Научная статья на тему '2001. 03. 064. Как заставить переходную экономику работать на всех: бедность и неравенство в Восточной Европе и Центральной Азии. Making transition work for everyone: poverty and inequality in Europe and Central Asia. - Wash. : World Bank, 2000. - 524 P. (a World free of poverty)'

2001. 03. 064. Как заставить переходную экономику работать на всех: бедность и неравенство в Восточной Европе и Центральной Азии. Making transition work for everyone: poverty and inequality in Europe and Central Asia. - Wash. : World Bank, 2000. - 524 P. (a World free of poverty) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕДНОСТЬ - ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / БЕДНОСТЬ - ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЕ СТРАНЫ / ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ - БЕДНОСТЬ / СНГ СТРАНЫ - ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЕ СТРАНЫ СНГ / ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЕ СТРАНЫ СНГ - БЕДНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЕ СТРАНЫ СНГ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зубченко Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 03. 064. Как заставить переходную экономику работать на всех: бедность и неравенство в Восточной Европе и Центральной Азии. Making transition work for everyone: poverty and inequality in Europe and Central Asia. - Wash. : World Bank, 2000. - 524 P. (a World free of poverty)»

2001.03.064. КАК ЗАСТАВИТЬ ПЕРЕХОДНУЮ ЭКОНОМИКУ РАБОТАТЬ НА ВСЕХ: БЕДНОСТЬ И НЕРАВЕНСТВО В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ.

Making transition work for everyone: Poverty and inequality in Europe and Central Asia. - Wash.: World Bank, 2000. - 524 p. - (A World free of poverty).

Работа, подготовленная специалистами Всемирного Банка в серии «Мир без бедности», представляет собой полное и обстоятельное исследование проблем бедности и неравенства в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и Центральной Азии (ЦА). В работе три раздела (10 глав): в первом анализируются масштабы бедности, во втором рассматриваются причины и факторы увеличения масштабов бедности в 90-х годах, в третьем (самом большом по объему) - политика, направленная на сокращение бедности и неравенства.

Уровень абсолютной бедности в странах ЦВЕ и ЦА измеряется с помощью показателя, отражающего долю населения, живущего на 2,15 долл. США в день, в общей численности населения. Принятый порог в 2,15 долл. (вместо 1 долл. в других развивающихся странах) объясняется более суровыми климатическими условиями в большинстве стран ЦВЕ и ЦА, что требует больших расходов на потребление (для сравнения: в США порог бедности составлял в 1998 г. 11,41 долл. в день, а доля живущих за этим порогом - 12,7%). В 1988-1998 гг. доля проживающих за чертой бедности возросла в рассматриваемом регионе с 2 до 21%. Страны региона существенно различаются по уровню абсолютной бедности, который колеблется от 0% в Чехии и Словении до почти 70% в Таджикистане, составляя 18,8 в России (здесь проживает 60% всех бедняков региона), 6,6 в Латвии, 3,1 в Литве и 5,7% в Казахстане .Если порог поднять до 4,3 долл. в день, то доля проживающих за этим порогом составит в России 50,3%, Украине - 29,4, Таджикистане - 95,8 и Казахстане - 30,9% (с.35). Еще одним не менее важным аспектом бедности является неравенство не только доходов, но и доступа к услугам сфер образования и здравоохранения.

В работе рассматриваются и такие аспекты ухудшения материального положения населения, как рост преступности, коррупции, алкоголизма, численности самоубийств и т.д., отражающие усиление уязвимости бедных слоев населения. Последние подвергаются высокому риску потери работы, не имея возможности получить дополнительное образование или профессиональную подготовку. Большинство детей бедняков в будущем также обречено на бедность, если не будут предприняты соответствующие меры.

Авторы исследования исходят из того, что рост бедности в странах ЦВЕ и ЦА в 90-х годах явился результатом сложного взаимодействия экономических, социальных и политических факторов. Главным фактором роста бедности явился, по их мнению, экономический коллапс переходного периода, вызвавший резкое снижение уровня доходов большинства населения. Не менее важную роль сыграли и такие факторы, как политическое и институциональное наследие прошлого периода, отсутствие четкой стратегии реформ, низкое качество управления и т. д. Все эти факторы подробно рассматриваются во втором разделе книги. Как отмечают авторы, из 19 рассматриваемых постсоциалистических стран только пять существенно продвинулись по пути реформ, десять осуществили промежуточные реформы и четыре очень медленно продвигались по пути реформ (с .121).

