Научная статья на тему ' 20 ЛЕТ В ИННОВАЦИОННОМ РИТМЕ: К ЮБИЛЕЮ МАОУ г. ВЛАДИМИРА «ГИМНАЗИЯ No 73»'

20 ЛЕТ В ИННОВАЦИОННОМ РИТМЕ: К ЮБИЛЕЮ МАОУ г. ВЛАДИМИРА «ГИМНАЗИЯ No 73» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / педагогический коллектив / дошкольное образование / преемственность / прогимназическое образование / сотрудничество / инклюзивная практика / innovations / pedagogical collective / preschool education / continuity / pro- gymnasia education / cooperation / inclusive practice

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иосевич Наталья Витальевна, Белякова Наталья Васильевна, Предеина Ольга Анатольевна

В публикации представлена модель прогимназического образования, реализованная в МАОУ г. Владимира «Гимназия No 73» на основе принципа непрерывности и преемственности образовательных ступеней (от дошкольного, начального общего и до основного общего образования). Определены условия эффективности системы дополнительного образования и внеурочной деятельности гимназии. Обоснована тематика опытно-экспериментальной работы педагогического коллектива гимназии с 2002 по 2017 г. Проанализирован опыт взаимодействия с Педагогическим институтом Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Раскрыты грани международного сотрудничества с Институтом кондуктивного развития им. А. Пете в г. Будапеште (Венгрия) и израильской группой «Суламот» г. Раананы (Израиль). Обозначены перспективы гимназии в области развития инклюзивной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иосевич Наталья Витальевна, Белякова Наталья Васильевна, Предеина Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

20 YEARS IN THE INNOVATIVE RHYTHM: TO THE ANNIVERSARY OF VLADIMIR MAEE "GYMNASIUM NO. 73"

The model of pro-gymnasia education realized in MAEE of Vladimir "Gymnasium No. 73" on the basis of the principle of continuity and continuity of educational steps is presented in the publication (from preschool — the initial general and to the main general education). Conditions of system effectiveness of additional education and extracurricular activities of a gymnasium are defined. The scope of skilled and experimental work of pedagogical collective of a gymnasium from 2002 to 2017 is proved. Experience of interaction with Teacher training college of the Vladimir state university of Alexander Grigoryevich and Nikolay Grigoryevich Stoletovykh is analysed. Sides of the international cooperation with Institute of conductive development are opened by him. A. Petyo to Budapest (Hungary) and the Israeli Sulamot group of Mr. Raanan (Israel). Prospects of a gymnasium in the development plan for inclusive practice are designated.

Текст научной работы на тему « 20 ЛЕТ В ИННОВАЦИОННОМ РИТМЕ: К ЮБИЛЕЮ МАОУ г. ВЛАДИМИРА «ГИМНАЗИЯ No 73»»

ИННОВАЦИИ: ОТ ИДЕИ К РЕАЛИЗАЦИИ

УДК 37.016(470.314)

20 ЛЕТ В ИННОВАЦИОННОМ РИТМЕ: К ЮБИЛЕЮ МАОУ г. ВЛАДИМИРА «ГИМНАЗИЯ № 73»

© Иосевич Наталья Витальевна

почетный работник общего образования, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования (МАНПО), директор, МАОУ г. Владимира «Гимназия № 73» Россия, 600009, г. Владимир, ул. Полины Осипенко, 31а E-mail: progimnasya73@mail.ru

© Белякова Наталья Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

МАОУ г. Владимира «Гимназия № 73»

Россия, 600009, г. Владимир, ул. Полины Осипенко, 31а

E-mail: n.v.belyakova2@mail.ru

© Предеина Ольга Анатольевна

учитель начальных классов высшей квалификационной категории, МАОУ г. Владимира «Гимназия № 73» Россия, 600009, г. Владимир, ул. Полины Осипенко, 31а E-mail: progimnasya73@mail.ru

