Научная статья на тему '2001. 02. 016. Френкель М. , менкоф Л. Анализ предложений по реформированию МВФ. Frenkel M. , Menkhoff L. An analysis of competing IMF reform proposals // Intereconomics. Hamburg, 2000. Vol. 35, №3. P. 107-126'

2001. 02. 016. Френкель М. , менкоф Л. Анализ предложений по реформированию МВФ. Frenkel M. , Menkhoff L. An analysis of competing IMF reform proposals // Intereconomics. Hamburg, 2000. Vol. 35, №3. P. 107-126 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК КАПИТАЛОВ - ТЕОРИИ / НАПРАВЛЕНИЯ / КОНЦЕПЦИИ / МВФ - РЕФОРМА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 02. 016. Френкель М. , менкоф Л. Анализ предложений по реформированию МВФ. Frenkel M. , Menkhoff L. An analysis of competing IMF reform proposals // Intereconomics. Hamburg, 2000. Vol. 35, №3. P. 107-126»

2001.02.016. ФРЕНКЕЛЬ М., МЕНКОФ Л. АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ МВФ.

FRENKEL M., MENKHOFF L. An analysis of competing IMF reform proposals // Intereconomics. — Hamburg, 2000. — Vol. 35, №3. — P.107-126.

В статье немецких специалистов анализируются предложения, касающиеся реформы МВФ, необходимость которой связана с неудовлетворительной деятельностью Фонда в условиях кризисов последних лет.

Консультационная комиссия по вопросам деятельности международных финансовых институтов (International Financial Institution Advisory Commission — IFIAC), проведя по поручению конгресса США анализ эффективности деятельности МВФ и Всемирного банка (ВБ), пришла к выводу о необходимости существенных изменений в международной финансовой системе. По мнению экспертов IFIAC, МВФ должен превратиться в организацию, собирающую данные и дающую советы, но не оказывающую непосредственного воздействия на экономику отдельных стран и не расширяющую объем кредитования.

Одним из аналитических инструментов теории международной экономической политики, пишут авторы, является положение о том, что международный валютный порядок определяется достижением трех целей, из которых только две могут быть достигнуты одновременно и эффективно. Таким образом, при разработке политики следует выбрать две из трех следующих целей: 1) если страны предпочитают стабильные валютные курсы и независимость национальной валюты, они должны ограничить потоки международного капитала и создать порядок типа бреттон-вудской системы; 2) если страны ориентированы на свободное движение капитала и автономию национальной валютной системы, они не могут полностью реализовать цель стабильности валютного курса; 3) если страны стремятся к обеспечению стабильности валютного курса и свободному движению капитала, они должны отказаться от независимости национальной валюты.

Положение о «невозможности достижения тройственной цели» может быть применено для анализа международного валютного порядка, однако оно не охватывает более широкие аспекты международной интеграции. Для преодоления этого недостатка Л. Саммерс, министр финансов США, ввел понятие «трилеммы экономической интеграции». Целями, которые одновременно не достижимы в рамках этой «трилеммы»,

являются: 1) более тесная экономическая интеграция; 2) сохранение национального суверенитета; 3) эффективное государственное управление. Таким образом, перечисленные выше три цели международного валютного порядка (независимость национальной валюты, стабильность валютного курса и свободное движение капитала) трансформируются в соответствующие цели «трилеммы»: национальный суверенитет,

эффективное государственное управление и международная интеграция.

В зависимости от выбора двух из этих трех определяется соответствующая интеграционная политика. При этом сторонники традиционного консерватизма подчеркивают роль свободных рынков и национального суверенитета, пренебрегая государственным управлением. Сторонники современного протекционизма особое внимание уделяют эффективному государственному управлению и сохранению национального суверенитета, выступая против международной финансовой интеграции. Сторонники международного утопизма характеризуются пренебрежением к цели сохранения национального суверенитета.

