. (Обзор).

16 Чарнолуцкий В. Итоги общественной мысли в области образования. - СПб., 1906. - С.8.

17 Каптеров П.Ф. История русской педагогии. - СПб., 1915. - С.534.

Творчество Ф.М.Достоевского являет собой образец религиозного прочтения основ человеческого существования: "Есть существо выше, и за то счастье" (1, с.24), - писал он. В основе его религиозных воззрений лежат евангельские образы и сюжеты, идеи, высказанные в проповедях Христа. Ключевые проблемы, затронутые Достоевским, - это вопросы свободы и зла, своеволия, творчества, красоты, истины, веры и неверия.

Достоевский подробно исследует поведение человека, оторвавшегося от Бога, от духовного источника. Он показывает, как человек заболевает духовно, совершает грехопадение, как к нему примыкают злые мысли, находя убежище в его душе. Здесь достаточно указать на образы Раскольникова, Ивана Карамазова, Ставрогина. Влияние этой силы на человека огромно, а судьба человека зависит от степени любви его к ценностям духовным и добру (6).

Достоевский приводит в пример евангельский рассказ о бесах, изгнанных из одержимого ими и вошедших в стадо свиней. Бесовские страсти присущи человеку. Один, без Бога, человек не способен с ними справиться. Эта тема звучит почти во всех произведениях Достоевского. Он связывает ее с проблемой зла и свободы, той свободы, без которой зло необъяснимо. Свобода, по Достоевскому, - дар Божий, данный человеку. Но человек часто легко теряет его, представляя себя человеко-богом, диктуя себе и миру свою волю, обращая свободу во зло. Свободолюбие, точнее, своеволие оборачивается злом для многих героев Достоевского (Раскольников, Иван и Федор Карамазовы, Ставрогин, Кириллов). Раз нет Бога, то "все дозволено" (11). Высшая свобода - Христос - забывается, остается низшая - сам человек. Своеволие часто доводит человека до грехопадения, ведущего к разного рода столкновениям себялюбивого существа с себе подобными и борьбе с ними (1, 8, 12). В результате человек перестает быть нравственным, разрушает себя и все окружающее, приходит к мысли о своем всесилии и полной, т.е. безответственной, свободе. Теряется "различие добра и зла" ("Бесы"): "...если нет у тебя Бога, то какое же тогда преступление" (2, с.38). Зло поселяется в душе человека, он не сомневается в своей правоте, свободен от укоров совести, от луча Божьего. Это почти конец света - как он иллюстрируется бредом Раскольникова в эпилоге "Преступления и наказания": "Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Все и вся погибало" (5, с.516). Раскольников не

выдерживает этого состояния гордости, эгоизма и неверия, он бросается к Соне, которая знает, где добро. Гордость Раскольникова сломлена.

Достоевский считает причиной разрушительных настроений в человеке отсутствие у него высшего идеала, Бога-абсолюта: "...вы будете всегда разбиты. Вы тогда не будете разбиты, когда примете, что нравственные идеи есть (от чувства, от Христа), доказать же, что они нравственные, нельзя (соприкосновение с мирами иными)" (12, с.695).

Существует и иное исследование свободы у Достоевского, когда он представляет свободу как духовный дар, творчество, независимость человеческой натуры. Человек принадлежит не только природе, ее законам, в нем есть божественное семя, что и составляет суть самой личности, то, во имя чего он и появляется на свет. В этом контексте никакая материальная выгода не заставит человека отказаться от свободы: "Натура человеческая действует вся целиком - всем, что в ней есть - сознательно и бессознательно... Хотенье может, конечно, сходиться с рассудком, но очень часто и даже большей частью совершенно и упрямо разногласит с рассудком" (4, с.471). Рассудок удовлетворяет только рассудочной способности человека, а хотение есть проявление всей человеческой жизни. Самое дорогое для человека - "свое собственное, вольное и свободное хотение, свой собственный, хотя бы и дикий, каприз" пожить по своей глупой воле, потому что "человек всегда и везде, где бы он ни был, любит действовать так, как он хочет, а вовсе не так, как повелевает его разум и совесть" (там же). Вот где объяснение многих вольностей человека, а также его "вседозволенности". Суть человека в его свободе и иррационализме, жажде быть самим собой.

