Научная статья на тему '2001. 01. 019. Хендри Дж. Введение в социальную антропологию. Hendry J. An introduction to social anthropology: other people&graves worlds. Houndmills etc. : Macmillan, 1999. XIV, 249 P. библиогр. В конце ст'

2001. 01. 019. Хендри Дж. Введение в социальную антропологию. Hendry J. An introduction to social anthropology: other people&graves worlds. Houndmills etc. : Macmillan, 1999. XIV, 249 P. библиогр. В конце ст Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
194
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Уварова Т. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 01. 019. Хендри Дж. Введение в социальную антропологию. Hendry J. An introduction to social anthropology: other people&graves worlds. Houndmills etc. : Macmillan, 1999. XIV, 249 P. библиогр. В конце ст»

2001.01.019. ХЕНДРИ Дж. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ АНТРОПОЛОГИЮ.

HENDRY J. An introduction to social anthropology: Other people's worlds. - Houndmills etc.: Macmillan, 1999. - XIV, 249 p. - Библиогр. в конце ст.

Джой Хендри, профессор социальной антропологии Оксфордского университета, автор многочисленных работ по социальной антропологии Японии, во «Введении в социальную антропологию» знакомит читателя с кругом основных проблем и понятий дисциплины, которая долгое время отождествлялась с изучением стран Третьего мира. Исследовательница помогает читателю преодолеть устойчивый стереотип противопоставления «примитивных» и «цивилизованных» народов и найти предмет социальной антропологии в своем непосредственном окружении, не исключая собственной страны.

Представительная международная конференция Ассоциации социальных антропологов «Глобализация и локализация» (Оксфорд,1993) продемонстрировала возможности и исследовательский потенциал антропологии в понимании и интерпретации явлений современной «глобальной деревни». Массовому ошибочному представлению о «глобальной гомогенизации культуры» противопоставлена концепция культурного релятивизма, отстаивающая ценность и жизненную значимость каждой культуры.

На локальном уровне антропология может помочь каждой изолированной культурной группе вписаться в общий контекст «большого общества» с помощью специальных программ в области школьного образования, медицинского обеспечения, служб занятости населения.

Феномен поликультурных регионов, в том числе крупных мегаполисов, стал уже практически повсеместным в современном мире. Не переоценивая роли и возможностей антропологов в разрешении острых социальных и политических конфликтов, включая военное противостояние в ряде регионов, автор обращает внимание на появление новых сфер антропологических исследований в современном мире. Одна из важнейших и наиболее масштабных среди них - антропология туризма, которая включает и зарубежные поездки, и организацию специальных антропологических шоу, где можно познакомиться с самыми экзотичными культурами и обычаями, не выезжая в отдаленные страны (с.15).

Первым шагом для проникновения в чужой мир становится не географическое пространственное перемещение, а знакомство с

антропологическим понятием «классификации» явлений культуры. Различия классификаций определяют различия мировосприятия того или иного народа от других. Так, народы мира по-разному классифицируют время и пространство, родственные отношения, социальные группы, их роли и статусы и т.д.

Усвоение первичной классификационной системы происходит в раннем детстве, являясь обязательным условием «системы коммуникации» с ближайшим окружением и последующей социализации ребенка как члена общества. Первичная классификация становится как бы частью подсознания, представляется такой же естественной как сон или еда.

Исследователь-антрополог должен переживать этот процесс снова и снова, осваивая культурную классификацию того народа, который он изучает. Без этого ученый обречен на «культурную слепоту».

Так, казалось бы, очевидное для всех понятие «чистоты» даже в ведении домашнего хозяйства воспринимается далеко не одинаково среди европейцев, а зависит от их этнического происхождения и социального положения. Для «грязных», по мнению их соседей цыган, совершенно немыслимо, например, содержание в жилище таких чистейших, с точки зрения английского общества, животных, как кошка или собака. Даже идеально ухоженные, для цыган они относятся к категории «грязного», их нахождение в доме ведет к его «осквернению» и поэтому не просто запретно, а немыслимо.

Понятие запретного распространяется не только на материальные объекты, но и на действия - слова (связанные с естественными отправлениями, сексом), поступки, социальные контакты.

«Видимым маркером» социальных коммуникаций, который позволяет этнографу создать картину социальных связей между людьми, выступает система обмена подарками между ними, широко распространенная практически в любом обществе. Подарок также фиксирует события, даты, состав участников дарообмена.

Антропологами зафиксирована природа дарообмена как регламентированной социальной обязанности: обязанности дарить,

обязанности принимать дары, обязанности возвращать дары (с.49).

В социальных образованиях, основанных на родственных, семейных, брачных отношениях, постоянной формой социальных связей является взаимопомощь: «общая обязательная» в семейном

домохозяйстве, «сбалансированная» в пределах родственно-

поселенческого круга и «отрицательная» за пределами «племенного сектора».

Помимо вещественно-деловых связей между людьми существуют ритуальные связи, которые с точки зрения чужой культуры могут казаться «пустыми» или «бессмысленными». В традиционных культурах ритуалы чаще всего фиксируют “переходы от одного космического или социального мира к другому” (с.68) и подразделяются на ритуалы смены статуса, места, ситуации, времени.

“Переходы” осуществляются не только в реальном физическом и социальном пространстве, но и за его пределы, например, во время похорон. Так в жизни человека действительность соприкасается с трансцендентным миром, “выходом” в который служат мифология, религия, магия.

В классических антропологических исследованиях религии ученые обращаются к проблеме ее происхождения и выявления наиболее простых исходных форм. При всем многообразии религиозных культов и способов их отправления в их основе лежали представления о могущественных мистических силах, которыми человек при некоторых условиях мог овладеть (колдовство, шаманизм, синкретизм (с.133).

Наиболее развитые монотеистические мировые религии в социальном плане в первую очередь становятся системами норм личного морального совершенствования, а общественный правопорядок обеспечивается нормами социального контроля в виде правил, приказов, законов.

Развитые формы социального контроля выступают показа-телем формирования политической системы, которая на ранних этапах представлена институтами возрастных классов, военных вождей, сегментарной системой общественной организации.

В заключительном разделе характеризуется воздействие окружающей природной среды на хозяйственную деятельность народов мира. Как основные виды хозяйственных занятий в доиндустриальных обществах этнографы выделяют охоту-собирательство; пастушество; земледелие. Они и стали той основой, на которой в разных формах шло формирование рыночной экономики, определившей экономической развитие современного общества.

Т.Б. Уварова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.