В публикации представлена модель прогимназического образования, реализованная в МАОУ г. Владимира «Гимназия № 73» на основе принципа непрерывности и преемственности образовательных ступеней (от дошкольного, начального общего и до основного общего образования). Определены условия эффективности системы дополнительного образования и внеурочной деятельности гимназии. Обоснована тематика опытно -экспериментальной работы педагогического коллектива гимназии с 2002 по 2017 г. Проанализирован опыт взаимодействия с Педагогическим институтом Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Раскрыты грани международного сотрудничества с Институтом кондуктивного развития им. А. Пете в г. Будапеште (Венгрия) и израильской группой «Суламот» г. Раананы (Израиль). Обозначены перспективы гимназии в области развития инклюзивной практики. Ключевые слова: инновации; педагогический коллектив; дошкольное образование; преемственность; прогимназическое образование; сотрудничество; инклюзивная практика.

В настоящее время не вызывает сомнений тот факт, что инновационный режим работы педагогов в современной системе российского образования становится приоритетным, а в некоторых образовательных организациях с годами да-

же приобретает традиционный формат. Однако создавать условия для эффективной работы педагогических коллективов в условиях внедрения инноваций руководителям образовательных организаций сегодня достаточно сложно, что соотносится с целым рядом факторов:

- недостатком ресурсов для стимулирования педагогов к инновациям у руководителей;

- большой загруженностью педагогов, связанной с нехваткой квалифицированных педагогических кадров;

- сверхненормативным объемом требований к представлению различных отчетов и документации, катастрофически снижающим творческий потенциал педагогов;

- недостаточно высоким социальным статусом и престижем педагогической профессии и т. п.

Этот список можно было бы продолжить, но задача нашей статьи в преддверии двадцатилетнего юбилея одной из лучших и необычных образовательных организаций Владимирского региона показать, как в таких непростых условиях становится возможным задавать, сохранять и поддерживать инновационный ритм многолетней плодотворной работы педагогического коллектива «Гимназии № 73», история становления которой берет свое начало в прошлом столетии.

Как было заведено в советское время, при промышленных предприятиях создавались ведомственные сады и школы: так, в декабре 1970 г. в г. Владимире при заводе «Точмаш» был открыт детский сад № 73, который долгое время оставался подведомственным и обеспечивал места для детей рабочих этого предприятия.

В декабре 1994 г. на основании решения отдела образования администрации Октябрьского района г. Владимира с целью обеспечения системности и целостности организации воспитания подрастающего поколения в учреждении были открыты классы начальной школы, относящиеся к гимназии № 3 г. Владимира. Тем самым было обеспечено вхождение двух педагогических коллективов в режим инноваций, только что начинающий набирать обороты в российском образовании.

Создание модели прогимназического образования в 80-е гг. XX в. было очень престижным, т. к. впервые уже на этапе дошкольного детства вводилась специальная программа подготовки обучающихся к освоению образовательных программ гимназического уровня. Идейным вдохновителем такой модели стала кандидат педагогических наук, профессор Яковлева Диана Сергеевна, бывшая в то время деканом факультета начальных классов во Владимирском педагогическом институте им. П. И. Лебедева-Полянского. Организатором данного проекта на начальном этапе была Ковалькова Татьяна Юрьевна, позже возглавившая Управление образования администрации г. Владимира. Достойной преемницей этой идеи стала нынешний директор гимназии Иосевич Наталья Витальевна.

В 1997 г. на основании постановления главы администрации г. Владимира от 23 декабря 1997 г. № 390 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 73 реорганизовано в Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия № 73».

Именно тогда начало свою деятельность уникальное по структуре и особенностям учебного процесса образовательное учреждение, где соединилось дошкольное и школьное образование и стал реализовываться принцип их преемственности.

Решением Владимирского городского Совета народных депутатов № 100 от

18 мая 2000 г. к прогимназии № 73 было присоединено ДОУ № 85, что существенно расширило возможности для более продуктивной организации образовательного процесса.

Позже на основании постановления главы администрации г. Владимира от 29 декабря 2011 г. № 4318 муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Прогимназия № 73» становится автономным, а постановлением № 358-п от

19 марта 2012 г. переименовывается в муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Владимира «Гимназия № 73».