"Трудность" свободы заключается в том, что человек свободно выбирает между добром и злом, хотя путь к добру не определяется одной свободой, и уж совсем нельзя предположить, что разум движет человеком на пути к добру. Свобода, оторванная от любви, содержит в себе элементы разрушения, тогда как человек, будучи моральным существом, отойдя от добра, губит себя: душа его начинает метаться, так как утрачивает Бога в себе, а это наказуемо. Кто заглушает в себе чувство Бога, тому не миновать мучительных болезней души, безбожия, одиночества, тоски и отчаяния. Свобода в этом случае используется лишь для зла. "Apms moi le dffluge", "После меня хоть потоп" -таков тогда принцип жизни. "...Я, может быть,

еще. в злобе сделаю новое преступление", - говорит Ставрогин (7, с.664). Полное разложение личности Ставрогина доводит его до трагического ощущения полной бессмысленности бытия: ".из меня вылилось одно отрицание" (там же, с.630). Достоевский, показывая человека отошедшим от Бога, выделяет сокровенную мысль о способности и желании человека выйти из ужасных условий жизни не потерянным, но возродившимся, с пониманием того, что всяческое отпадение от Бога и создание своего царства ведут к умалению бытия, к уничтожению созидательных сил, к страшному распаду. Человек не станет вдруг хорошим, если в нем есть ростки бесовщины. Только страданием, внутренним трудом можно перевоспитать себя. Поэтому зло на земле неискоренимо в той мере, в какой человек поддается искушениям. Состояние внутренней борьбы и развития составляет тайну человеческого бытия. Не случайно старец Зосима замечает: "О гордости сатанинской мыслю так: трудно нам на земле ее постичь, а потому сколь легко впасть в ошибку и приобщиться ей, еще полагая, что нечто великое и прекрасное делаем" (8, с.359).

Сложность феномена человека заключается еще и в том, что его духовная жизнь скрыта от всех: чужая душа - потемки. Из-за этого люди часто строят свою жизнь по двойному стандарту: одно Я для себя, другое -для других. Человек знает себя довольно плохо, и это часто подчеркивает Достоевский. Он и о себе пишет, заметил И.Ильин, что часто не знает, как он поступит в том или ином случае, но все же всегда обнаруживает себя целиком (10). Достоевский пишет о бессознательных мотивах поступков и полусознательных настроениях, ощущениях. Человек забывает, сам того не подозревая, о телесности собственной конструкции, его отрицательные мысли и поступки выдают его с головой. Глаза, улыбка, смех, голос обнаруживают человека с точностью зеркала.

Здесь стоит напомнить описание героев Достоевского. Например, Алеша Карамазов соединяет внешнюю привлекательность, здоровье с внутренней красотой: "Он был. даже очень красив собою, строен, средневысокого роста, темно-рус, с правильным, хотя несколько удлиненным овалом лица, с блестящими темно-серыми широко расставленными глазами, весьма задумчивый и, по-видимому, весьма спокойный" (8, с.29). Внешний облик Настасьи Филипповны, князя Мышкина, Ставрогина, Раскольникова, Карамазовых довольно точно отображает динамику их внутреннего мира, так

или иначе подчеркивает основную идею жизни. "Удивительное лицо, -говорит князь Мышкин о портрете Настасьи Филипповны, - и я уверен, что судьба ее не из обыкновенных" (6, с.38). Лицо князя Мышкина "было приятное, тонкое и сухое" (там же, с.6). О Ставрогине Достоевский пишет так: "Волосы были что-то очень черны, светлые глаза его что-то уж очень спокойны и ясны, цвет лица что-то уж очень нежен и бел... писаный красавец, а в то же время как будто и отвратителен" (7, с.42).

