Научная статья на тему '2001. 02. 044. Бэнде Ж. Образование в XXI В. : всеобщее пожизненное обучение. Binde J. l'education au XXIe siecle: l'education pour tous tout au long de la vie // Futuribles. P. , 2000. N 250. P. 5-21'

2001. 02. 044. Бэнде Ж. Образование в XXI В. : всеобщее пожизненное обучение. Binde J. l'education au XXIe siecle: l'education pour tous tout au long de la vie // Futuribles. P. , 2000. N 250. P. 5-21 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО / ОБУЧЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ЮНЕСКО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 02. 044. Бэнде Ж. Образование в XXI В. : всеобщее пожизненное обучение. Binde J. l'education au XXIe siecle: l'education pour tous tout au long de la vie // Futuribles. P. , 2000. N 250. P. 5-21»

2001.02.044. БЭНДЕ Ж. ОБРАЗОВАНИЕ В XXI В.: ВСЕОБЩЕЕ ПОЖИЗНЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ.

BINDE J. L'éducation au XXIe siecle: l'éducation pour tous tout au long de la vie // Futuribles. — P., 2000. - N 250. - P.5-21.

По мнению директора управления анализа и прогнозирования ЮНЕСКО, в условиях третьей промышленной революции, которую переживает современный мир, общество нуждается в выработке нового социального контракта, отвечающего императивам XXI в. Социальный контракт эпохи второй промышленной революции основывался на принципах фордизма в экономической сфере и на концепции государства «доброго гения» — в социальной. Этот социальный контракт быстро утрачивает свою силу под воздействием глобализации экономики, ведущей к формированию сетевой структуры хозяйственных связей, а также научно-технического прогресса.

Стержнем нового социального контракта должно стать образование для всех в течение всей жизни. Такое образование обеспечит гуманизацию процесса глобализации и демократическое развитие общества.

Перестройка образования должна ориентироваться на предоставление всем людям равного доступа к знаниям. Особое значение в XXI в. имеет задача повышения уровня образованности женщин; это будет способствовать снижению рождаемости, что важно для развивающихся стран (РС). По данным Всемирного банка, в некоторых регионах мира, где ограничен доступ девочек к образованию, женщины имеют в среднем по семь детей. В тех районах мира, где 40% девочек посещают учебные заведения, на одну женщину приходится в среднем три ребенка. В целом в мире 29% девочек не посещают начальные школы (с.6-7).

Основная миссия системы образования в XX в. — ликвидация неграмотности - не была выполнена. Этот пробел предстоит ликвидировать в XXI в. По оценкам, в 1999 г. в мире насчитывалось около 880 млн. неграмотных в возрасте 15 и более лет, из них 2/3 составляли женщины. За последние десятилетия XX в. удельный вес неграмотных в мире сократился (за 1980-1995 гг. среди лиц старше 15 лет с 30,5 до 22,7%), а абсолютная их численность возросла с 877 млн. до 884 млн. человек. По предварительным оценкам, к концу 2000 г. численность неграмотных в мире несколько снизилась - до 876 млн. человек. Согласно прогнозам, к 2010 г. в мире будет 840 млн. неграмотных — 16,8% общей численности населения в возрасте старше 15 лет (с.7-8).

Не только в РС, но и в промышленно развитых странах (ПРС), система образования не обеспечила искоренение неграмотности. Большинство исследований отмечает, что 10-20% населения ПРС не умеют читать и писать.

«Моральный износ» системы образования усиливается в результате быстрых структурных сдвигов, обусловленных появлением новых технологий и инноваций. Неспособность адаптироваться к требованиям современного производства приводит к кризису национальных систем образования.

Главная задача, которую выдвинул перед системой образования XXI в., заключается в том, чтобы поставить новые информационные и коммуникационные технологии на службу распространения знаний и профессионализма. Эти технологии позволяют расширить систему распространения знаний на основе сетей дистанционного обучения, делающего образование доступным для каждого жителя планеты, независимо от места проживания. Одновременно такое образование наиболее демократично; оно может быть адаптировано к уровню знаний и запросам отдельного обучающегося.

Решая проблему обеспечения равного доступа людей к образованию, новые технологии одновременно могут порождать новые формы неравенства, в частности в форме «информационной неграмотности». Существует риск появления как в ПРС, так и в РС достаточно многочисленной новой категории обездоленных граждан, которые не могут найти работы из-за отсутствия необходимой квалификации.

В первое двадцатилетие XXI в. развитие системы образования будет зависеть от следующих факторов: а) применения сетей электронной связи в качестве инструмента обучения; б) пересмотра концепции, на основе которой формируется содержание пакета знаний, который получают обучающиеся; этот пакет должен постоянно пополняться за счет новых знаний, в частности в области биологии; в) тщательного отслеживания и включения в программы обучения современных знаний, которые находятся в процессе эволюции; при этом приоритет должен отдаваться не только знаниям в области естественных наук, но и знаниям в области общественных наук; г) распределения времени людей в течение всей их жизни на две составляющие части — на время, посвященное образованию, и на время, которое занимают труд и отдых; д) изменения организационной структуры образовательных учреждений с

целью повышения гибкости и сокращения многоступенчатости управления, расширения степени их автономии; е) вмешательства государственной власти, которая должна вырабатывать стратегии развития образовательных систем, как государственных, так и частных, находить новые способы финансирования учебных заведений и сотрудничества с ними (особенно с частными); ж) эволюции различных систем обучения, — развития формального, неформального, дистанционного и «чередующегося» обучения (в школе и на рабочем месте).