Новый статус позволил педагогическому коллективу по-новому оценить свои ресурсы и потенциал, что предоставило гимназии возможность активно развиваться на основе принципа непрерывности и преемственности образовательных ступеней (от дошкольного, начального общего и до основного общего образования).

В настоящее время гимназия обеспечивает повышенный уровень подготовки обучающихся от дошкольного возраста до 7-го класса основной школы по предметам гуманитарного цикла. Также предусмотрена система дополнительного образования и внеурочной деятельности по таким направлениям, как социально-педагогическое, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое и естественнонаучное, что способствует всестороннему развитию личности гимназистов.

Педагогический коллектив гимназии активно и плодотворно функционирует в инновационно-исследовательском режиме, что бесспорно способствует повышению квалификации и профессионального уровня каждого. Под руководством известных ученых вот уже более 15 лет здесь ведется опытно-экспериментальная работа, среди которых д-р пед. наук, профессор Владимирского государственного педагогического института им. П. И. Лебедева-Полянского Диана Сергеевна Яковлева, канд. пед. наук, профессор Владимирского государственного педагогического университета Юрий Петрович Истратов, д-р пед. наук, профессор Московского педагогического государственного университета Елена Владимировна Конеева, д-р пед. наук, профессор, член авторского коллектива ОС «Школа 2100», координатор направления «Дошкольное образование в ОС "Школа 2100"» Ольга Васильевна Чиндилова, канд. пед. наук, доцент, декан факультета дошкольного и начального образования Педагогического института Владимирского государственного университета Наталья Васильевна Белякова.

На разных этапах опытно-экспериментальной работы в нее вовлекалось все больше педагогов. Краткий экскурс в содержание направлений этой работы позволяет судить о ее разносторонности и инновационности.

Так, в 2002 г. проводилась опытно-экспериментальная работа по теме «Русское народное творчество как образ жизни и средство воспитания у детей и взрослых элементов русского национального характера».

С октября 2003 г. экспериментальной работа велась по теме «Педагогические условия оптимального личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в прогимназии».

С 2005 г. опытно-экспериментальные изыскания коллектива велись по теме «Формирование толерантности субъектов образовательного пространства прогимназии», которая сменилась в 2007 г. на «Педагогические условия формирования культуры здорового образа жизни и реализации здоровьесберегающих технологий воспитанников и учащихся прогимназии».

С октября 2011 г. учреждение получило статус опытно-экспериментальной площадки Российской академии образования для реализации инновационной деятельности по направлению: «Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в условиях введения ФГТ и ФГОС» в рамках развернутого авторским коллективом образовательной системы «Школа 2100» федерального широкомасштабного эксперимента под патронатом д-ра психол. наук, профессора, академика РАО Давида Иосифовича Фельдштейна и под научным руководством д-ра пед. наук, профессора, члена авторского коллектива ОС «Школа 2100», координатора направления «Дошкольное образование» Ольги Васильевны Чиндиловой.

С марта 2012 г. гимназия также приняла статус муниципальной опытно-экспериментальной площадки по теме «Создание единой информационной образовательной среды и дистанционного обучения в гимназии». Также педагогов стали интересовать проблемы инклюзивного образования и способы их решения, что становится перспективным направлением деятельности учреждения на целое пятилетие. В этот период на базе гимназии начинает функционировать базовая кафедра психолого-педагогических и методических основ работы по УМК «Школа 2100» педагогического института ВлГУ, а в 2014 г. на основании решения ученого совета ВлГУ она получает новое название, соответствующее новым законодательным директивам и интересами коллектива — базовая кафедра психолого-педагогических и методических основ работы в дошкольном, начальном и инклюзивном образовании. До 2017 г. базовой кафедрой заведует Почетный работник общего образования, директор гимназии Наталья Витальевна Иосевич.