Бог не случайно создает людей разными, человек каждым состоянием говорит на двух языках, языках души и тела. Достоевскому важно отметить духовный аспект человеческого облика, который, по его мысли, часто опережает природный, бессознательный и часто говорит о человеке больше того, что он думает о себе, пытаясь показать себя с той или другой стороны, продумывая каждый свой жест. Люди часто улавливают друг о друге больше, чем сами сознают и могут выразить словами.

Каждый внутренний акт злобы, ненависти, зависти, мести, лжи неизменно меняет ткань и ритм душевной жизни человека. Не случайны сумасшествия Ивана Карамазова, самоубийство Смердякова. Злые мысли приводят их к краху, к душевному надлому.

Добро и зло не носят только личный характер. Добр человек или зол - не только для себя, но и для других. То, что я есть, я расточаю. Человек не живет, не сея, он появляется на свет, чтобы сеять то, что он имеет, - семена хаоса и смерти или добра и любви. Каждый отвечает не только за себя, но и за все, что передает другим. В общении людей можно облагородиться, а можно и заразиться дурным и порочным. Поэтому Достоевский и говорит, что человек таит в себе огромную силу, спасающую человечество, а "горе лишь в том, что человечество не умеет использовать эту силу" (3). "Человек есть на земле существо только развивающееся, следовательно, не оконченное, а переходное" (15, с.173). Он всегда стремится к идеалу, к совершенству, к Богу. Слова Достоевского "красота спасет мир" вполне актуально звучат в контексте понимания духовной силы человека.

Но как найти эту "красоту", если жизнь порою - сплошное духовное падение в мире царящей бессмыслицы? Ведь исчезает сама вера в смысл жизни человека и, значит, в самого человека (9). Достоевский хорошо это подмечает в "Записках из мертвого дома". Однообразная, бессмысленно повторяющаяся работа изображается здесь как жестокое издевательство над

человеческим достоинством. По Достоевскому, одно из самых жестоких наказаний для человека - повторять один и тот же бессмысленный ряд действий, оскорбляющй человеческое достоинство (10). Человек везде ищет смысл, вся наша жизнь - это поиск цели и смысла, красоты и счастья, полноты и гармонии. Мы интуитивно стремимся к цели, жизненной полноте. Это и есть, по Достоевскому, поиск Бога, то, ради чего стоит жить. Но смысл жизни трудно понять без идеи бессмертия души.

"Скажите, для чего мне тогда жить хорошо, делать добро, если я умру на земле совсем? Без бессмертия-то ведь дело в том, чтобы только достигнуть мой срок, а там хоть все гори. А если так, то почему мне (если я только надеюсь на мою ловкость и ум, чтоб не попасться закону) и не зарезать другого, не ограбить, не обворовать или почему мне,если уж не резать, так прямо не жить за счет других, в одну утробу? Ведь я умру, и все умрет, ничего не будет!.. Прибавьте тут, сверх этого, мое я, которое все сознало... Я выше всего этого... становится как бы в сторону, над всем этим, судит и сознает его... Я не только не подчиняется земной аксиоме, земному закону, но и выходит из них, выше их имеет закон. Нет ли намека на бессмертие души?", - пишет Достоевский Н.Л.Озмирову в феврале 1878 г. (3).

По Достоевскому, человек есть "существо, противное уничтожению". Бог - это гарантия вечности и счастья человека. Ключ к пониманию счастья человечества в самом человеке. Для этого человек должен преобразиться. Старец Зосима говорит: "Мы не понимаем, что жизнь есть рай, ибо стоит нам только захотеть понять, и тотчас же он предстанет перед нами во всей своей красоте" (8, с.340). В материалах к "Бесам" Достоевский замечает, что Христос затем и приходил, чтобы человечество узнало, что его земная природа, дух человеческий может явиться в таком "небесном блеске, на самом деле и во плоти" (7). Это предполагает в человеке религиозную жизнь. "Весь закон человеческого бытия лишь в том, -говорит в "Бесах" Степан Трофимович, - чтобы человек мог преклониться перед безмерно великим" (7, с.191). Красота для Достоевского - это эстетическая и этическая категория. Потребность красоты и творчества неразлучна с человеком, человек жаждет красоты, принимает ее без всяких условий, потому только, что она красота. Л.Шестов пояснял, что для Достоевского красота присуща всему здоровому, она есть гармония, в ней

"залог успокоения" (15). "Красота уже в вечности", - считал Достоевский. В "Бесах" старик Верховенский замечает: "Без науки можно прожить человечеству, без хлеба, - без одной только красоты невозможно. Вся тайна тут, вся история тут" (7, с.360).

