Научная статья на тему '2001. 01. 012. Тоомсваре У. Стратеги Третьего рейха: пер. С нем. Ростов-н/д: Феникс, 1999. 381 с'

2001. 01. 012. Тоомсваре У. Стратеги Третьего рейха: пер. С нем. Ростов-н/д: Феникс, 1999. 381 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
220
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕНАЧАЛЬНИКИ - ГЕРМАНИЯ - 1933-1945 / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ - ГЕРМАНИЯ - КОМАНДНЫЕ КАДРЫ / ФАШИЗМ ГЕРМАНСКИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 01. 012. Тоомсваре У. Стратеги Третьего рейха: пер. С нем. Ростов-н/д: Феникс, 1999. 381 с»

2001.01.012. ТООМСВАРЕ У. СТРАТЕГИ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА: Пер. с нем. - Ростов-н/Д: Феникс, 1999. - 381 с.

В работе У.Тоомсваре рассмотрен комплекс проблем: проанализированы причины прихода к власти в Германии фашизма и глубинные истоки его поражения, исследована социальная база авторитарных режимов, приведена масса интересных сведений о судьбе тех стратегов немецкой армии, которых он считает репрезентативными с точки зрения психологического анализа, в соотнесении с особенностями трех основных периодов развития военной истории нацизма. Автор опирается на типологию военачальников датского ученого Поля Эмерсона. Он выделяет скрытые закономерности развития военного управления Третьего рейха, используя следующие типы: «Kopfabscheider» (буквально «головорез», но по смыслу биже к значению «главарь банды», «атаман»), «Pionier» («первый колонист», «сапер»), «Postbote» («письмоносец»), «Jagdreiter» (загонщик"), «Wachmann» (постовой, вахтер), «Kurier» («посланец») и «Zohmbi» («зомби») (с.10). Самого Гитлера автор не относит к числу стратегов, характеризуя его как талантливого и азартного игрока, остро воспринимавшего окружающую атмосферу и малейшие изменения ситуации, безоговорочно верившего в свой гений и удачу. Этот «недоучившийся политикан», фактически руководивший всеми вооруженными силами рейха, «не доверял ни одному из своих военачальников, презирал их опыт, знания и славу», и «о каком-либо военном таланте Гитлера говорить не приходится», полагает автор (с .12).

Вместе с тем Гитлер очень скрупулезно рассматривал кандидатуры своих будущих военных помощников. Для него были чрезвычайно важны такие характеристики людей, как их отношение к национальной идее и нацистской партии, исполнительность и др., т.е. способность полностью подчиняться воле вышестоящего начальства, отсутствие какой бы то ни было религиозности и безупречность репутации офицера. Инициативность допускалась, но не поощрялась. Другие личностные качества рассматривались фюрером менее тщательно и не имели решающего значения, если это не противоречило какому-то принятому решению.

Высшие чины вооруженных сил Третьего рейха были очень «разными людьми», отличавшимися по темпераменту, складу характера, воззрениям, склонностям и происхождению. Как правило, их объединяло безупречное служение тому, что они считали высшей ценностью. Одни служили фюреру, другие - Великой Германии, третьи - немецкой армии. Культы были разными с различающимися мифологиями и ритуалами, но

служение своему божеству оставалось всегда неизменным, чаще всего -фанатичным. Это было свойственно практически всем высшим офицерам Третьего рейха.

Вместе с тем этот единый массив при ближайшем рассмотрении распадается на ряд более мелких, сгруппированных по совершенно другим признакам. Автор считает, что эти группы военачальников достаточно жестко соотносятся с определенными периодами в истории развития нацистской империи.

Он выделяет три основных периода развития силовых структур нацистов. Первый: от Версальского мира (вторая половина 1919 г.) до прихода Гитлера к власти (1933-1934); второй: от «Ночи длинных ножей» (1934) до разгрома войск Роммеля и фон Паулюса (1942-1943); третий: от свержения режима Муссолини в Италии (1943) до полной капитуляции Третьего рейха (май 1945 г.).