Создание базовой кафедры главного университета Владимирского региона в гимназии — результат целенаправленной многолетней совместной работы профессоров и преподавателей Педагогического института ВлГУ им. А. Г. и Н. Г. Столетовых и педагогического коллектива гимназии. Такое сотрудничество обеспечило возможность создания доступной образовательной среды и равных условий получения образования не только для детей с обычным развитием, но и для детей с ограниченными возможностями здоровья, реализации развивающих образовательных программ, программ дополнительного образования с привлечением во время педагогической практики студентов ВлГУ, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» и профилям подготовки «Дошкольное образование», «Начальное образование».

Работа педагогов дошкольного отделения и учителей начальных классов гимназии как старших преподавателей базовой кафедры университета обеспечивала повышение их статуса среди представителей педагогического сообщества Вла-

димирского региона, предоставляла возможность профессионально и личностно расти; делиться накопленным опытом через организацию творческих мастерских, проведение мастер-классов и методических семинаров, выступления на конференциях городского, регионального, всероссийского и международного уровня; публиковать в различных научных изданиях материалы по проблемам современного образования и способам их решения, вопросам перехода на новые Федеральные государственные образовательные стандарты, особенностей взаимодействия субъектов образовательного процесса между собой, специфике организации работы с родителями воспитанников и обучающихся, технологии организации работы с детьми, имеющими разные возможности здоровья и особые образовательные потребности, методических подходов к распространению инклюзивных практик.

В декабре 2014 г. по инициативе директора гимназии Н. В. Иосевич и научного руководителя опытно-экспериментальной работы и инновационной деятельности педагогического коллектива гимназии Н. В. Беляковой было установлено международное сотрудничество с институтом кондуктивного развития им. А. Пете в г. Будапеште (Венгрия), что позволило совместными усилиями организовать на базе ВлГУ летнюю международную научную школу и межрегиональные курсы повышения квалификации для педагогов по теме «Теория и практика кондуктив-ной педагогики». Этот этап работы позволил впервые теоретически обоснованно поднять вопрос в среде педагогического сообщества Владимирского региона о практике инклюзивного образования за рубежом и возможности ее переноса в систему Российского образования.

В августе 2015 г. состоялось подписание соглашения о стратегическом партнерстве базовой кафедры ВлГУ с израильской группой «Суламот» г. Раананы (Израиль) по распространению на территории Владимирской области опыта работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, что позволило более тщательно продумать программу опытно-экспериментальной деятельности по теме «Создание инклюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ в условиях гимназического образования» и послужило стартом для открытия в гимназии в 2016 г. городского ресурсного центра развития инклюзивного образования при поддержке Управления образования администрации г. Владимира.

Целью создания ресурсного центра являлась разработка научно-методического оснащения процесса развития инклюзивной образовательной практики в системе образования г. Владимира.

В настоящее время цель направлена на решение ряда следующих задач:

- выделение методологических основ инклюзивного образования и характеристик содержания инклюзивной образовательной среды в общеобразовательном пространстве;

- обеспечение системы психолого-педагогического сопровождения, включающей организацию и ведение систематического мониторинга за ходом развития ребенка с ОВЗ;

- поиск педагогических и методических подходов к разработке индивидуальных программ обучения и воспитания, а также коррекционно-развивающих ме-

роприятий как самостоятельных, так и входящих в содержание адаптированных образовательных программ;

- организация работы с социальным окружением ребенка с ОВЗ, в которое он интегрируется на разных этапах своего возрастного развития (от дошкольного детства до подросткового и юношеского возраста), что является актуальным в свете принятия и апробации новых ФГОС.

Результаты плодотворной инновационной деятельности педагогического коллектива гимназии не остались незамеченными и неоднократно отмечались разными наградами.

В 2013 г. в разных номинациях МАОУ г. Владимира «Гимназия № 73» была признана лауреатом федерального конкурса «100 лучших школ России»:

- «Лидер в разработке и реализации принципа преемственности в образовании»;

- «Лидер в реализации программ дистанционного обучения в начальной школе»;

- «Лидер в реализации программ художественно-эстетического воспитания».

В 2016 г. МАОУ г. Владимира «Гимназия № 73» получила статус «Лучшая

гимназия 2016 года».