Стремление к идеалу, воплотимость идеала - все это объясняется потребностью в красоте - в искании Бога. "Дух Святой есть непосредственное понимание красот". Именно так, т.е. через религиозную интерпретацию эстетических и этических переживаний, можно преодолеть соблазны мира.

Красота несет в себе и другой смысл: "Что уму позор, то сердцу -сплошь красота. Красоту в мире надо спасать", - писал В.В.Зеньковский, объясняя смысл красоты в нынешнее время (9, с.240-241). Если эстетическое чувство человека помутнилось, а нравственная острота притупилась, то из-за этого красота становится для человека "страшной и ужасной" и таинственной вещью. "Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердце человеческое" (8, с.359). Человек нарушает высший закон красоты, когда совершает злые дела, грешит. Зло должно быть преодолено внутренне. Личность сама может сдержать злую волю, перевоспитать и усмирять себя. Если этого не происходит, то через страдания человек освобождается от соблазнов зла и вновь обращается к Богу. Все отвечают друг перед другом, "воистину всякий перед всеми за всех и за все виноват" (там же, с.314), ибо "все как океан, все течет и соприкасается, в одном месте тронешь - в другом конце мира отдается" (там же, с.359).

Люди связаны взаимной ответственностью друг за друга, общностью, человечество - это единый организм. Люди связаны таинственным единством, братством. "Отцы ответственны за детей, ибо все их дела - добрые и худые, - полагал Е.Н.Трубецкой, - продолжаются в следующих поколениях: все их грехи увеличивают лежащую на потомстве тяжесть. А потомки ответственны перед предками: ибо, будучи свободны во Христе, они, в свою очередь, могут облегчить или увеличить эту тяжесть, продолжить дело предков в хорошем или худом и тем самым облегчить или увеличить их ответственность.

Никто не спасается и никто не осуждается отдельно от других, ибо суд Божий видит всех связанными во единое общечеловеческое мировое целое, а потому все друг за друга отвечают - и за предков, и за потомков, и за

современников" (13, с.161).

Достоевский говорит о мистической основе морали, указывает на ее всеобщность: "Бог взял семена из миров иных и посеял на сей земле. и взошло все... но взращенное живет и живо лишь чувством соприкосновения своего к таинственным мирам иным" (8, с.361). "Многое на земле от нас скрыто, но взамен того даровано нам тайное сокровенное ощущение живой связи нашей с миром иным" (там же, с.360). Действительно, любовь трудно объяснить как живое отношение к жизни. "Жизнь полюбить раньше смысла ее", - писал Достоевский (там же). Любовь становится сверхразумной с ощущением связи со всем миром: "Будешь любить всякую вещь и тайну постигнешь в вещах" (там же). Это чувство держится на живом чувстве Бога, который доступен человеку через откровение. Человеческое сознание тесно связано с Абсолютом, т.е. с Богом, оно без него не живет, отсюда его страсть к познанию, к поиску истины, т.е. приобщению к Абсолюту.

Начало веры начинается с поиска истины. П.А.Флоренский так описывал это состояние: "Я не знаю, есть ли Истина, или нет ее. Но я всем нутром ощущаю, что не могу без нее". И я знаю, что если она есть, то она -все для меня: и разум, и добро, и сила, и жизнь, и счастье. Может быть, нет ее: но я люблю ее больше, нежели все существующее" (14, с.67-68).