В самой ротации высших чинов рейхсвера и вермахта проявлялись любопытные закономерности, которые, как считает автор, «характерны для истории любого тоталитарного, а следовательно, и милитаристского государства» ( с.16).

Для первого периода в качестве представительных фигур анализа автором избраны: руководитель «засекреченной армии», т.е.. 3-х миллионной полувоенной армии штурмовиков, составив-ших позже основу вермахта, Эрнст Рём, командующий сухопутными войсками генерал-фельдмаршал Вернер фон Бломберг, создатель германских «кригсмарине» гросс-адмирал Эрих Редер, и практический организатор люфтваффе, начальник штаба авиации генерал-лейтенант Вальтер Вефер. Биографии каждого из них, равно как и всех последующих военачальников, в книге посвящена отдельная глава.

Оценивая Э.Рёма по классификации типов людей, разработанной Карлом Юнгом, автор приходит к заключению, что Рем принадлежал к так называемому типу «Наполеон». Действительно, очень многие качества Рема типичны: страстное желание быть на виду, руководить, властвовать над людьми, но не над окружающей обстановкой, экспансивность, уверенность в себе, умение себя подать и в то же время внешне смириться перед сложностями - переждать опасность, склонность к волюнтаризму и внимание к внешним качествам партнера. Но точно такими же качествами обладал и сам Адольф Гитлер. Обоим им был присущ неудержимый протест против любой попытки кого бы то ни было быть наравне с ними. Естественно, что они должны были столкнуться в решающей схватке друг с другом. С санкции Гитлера Рём был расстрелян в ходе событий, получивших название «Ночь длинных

ножей». Если же рассматривать Э.Рёма как военачальника, то по типологии П.Эмеросона, он - классический представитель типа «Kopabschneider». Именно для этого типа, очень многочисленного на первом этапе, характерны абсолютное неповиновение чужой власти, спорадические, ничем, кроме желания «атамана», не обоснованные действия и борьба за власть до последнего вздоха, при отсутствии какого-либо внимания к общему делу (с. 68-69).

Другой тип начальников, характерных для первого этапа - это люди, объединяемые понятием «Pioner», или «первый колонист», человек самостоятельно решающий встающие перед ним проблемы, действующий осознанно и активно, обладающий хорошими знаниями и доставляющий трудности при управлении «сверху». К этому типу автор относит Бломберга, Редера и Вефера. Стратеги этого типа, в силу необходимости, в основном, были устранены Гитлером с исторической арены в конце первого периода.

На смену им, в период расцвета, пришли ревностные служаки, готовые выполнять любой приказ, чего бы это ни стоило, а также тихие садисты, стремящиеся утвердить свое «я» за счет унижения других, но опасающиеся делать это открыто. В соответствии с типологией П. Эмерсона это должны быть военачальники, относящиеся к таким типам, как «Kurier» («посланник») и «Wachmann» («постовой»). Первые просто передают подчиненным распоряжения вышестоящего начальства, стараясь не вникать в их суть и не брать на себя ответственность за их законность. Личный интерес для них, как правило, выше государственного, общественного или партийного. Ко вторым относятся военачальники, стремящиеся угодить высшему командованию. Как правило, в своем рвении они чрезмерно ужесточают требования, проявляют беспощадность не только к противнику, но и к своим подчиненным. Иногда они производят впечатление фанатиков идеи, но это обманчивое суждение. На самом деле их абсолютно не интересует ни какая бы то ни было идея, ни партийные заботы, ни мнение соратников о них, ни накопление материальных благ. Им достаточно ощущать свою значимость, «микровеличие».

В качестве характерных фигур этого периода автор рассматривает такие личности, как создатель системы концлагерей и командир дивизии СС «Мертвая голова» Теодор Эйке, генерал-фельдмаршал люфтваффе Альберт Кессельринг, начальник штаба верховного командования вооруженными силами Германии генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель, главнокомандующий военно-морскими силами гросс-адмирал Карл Дениц, начальник управления разведки и контрразведки верховного

командования вооруженных сил Германии (абвера) адмирал Фридрих Вильгельм Канарис и главнокомандующий танковой армии «Африка» генерал-фельдмаршал Эрвин Роммель.