Защитники МВФ утверждают, что его деятельность помогает функционированию международной валютной системы. Это утверждение, пишут авторы, было бы справедливо, если бы МВФ мог сократить угрозу международной валютной системе, вызванную кризисами в странах-членах. Традиционные консерваторы не придают большого значения факту существования МВФ; представители современного протекционизма считают, что МВФ должен помогать в осуществлении контроля за международными финансовыми рынками; сторонники международного утопизма рассматривают МВФ как ядро последовательной международной финансовой политики.

Несмотря на различия в предложениях по реформированию МВФ, все они содержат следующие общие элементы: 1) ограничение функций МВФ оказанием помощи в решении проблем, связанных с платежными балансами, и сокращение вмешательства в решение таких задач, как программы развития и борьба с бедностью; 2) сбор данных в сфере деятельности фонда с целью создания основы для принятия решений по экономической политике; 3) предоставление рекомендаций в своей области деятельности.

Эксперты 1Р1АС, разделяя позицию сторонников традиционного консерватизма, считают, что МВФ искажает различные сигналы рынка, поэтому его роль должна быть уменьшена. Функции МВФ должны заключаться в оказании помощи в увеличении прозрачности рыночных

сделок и предоставлении рекомендаций странам-членам. Предоставление кредитов следует жестко ограничить определенными условиями. При этом кредиты должны иметь исключительно краткосрочный характер и предоставляться странам, поведение которых соответствует определенным критериям и под проценты выше рыночных. К числу таких критериев относится осмотрительная политика в отношении финансового сектора и ограниченность государственных финансов. Из реформированного фонда ни одна страна не должна получать значительную сумму кредитов. Их предоставление должно производиться не на случайной основе, а в результате тщательного отбора. Выступая за ограничение роли МВФ, IFIAC не требует его упразднения.

Негосударственная организация Oxfam, отражающая позиции сторонников современного протекционизма, заявляет, что МВФ плохо управлял кризисами и потому должен быть трансформирован в институт борьбы с бедностью. Предлагаемые МВФ меры по макроэкономической стабилизации должны включаться в национальные планы борьбы с бедностью. Для этого МВФ следует превратить в группу агентств, принимающих решения по различным вопросам экономической политики, и увеличить долю РС в исполнительном совете МВФ. По мнению авторов, в этом предложении полностью игнорируются проблемы международной интеграции.

Некоторые экономисты (П.Кругмен, Дж.Стиглиц) также предлагают перестройку МВФ с позиций современного протекционизма. Дж.Стиглиц, например, рекомендует упразднить стимулы для притока краткосрочного капитала, укреплять финансовую систему отдельных стран, стабилизировать потоки капитала путем прямого вмешательства. Эти предложения противоречат нынешней политике МВФ, ориентированной на быструю либерализацию, единое макроэкономическое управление различными странами и не уделяющей достаточного внимания институтам финансового сектора.

Сторонники международного утопизма делают упор на разработку всеобщей системы управления мировым рынком. Некоторые институты этой системы должны быть ориентированы на повышение эффективности деятельности рынка и на принятие мер регулирования; другие — на усиление влияния на макроэкономические условия. В качестве примера авторы приводят предложение Дж.Итуэлла (J.Eatwell) и Л.Тейлора (L.Taylor) о создании новой международной организации — Международного финансового агентства (World Financial Authority —

WFA), не заменяющего, а дополняющего МВФ. Задача WFA будет заключаться в регулировании международных рынков капитала, аналогичном регулированию национальных рынков капитала. Дж.Итуэлл и Л.Тейлор считают, что WFA явится организацией, родственной ВТО, и будет связана с Банком международных расчетов. По отношению к МВФ и ВБ она будет вышестоящей организацией, что связано с глубоким недоверием к мотивам принятия решений в МВФ.

В заключение авторы пишут, что ни одному из названных выше подходов к осуществлению реформы МВФ нельзя отдать предпочтение, поскольку каждый из них ориентирован на достижение различных целей. Очевидно, что в ближайшие годы трансформация деятельности МВФ будет осуществляться постепенно с учетом критических замечаний о его деятельности.

Н.Н.Иванова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.