Так и Достоевский всю жизнь мучился этим поиском, и порою на него находило состояние маловерия. Достоевский прошел через такие минуты, "когда не знаешь, есть она (истина) или нет". Особенно его волновал вопрос об истине в связи с существованием проблемы зла. Но сомнение необходимо человеку ищущему, чтобы пройти путь к истине до конца. Сомнение побеждается исканием мысли. Все сомнения, включая и атеистические, Достоевский вложил в образы своих героев. Все они рождались из глубины самого религиозного сознания Достоевского, все они связаны темой поиска Бога, истины, взаимоотношения Бога и созданного им мира. Не против Бога бунтует Иван Карамазов, а против созданного им мира. В "Записной книжке" Достоевского мы читаем: ".и в Европе такой силы атеистического выражения нет и не было. Не как мальчик же я верую во Христа и его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла" (12, с.36).

Известно увлечение Достоевского идеями социализма. Но даже это увлечение связано с религиозным поиском. Достоевский примыкает к

петрашевцам по одной причине: он верит в обновление мира через "коммунистическое общество". В "Дневнике писателя" за 1873 г. он отмечал, что "страстно воспринял" коммунистические идеи, но позже написал пророческие слова: ". коммунизм, наверно, будет и восторжествует, но мигом провалится" (12, с.302). Несомнеными для Достоевского оставались вера в человека, в его совершенство, возможность "христианского озарения".

В "Дневнике писателя" за 1877 г. Достоевский замечает, что единственный способ разрешения общественных вопросов и неурядиц заключается в "деятельной любви": "... важна лишь решимость ваша делать все ради деятельной любви, все, что возможно вам, что сами искренне признаете для себя возможным Надо делать только то, что (в духе этого завета) велит сердце: велит отдать имение - отдайте; велит идти работать на всех - идите, если чувствуете, что будете полезны всем как ученый, идите в университет и оставьте себе на то средства. Не раздача имения обязательна и не надевание зипуна: все это лишь буква и формальность, ибо всякая непременность в деле любви похожа будет на мундир, на рубрику, на букву. Обязательна и важна лишь решимость ваша делать все ради "деятельной любви" (3, с.61). "Деятельная любовь" - это заповедь Христа, заповедь религиозная и нравственная. Христианская любовь есть идеальное отношение между людьми, более важное, чем социально-политические отношения. Атеисты ошибаются, опровергая христианство, считал Достоевский; основным пунктом их опровержения является аргумент страдания человека на земле. Страдание есть признак несовершенства, оно не может быть возвеличено. Но в земной жизни без страдания обойтись нельзя: оно есть неизбежное следствие греха, т.е. нравственного падения человека.

Приближение к Христу, движение к высотам, к тому, что есть сверхбытие, сверх-жизнь, сверх-природа, возможно только через веру, веру как источник жизни. Вера дает человеку благостные силы для преодоления любых парадоксальных ситуаций в жизни, а также стимул для совершенствования в своем нравственном пути развития. Христианство, считал Достоевский, должно стать религией будущего, основой нравственности для людей: "Христос был вековечен, от века идеал, к которому стремится и по закону природы должен стремиться человек" (12, с.17).

Список литературы

1. Достоевский Ф.М. Записные тетради. - М.; Л., 1935. - 473 с.

2. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. - Л., 1978. - Т.21.

- 551 с.

3. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. - Л., 1979. - Т.25.

- 470 с.

4. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 15 т. - Л., 1989. - Т.4. - 783 с.

5. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 15 т. - Л., 1989. - Т.5. - 575 с.

6. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 15 т. - Л., 1989. - Т.6. - 671 с.

7. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 15 т. - Л., 1990. - Т.7. - 847 с.

8. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 15 т. - Л., 1990. - Т.9. - 697 с.

9. Зеньковский В.В. История русской философии. - Л., 1990. - Т.1, ч.2. - 279 с.

10. Ильин И. Путь к очевидному. - М., 1988. - 888 с.

11. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. - М., 1991. - 362 с.

12. Неизданный Достоевский. - М., 1971. - 727 с. - (Литературное наследство, т.83).

13. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. - М., 1994. - 432 с.

14. Флоренский П.А. Столп в утверждении истины. - М., 1990. - Т.1. - 490 с.

15. Шестов Л. Достоевский и Ницше. - СПб., 1903. - 245 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.