Как показывает опыт многих стран, бедность не является постоянным феноменом: разработка и осуществление соответствующей стратегии и политики позволяют значительно сократить масштабы бедности и неравенства. Эта стратегия в первую очередь должна включать меры институционального характера, поскольку в странах, переходящих к рыночной экономике, институты играют ключевую роль как в увеличении, так и в сокращении масштабов бедности и неравенства. Институциональная реформа должна включать меры по усилению конкуренции в политической области, борьбе с коррупцией, реформированию государственного сектора, децентрализации, созданию механизмов гражданского общества и общественных институтов на местах, в том числе негосударственных сельских ассоциаций и других объединений. Кроме того следует предусмотреть мероприятия по развитию новых форм занятости, созданию новых рабочих мест, расширению возможностей для получения доходов и уменьшению препятствий для бизнеса, облегчению доступа бедного населения к услугам систем образования и здравоохранения. Особое внимание следует также уделять разработке программ социальной помощи отдельным категориям населения, систем социальных пособий, в том числе по безработице.

В странах, успешно продвигающихся по пути рыночных реформ, были приняты следующие меры, направленные на стимулирование экономического роста, вызывающего сокращение неравенства: 1) меры по созданию конкурентной среды, включая разработку и введение законодательных и регулирующих норм для развития инфраструктуры и осуществления эффективной приватизации, проведение эффективной политики конкуренции, финансовую поддержку развивающихся

секторов, стимулирование повышения конкурентоспособности национального экспорта, совершенствование политики на рынке труда; 2) налоговая реформа, направленная на сокращение налогового бремени, совершенствование системы отношений между центральным и местными бюджетами, усиление государственной администрации, сокращение государственных расходов на пенсии; 3) политика по стимулированию социального развития, включающая проведение пенсионной реформы, сокращение дотаций, разработку социальных программ, расширение доступа бедных слоев населения к системе образования.

Система дошкольных учреждений и начального образования в большинстве стран ЦВЕ и ЦА изменилась за прошедшее десятилетие к худшему, что связано с сокращением государственного финансирования и общим снижением уровня жизни населения. В Украине в 1990-1998 гг. численность дошкольных учреждений сократилась на 28,2% (в том числе в городах на 31,1%), а посещающих эти учреждения детей - на 54,6% (с.231). В то же время родители вынуждены все больше расходовать средств на обучение детей - на оплату учебников, репетиторов, школьных завтраков, уборку и оборудование классов, транспорт и т. д. Так, в Киргизии в 1997 г. расходы самых бедных семей на обучение детей в школе составляли 16,9% их общих годовых доходов, тогда как у небедных семей - 13,1% (с.237). Снижение уровня образования создает для стран с переходной экономикой значительные риски, связанные с их будущим отставанием в развитии экономики, основанной на знании.

Столь же серьезные последствия имеет для рассматриваемых стран ухудшение положения в области здравоохранения и особенно уменьшение доступа бедного населения к полноценным и современным медицинским услугам. Сегодня все большее число детей из бедных семей не получают необходимых прививок, что отрицательно сказывается на состоянии их здоровья. Взрослые пациенты государственных медицинских учреждений вынуждены неформально оплачивать получаемые услуги. По оценкам, доля таких пациентов составляет в Армении 91%, Польше и Азербайджане - 78, России - 74, Словакии - 60, Болгарии - 21% (с.264). Государственные расходы на здравоохранение существенно отстают от расходов стран ОЭСР: если в Германии они составляют более 8% ВВП и в Швеции - более 7, то в России - 4,4, Украине - 4 и Грузии - 0,6% (с.269).

В заключительной главе книги рассматриваются меры, предпринимаемые правительствами стран ЦВЕ и ЦА в целях сокращения социального неравенства. К числу таких мер относятся: создание прозрачного и эффективного рынка (в том числе путем упрощения

процесса лицензирования новых фирм, ограничения антиконкурентной практики и т.д.); развитие финансового рынка, в том числе обеспечение доступа малых и средних предприятий к финансовым ресурсам; проведение реформ рынка труда и повышение доходов (введение минимальной оплаты труда для неквалифицированных работников, устранение дискриминации в оплате труда, введение гибких систем заработной платы и т.д.); проведение налоговой политики, способствующей эффективному перераспределению доходов. В разных странах рассматриваемого региона отдельные меры политики имели различное значение и потому приводили к различным результатам.

В обширном приложении приводятся способы расчета показателей бедности и статистические данные, характеризующие их уровень в рассматриваемых странах.

Л.А.Зубченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.