Для образовательной системы характерно доминирование расходов на оплату труда работников при низких затратах на оборудование и другие капитальные активы: так, около 80% расходов в системе образования стран ОЭСР приходится на оплату персонала учебных заведений, что в определенной степени связано с сохранением практически повсеместно традиционной концепции организации учебных заведений по схеме «четырех единиц» ("quatre un"): профессор -дисциплина - учебный час - класс (с.11). Хотя в последние годы появились экспериментальные школы и педагогические коллективы, применяющие новые методы обучения, общая модель организации обучения остается неизменной. Новые формы обучения, использующие другие организационные схемы - неформальное обучение (например, проведение занятий в музеях), дистанционное обучение, «чередующееся» обучение - ведут к диверсификации образовательного процесса и подрывают схему «четырех единиц».

В долгосрочном аспекте глубокой реорганизации системы образования и обучения ремеслу будут способствовать четыре основных фактора: создание информационных и коммуникационных сетей; тот факт, что государственное финансирование образования в большинстве ПРС и во многих РС уже достигло предельно возможной величины (6% ВВП), и маловероятно, что в условиях роста расходов на здравоохранение, удлинения продолжительности жизни и увеличения расходов на пенсионное обеспечение удастся наращивать финансирование образования; комбинированное воздействие меняющегося спроса на образовательные услуги со стороны семей и усиливающейся в результате появления новых технологий конкуренции, в которой выигрывают страны, располагающие более высокообразованной рабочей силой; изменение системы управления учебными заведениями под воздействием конкуренции между ними: отказ от административных методов и

использование методов управления, при которых результаты деятельности соизмеряются с затратами.

Чтобы образование для всех стало реальностью, необходимо минимальное обеспечение учебных заведений оборудованием, основанным на современных технологиях. Инвестиции в такое оборудование означают, прежде всего, вложения в научные исследования и разработки в области сетевых систем связи, а также в их непосредственное создание. При этом важно, насколько эффективно организована система управления коммуникациями. В этом вопросе решающая роль принадлежит государству, в частности его тарифной политике и политике, обеспечивающей равный доступ всех желающих к информационным и коммуникационным сетям.

В ПРС постоянно расширяется использование новой технологии в области дистанционного обучения. Наиболее широкую сеть дистанционного обучения в мире имеет Открытый университет в Лондоне (Open University of London). Однако развитие этой формы обучения не должно быть уделом только ПРС.

В РС низкий уровень образования обусловлен в значительной степени отставанием в сфере развития средств связи (телефонной сети, телевидения, почты, радио, средств массовой информации и т.д.). В этих условиях новые технологии обучения могут дать значительно больший эффект, чем старые. Этот вывод подтверждают и результаты работы ЮНЕСКО по созданию сети дистанционного обучения в отсталых странах. Так, с 1993 г. по инициативе ЮНЕСКО реализуется программа ликвидации неграмотности на основе использования дистанционного обучения в девяти РС (Бангладеш, Бразилии, Китае, Египте, Индии, Индонезии, Мексике, Нигерии и Пакистане). На эти страны приходится 70% неграмотного населения и более 50% детей планеты, не посещающих школу. При создании систем дистанционного обучения в этих странах используется спутниковая связь. По состоянию на 1996 г., в мире насчитывалось 11 крупных центров дистанционного обучения (центров с более 100 тыс. учащихся), из них 8 находились в РС (с.14).

Принцип всеобщего пожизненного образования предполагает, что образовательные учреждения должны формировать у людей способность адаптироваться и стремление к знаниям, т.е. они должны «научить учиться». Ориентация на обучение в течение всей жизни необходима, поскольку в условиях быстрого научно-технического прогресса невозможно точно спрогнозировать структуру спроса на

специалистов в будущем, предсказать появление новых профессий. Следует отказаться от подготовки узких специалистов, профессиональная подготовка должна быть многодисциплинарной, что позволит легче и быстрее адаптировать предложение рабочей силы к спросу на нее.

Автор предостерегает от упрощенного подхода к всеобщему пожизненному обучению как простой суммы начального и непрерывного обучения: предполагается формирование «просвещенного общества» (societe educative), которое выйдет за рамки разграничительной концепции «трех периодов жизни» (trois ages de la vie) - периода обучения, трудовой деятельности и выхода на пенсию. Обучение взрослых в разнообразных формах должно играть привилегированную роль в обществе. В этой связи необходимо пересмотреть роль университетов. Они должны освободиться от синдрома фабрики по производству дипломированных специалистов и «башни из слоновой кости» и стать одним из основных ресурсов развития регионов и очагом культуры.

Система образования XXI в. одновременно должна быть адаптирована к индивиду и должна формировать культурные и нравственные ценности, свойственные гражданскому, демократическому обществу. В этой связи очень важно расширить и усовершенствовать начальное образование в области философии и истории. Вместе с тем новые программы обучения должны интегрировать новые знания в области естественных наук, в соответствии с этими новыми знаниями должны меняться формы и методы обучения.

В XXI в. важно обеспечить адекватное материальное вознаграждение и восстановить авторитет педагогов (в ХХ в. эту задачу не удалось решить). Для этого, а также для решения других проблем, с которыми столкнется система образования в XXI в., потребуются значительные инвестиции. Поэтому власти должны обеспечить массированное финансирование системы образования. Это не противоречит потребности в децентрализации и гибких методах управления учебными заведениями. Главной целью государственной политики в ближайшие два десятилетия должна стать реформа системы управления учебными заведениями.

Г.В.Семеко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.