Научная статья на тему '2001. 03. 041. Моррис С. Д. Реформируя нацию: мексиканский национализм сегодня. Morris S. D. reforming the nation: Mexican nationalism in the context// Latin American studies. Cambridge, 1999. Vol. 31. P. 363-397'

2001. 03. 041. Моррис С. Д. Реформируя нацию: мексиканский национализм сегодня. Morris S. D. reforming the nation: Mexican nationalism in the context// Latin American studies. Cambridge, 1999. Vol. 31. P. 363-397 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
92
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ - МЕКСИКАНЦЫ / НАЦИОНАЛИЗМ - МЕКСИКАНСКИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 03. 041. Моррис С. Д. Реформируя нацию: мексиканский национализм сегодня. Morris S. D. reforming the nation: Mexican nationalism in the context// Latin American studies. Cambridge, 1999. Vol. 31. P. 363-397»

2001.03.041. МОРРИС С. Д. РЕФОРМИРУЯ НАЦИЮ: МЕКСИКАНСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ СЕГОДНЯ.

MORRIS S.D. Reforming the nation: Mexican nationalism in the context// Latin American studies. - Cambridge, 1999. - Vol.31. - P.363-397.

В условиях глобализации и подъема этнонационализма, которые в равной мере представляют угрозу для основ национального государства, вопросы национализма и национальной идентичности выдвигаются на первый план, указывает в статье Стефен Д.Моррис, директор Центра международных исследований и профессор Отделения политологии ун-та Южной Алабамы в Мобайле. Это тем более касается Мексики, где политические перемены, начавшиеся с середины 80-х годов, усилили опасения стать объектом политического подчинения, культурной ассимиляции и экономической экспансии со стороны более сильного соседа, Соединенных Штатов, с одной стороны, а восстание индейского населения в Чиапас в 1994 г. поставило под вопрос «миф о национальном единстве» и укоренившиеся представления о месте индейского элемента в мексиканской нации - с другой. Вместе с тем борьба за реформу авторитарного режима высветила глубокие расхождения как в понимании национальных интересов, так и роли государства в их отстаивании (с.363).

В первой части работы автор выделяет три компонента национализма: национальную идентичность, национальный интерес и национальную (националистическую) политику, которая проявляется в трех сферах - политической, экономической и культурной. Во второй части С. Моррис приступает к анализу мексиканского национализма, используя эти категории.

По его мнению, большинство исследователей сходятся в том, насколько сильна в Мексике национальная идентичность и насколько она важна для мексиканцев, подтверждением чему служит интенсивность общенациональной дискуссии по вопросам истории страны. Эта идентичность включает следующие этнические и культурные черты, свойственные «восточной модели»: а) метисизацию (mestizaje) (метисы представляют собой «расовое выражение» нации, по словам Васконселоса, «космическую расу», будущую спасительницу мира); б чувство гордости индейскими цивилизациями прошлого и их историей, «прерванной и направленной в другую сторону»; в) почитание Девы Марии Гвадалупской как божественное подтверждение духовной и расовой уникальности нации. Со времени Мексиканской революции в национальную идентичность также входят такие компоненты «западной модели», как вера в либеральную демократию, сильный

антиклерикализм, общая история, признание прав крестьян на владение землей, на которой они работают, и рабочих на плоды своего труда, и одновременно - негативное отношение к предпринимательству, церкви и иностранным интересам (с.370).

Содержание мексиканской национальной идентичности также определяется противопоставлением США, что вполне объяснимо ввиду того унижения и притеснения, которые Мексика испытывала неоднократно со стороны своего «северного соседа», а также ввиду господствующих в США взглядов на мексиканцев (как незападных народов) и систему ценностей, прямо противоположную той, что свойственна мексиканцам. Если для мексиканцев характерна гордость индейским прошлым страны, то это контрастирует с отсутствием этнической идентичности американцев США; «метисизация» как компонент мексиканской идентичности в противоположность расовой практике в европейских странах и США (апартеид и геноцид); духовность и наследование латинской культуре в противоположность материализму Северной Америки; противопоставление свойственных мексиканцам уважения к институту семьи и дружбы как нравственной ценности крайнему индивидуализму «гринго»; признание прав «слабых» и «бедных» перед напором «богатого» и «могущественного» Севера (с.372-373). Согласно мнению Пола Холландера, мексиканский антиамериканизм является ключевым компонентом национальной идентичности мексиканцев (с.371).

В Мексике в последнее время три основных вопроса находятся в центре дискуссии по проблемам национальных интересов - это индейский вопрос, взаимоотношения с США и роль государства. В той же мере, в какой сапатистское движение бросило вызов традиционным взглядам на индейцев и национальное единство, стремительно развивающаяся экономическая интеграция в рамках Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) начала подрывать традиционное отношение мексиканцев к США. Антиамериканизм постепенно перестает быть неотъемлемой частью национальной идентичности. Что касается третьего вопроса, то в Мексике пока еще преобладают взгляды, согласно которым сильное централизованное унитарное государство является решающим фактором существования нации. Однако стали появляться и иные точки зрения, для которых характерны акцент на важности для национальных интересов гражданского общества и свободного рынка и отрицание исторической роли централизованного государства (с.380-385).

С начала 80-х годов националистическая политика Мексики претерпела существенные изменения. Усиление политических разногласий в правящей верхушке привело к уменьшению роли государства, серьезным образом был подорван традиционный курс государства на «навязывание национального единства». Изменилась политика в отношении США, ныне Соединенные Штаты рассматриваются в качестве основного союзника Мексики. Резкая смена экономического курса правительствами Де ла Мадрида, Салинаса и Седильо выразилась в уменьшении или ликвидации таможенных пошлин, прекращении поддержки национального предпринимательства и регулирования внутреннего рынка, снятии ограничений на иностранные инвестиции и т.д.. В области культуры сократились возможности государства оказывать влияние на формирование национальной идентичности, что было связано с сокращением финансирования программ поддержки испанского языка, образовательных программ, государственных средств информации, с одной стороны, и усилением влияния церкви, частного сектора и иностранного капитала в области культуры, образовании, средств массовой информации, - с другой. Все эти действия вызвали рост негодования мексиканцев, обвинивших правительство в предательстве национальных интересов.

С.Моррис завершает исследование анализом динамики национализма, которая, по его мнению, связана как с ролью государства и с процессами модернизации, так и с рядом внешних факторов - в первую очередь проблемой внешнего долга и экономическим кризисом 80-х годов, а также окончанием «холодной войны». Напоминая, что Мексика стала первой латиноамериканской страной, заключившей соглашение о свободной торговле с наиболее могущественным государством мира, автор утверждает, что именно этот фактор решающим образом повлияет на динамику национализма в Мексике (с.397).

М.В.Смелова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.