В настоящее время основная цель деятельности коллектива гимназии, вступившего на путь развития инклюзивной практики, — создание специальных условий для социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями. Здесь такие дети могут расти и развиваться вместе со сверстниками, дружить с ними, вести полноценный образ жизни, как и все остальные дети, что позволяет принципиально расширить возможности их социализации.

В 2017 г. гимназии присвоен статус победителя в номинации «Лидер в реализации инклюзивных практик». Здесь работает много талантливых и увлеченных педагогов, среди которых Почетный работник образования Н. В. Иосевич; учите-

ля, имеющие почетные грамоты Министерства образования и науки РФ — Е. С. Кулакова, С. Е. Пономарева, Н. И. Киселева, Н. В. Белякова, И. И. Молодец, почетные грамоты Департамента образования — Т. В. Насильникова, Е. Е. За-харченко, И. И. Молодец, почетные грамоты Управления образования администрации г. Владимира — О. А. Предеина, М. В. Логинова и другие.

В 2017-2018 уч. г. кадровый состав гимназии пополнился молодыми специалистами: учитель физкультуры М. А. Копылов, воспитатель дошкольного отделения Н. А. Лебедева, учитель начальных классов М. В. Клусова, учитель информатики А. Р. Фаткулина, учитель географии М. А. Шумилин, учитель немецкого языка С. А. Винникова, учитель биологии Ю. В. Хапалова. В педагогический коллектив пришли работать канд. пед. наук, доцент Н. В. Белякова и канд. филол. наук, доцент И. И. Молодец.

Сейчас в гимназии работает 18 учителей и 18 педагогов дошкольного образования, из них более 72% имеют высшее педагогическое образование, более 63% прошли аттестацию на высшую и первую квалификационные категории, на соответствие занимаемой должности. Средний возраст учителей 38 лет — лучший возраст для самореализации и инноваций.

Подведение итогов работы за двадцатилетний период и анализ качества подготовки гимназистов показали, что большая часть выпускников после обучения в начальных классах (до открытия классов основной школы) продолжала получать основное общее образование в престижных образовательных учреждениях г. Владимира — гимназиях № 3, 23, МБОУ «СОШ № 8», промышленно-коммерческом лицее, некоторые из них уже закончили их (в том числе и с золотыми медалями), поступили и обучаются в вузах, многие осваивают программы магистрской подготовки и нашли себя в профессии.

В гимназии созданы все условия для успешного обучения и воспитания:

• уютные учебные кабинеты, оснащенные современной мультимедийной техникой, дошкольные группы с игровыми комнатами и спальнями;

• 2 спортивных зала;

• 2 музыкальных зала;

• библиотека с фондом в 7 500 книг;

• столовая на 100 посадочных мест;

• медиакласс;

• группа кратковременного пребывания — лекотека «Росточек»;

• изостудия;

• музыкальный салон.

В настоящее время в гимназии воспитывается и обучается более 530 человек. К достижениям гимназистов можно отнести: 1-е место во втором региональном туре IX Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев в 2011 г.; победа в городском туре заочной олимпиады школьников по русскому языку в 2014 г.; 3-е место во втором региональном туре XIII Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев, 1-е место в финале XIII Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев в городе Самаре по окружающему миру в 2015 г.; победы в городских и участие в областных олимпиадах по предметам федерального компонента, творческих конкурсах, проектах

и акциях экологической, патриотической, спортивной, здоровьесберегающей и волонтерской направленности.

Как уже говорилось выше, в организации широко развита система дополнительного образования, по запросам родителей реализуется достаточно полно выстроенная модель внеурочной деятельности, функционирует «Школа полного дня» для учащихся 1-2-х классов.

Сложившаяся в течение многих лет система воспитательной работы, основными направлениями которой являются спортивно-оздоровительное, социально-педагогическое, естественно-научное, художественно-эстетическое, гражданско-патриотическое, позволяет организовать после уроков развивающее образовательное и воспитательное пространство, представляющее собой творческий мир, где ребенок может раскрыть свое «я» через проявление увлечений и интересов.