Из шестерых военачальников, рассмотренных в данной главе, четверо обладали более или менее ярко выраженными чертами, характерными для типа «Kurien», один - типичный «Wachmann» («постовой») и один (Роммель) - «Kopfabschneider» («главарь банды»). На первый план закономерно выходят личности, отличающиеся бездумным послушанием и слепым исполнением приказов начальства. Более активные и самостоятельные фигуры не исчезают бесследно, но не получают достойных им ролей. Как правило, они не передают приказы руководства своим подчиненным, а сами исполняют их. Таких людей было много в люфтваффе (прославленные асы) и кригсмарине (особенно среди подводников). Таким человеком был, например, и Карл Дёниц до своего возвышения по служебной лестнице. Еще более яркой личностью этого типа автору представляется Эрвин Роммель, человек несомненно талантливый, покончивший жизнь самоубийством по приказу фюрера.

На заключительном периоде истории Третьего рейха на авансцену выходят командиры, воспринимающие выражение «только через мой труп» слишком буквально. Их можно назвать фанатиками; в типологии П.Эмерсона они обозначены как «Zohmbi» («зомби»). Для этого типа военачальников характерны полная подчиненность полученному приказу или воспринятой идее, максимальная активность при достижении цели и стремление все залить кровью. Во многом они похожи на «Wachmann», но представители последнего типа беспокоятся если не о своих подчиненных, то хотя бы о дальнейшей судьбе своего войска, а для «зомби» каждое сражение - последнее, после которого уже ни о чем заботиться не придется. Военачальники этого периода, по словам автора, или фанатичны, или попросту безлики.

В качестве репрезентативных фигур избраны люди, которые сменили предыдущих военачальников, а именно: группенфюрер СС Эрнст Кальтенбруннер, адмирал Карл Дёниц, адмирал Ганс Георг фон Фрайдебург и последний командующий люфтваффе Роберт Риттер фон Грейм. В разделе «Итоги третьего периода» автор пишет: «Вместе с поражениями на военных фронтах в штабы Третьего рейха приходит поколение бездарных исполнителей, пытающихся заменить способности неутомимой злобной кровожадностью» (с.363). При этом определенная группа военачальников была «перевоспитана», приведена к типу «зомби» (пример Дёница).

В заключении автор подчеркивает, что к началу 20-х годов германская нация уже была готова к приходу нового самодержца, каким бы ни был его титул. Поэтому введение Гитлером принципа фюрерства было встречено всенародной поддержкой. К власти пришел сторонник политики «сильной руки». Диктатору необходима абсолютная покорность. Однако, пишет автор, объяснять подбор руководящего состава Третьего рейха одним желанием диктатора некорректно. Скорее следует говорить «о совпадении личного мнения властителя страны и объективной необходимости» (с.371).

С определенного момента подобная кадровая политика начала действовать разлагающе: проявление самостоятельности, активности стало небезопасным, вредным для подчиненного диктатору руководителя. Автор отмечает, что для заключительного периода истории Третьего рейха характерно следующее явление: в этот момент на более низких уровнях руководства процветает и еще один тип военачальника - «Ма1^еЪ1Мег». Это не просто мародер, но человек, который стремится использовать все возможности для собственного обогащения, даже ценой гибели подчиненных. К этому типу руководителей относятся и некоторые деятели высшего уровня: рейхсминистр Герман Геринг, рейхсканцлер Генрих Гиммлер и рейхсляйтер Мартин Борман.

Автор подчеркивает, что история не знает примеров, когда политика «сильной руки» не приводила бы к быстрому подъему страны, а затем к ее стремительному краху. Данный анализ, по мнению У.Тоомсваре, «раскрывает механизм этого процесса, который, к сожалению, столь часто повторяется в мировой истории» (с.381).

И.Б. Твердохлеб

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.