2001.01.031. КУРС ПУБЛИЧНОГО ПРАВА: КОНСТИТУЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. — Manuale di diritto pubblico / A cura di Amato G., Barbera A. con la collab. di Fusaro-5-d ed. — Bologna: Jl. Mulino, 1998. — Vol. 2: L'organizzazione costituzionale. — 515, LXI p.
Курс публичного права структурно состоит из трех томов и представляет собой наиболее полное освещение институтов публичного и конституционного права видными итальянскими исследователями.
В I томе "Публичное право" рассматриваются такие темы как форма государства и форма правления, конституции, основные принципы итальянской Конституции, источники права, принцип равенства и др.
Содержание III тома "Деятельность публичных властей" составляют такие темы как собственность, управление территориями, управление экономикой, социальные службы, школа, культура, религиозный феномен, отношения между государством и католической церковью.
В данном реферате рассматриваются материалы второго тома курса, отражающего развитие конституционно-правовых институтов Италии в современный период.
В книге большое внимание уделено развитию партийно-политической системы и избирательного права, финансированию политических партий.
Авторы отмечают, что партийно-политическая система Италии испытывала кризис, начиная с 90-х годов, хотя первые его признаки появились еще в 70-е годы. В современных условиях новые коллективные субъекты: партии, движения, лиги составляют основу партийно-политической системы Италии.
Углубляющийся раскол между политическими партиями и общественным мнением усилил разобщенность, фрагментарность общества. Партии отдалялись от интересов граждан, что и привело к их кризису. Отражением этого процесса стали результаты парламентских и административных выборов после 1990 г., растущий абсентеизм избирательного корпуса, множество пустых бюллетеней на голосовании, возросшее количество голосов, отданных новым политическим формированиям, ощутимый отток избирателей от традиционных итальянских политических партий. Так, уже на парламентских выборах 1992 г. Христианско-демократическая, Социал-демократическая и Социалистическая партии собрали вместе только 59,4% голосов, и это произошло еще до того, когда публичным достоянием стали результаты
громких судебных расследований о незаконном финансировании как правительственных партий, так и оппозиционных. Об уменьшении влияния политических партий свидетельствует и более частое обращение к общенациональным референдумам о частичной отмене законов, проводимым в соответствии со ст.75 Конституции по требованиям избирателей. Результаты этих референдумов нередко контрастировали с мнением большинства партий. С 1970 по 1977 г. в Конституционный суд было представлено 105 предложений избирателей, из которых 45 были вынесены на референдум. Именно кризис партократии, отмечается в книге, вызвал кризис демократии и в целом крушение Первой Итальянской Республики. В 90-е годы в Италии произошла перегруппировка политических сил, появилась новая партийная система. Традиционные партии потерпели неудачу на парламентских выборах 1994 г. Победу одержала трехпартийная коалиция правого толка, включившая партии-движения "Вперед Италия", "Лигу Севера" и "Национальный альянс".
В результате следующих парламентских выборов 1996 г. к власти пришла левая коалиция "Олива", возглавляемая премьер-министром Р.Проди и включавшая различные партии, движения и организации: Демократическую партию левых сил (бывших коммунистов), левых христианских демократов и других, в целом около 13 партии и движений. Левая коалиция была у власти около года.
Кризисное состояние партийно-политической системы предопределялось и проблемами, связанными с финансовой деятельностью политических партий. Еще в период парламентских выборов 1992 г. прошли многочисленные уголовные процессы по поводу незаконного финансирования, коррупции, взяточничества. Были выдвинуты обвинения против руководства ряда партий и более 100 парламентариев. Незаконное финансирование, принявшее угрожающие размеры, приводило к тому, что различные кланы оказывали влияние на процесс принятия политических решений.
До 1993 г. законодательство предусматривало два канала финансирования политических партий: государственное финансирование всех парламентских групп с обязательством передачи этих средств партиям (не менее 95%) и государственное финансирование избирательных расходов партий на всех выборах (европейских, национальных, региональных, местных) пропорционально полученным голосам. При этом партии должны были представлять ежегодные
расходные сметы, которые публиковались в средствах массовой информации. После референдума, проведенного 18 апреля 1993 г., этот порядок финансирования политических партий был отменен и через несколько месяцев был принят Закон о финансировании политических партий № 515 от 10 декабря 1993 г. Этот закон предусматривал предел избирательных расходов каждого кандидата, политического объединения на политических выборах любого типа, кроме того, он устанавливал более серьезный, глубокий контроль, особенно за расходами отдельных кандидатов. Для этого учреждалась должность избирательного уполномоченного-лица, назначаемого кандидатом и отвечающего за все избирательные расходы.
2 января 1997 г. был принят новый закон об избирательных расходах. Этот закон предусматривал нормы, регулирующие добровольные взносы как со стороны итальянских граждан, так и иностранцев, предоставляя каждому налогоплательщику , внесшему добровольный взнос, возможность уменьшения подоходного налога на 4% с тысячи лир. Суммы, собранные таким образом, с установленным ежегодным пределом в 110 млрд. лир, делятся между всеми движениями и партиями, которые имеют хотя бы одного избранного парламентария по результатам последних национальных выборов.
С целью создания благоприятных условий для физических и юридических лиц, вносящих вклады в избирательные расходы, закон предусматривает возможность уменьшать им налоги до 22% от суммы, внесенной в пользу партий или движений. Закон предусматривает также меры отчетности партий и движений. Это законодательное регулирование не является окончательным, оно во многом зависит от дальнейшей эволюции политической системы Италии.
А.И.Моргунова