Учащиеся с удовольствием посещают кружки, секции и студии, функционирующие в гимназии: театральную студию «Лидия», кружки «Веселая акварель» и «Юный кинолог», секцию настольного тенниса, занятия по хореографии, основам православной культуры и другие. С сентября 2017-2018 уч. г. в гимназии функционирует кружок «Юный корреспондент», где ребята не только знакомятся с основами журналистики, делают «пробу своего пера», но и выпускают еженедельный вестник гимназических событий, который с удовольствием и большим интересом читают все представители гимназии и ее гости.

В целях реализации воспитательных задач гимназия тесно сотрудничает с такими учреждениями дополнительного образования, как:

• Дворец детского и юношеского творчества;

• Школа искусств № 2 им. С. С. Прокофьева;

• Владимирская областная библиотека для детей и молодежи;

• Спортивная школа;

• Областной театр драмы;

• Областной театр кукол;

• Областная филармония.

Сетевое партнерство с этими учреждениями обеспечивает создание дополнительных условий для внедрения инноваций в образовательный процесс, которые со временем становятся традициями.

Многолетнее сотрудничество с Владимирским юридическим институтом ФСИН России позволило организовать в гимназии гражданско-патриотическую игру «Зарничка», в которой участвуют молодые курсанты этого института и родители обучающихся.

Гимназисты и их родители занимаются такими видами спорта, как баскетбол, волейбол, футбол, лыжи, настольный теннис, шахматы, шашки. Воспитанники и учащиеся гимназии, а также их родители являются постоянными призерами районных и областных спортивных соревнований. В сентябре 2017 г. команда отцов гимназии принимала участие в городском первенстве по мини-футболу среди таких же команд общеобразовательных учреждений города, в январе 2018 г. команда отцов школьного отделения гимназии заняла 1-е место в городском турнире по баскетболу, организованном Советом отцов, а в феврале учащиеся 5-7-х

классов приняли участие в лыжных гонках «Лыжня России — 2018». Многие победы еще впереди.

Главным девизом всего гимназического сообщества в настоящее время является «Не останавливайся на достигнутом! Спеши развиваться дальше и будь успешным во всем!». Практикой доказано, что только работа в команде и единство целей позволяют добиться высоких результатов в работе и удерживать эту планку много лет.

20 YEARS IN THE INNOVATIVE RHYTHM:

TO THE ANNIVERSARY OF VLADIMIR MAEE "GYMNASIUM NO. 73"

Natalya V. Iosevich

director of Vladimir MAEE "Gymnasium No. 73", Honorary Worker of General Education,

Corresponding Member of International Academy of Educational Sciences 31a Poliny Osipenko St., Vladimir 600009, Russia E-mail: progimnasya73@mail.ru

Natalya V. Belyakova Cand. Sci. (Education), A/Prof.,

deputy director of Vladimir MAEE "Gymnasium No. 73" on Teaching and educational work 31a Poliny Osipenko St., Vladimir 600009, Russia E-mail: n.v.belyakova2@mail.ru

Olga A. Predeina

elementary school teacher of Vladimir MAEE "Gymnasium No. 73", teacher of the highest qualification category 31a Poliny Osipenko St., Vladimir 600009, Russia E-mail: progimnasya73@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The model of pro-gymnasia education realized in MAEE of Vladimir "Gymnasium No. 73" on the basis of the principle of continuity and continuity of educational steps is presented in the publication (from preschool — the initial general and to the main general education). Conditions of system effectiveness of additional education and extracurricular activities of a gymnasium are defined. The scope of skilled and experimental work of pedagogical collective of a gymnasium from 2002 to 2017 is proved. Experience of interaction with Teacher training college of the Vladimir state university of Alexander Grigoryevich and Nikolay Grigoryevich Stoletovykh is analysed. Sides of the international cooperation with Institute of conductive development are opened by him. A. Petyo to Budapest (Hungary) and the Israeli Sulamot group of Mr. Raanan (Israel). Prospects of a gymnasium in the development plan for inclusive practice are designated.

Keywords: innovations; pedagogical collective; preschool education; continuity; pro-gymnasia education; cooperation; inclusive practice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.