Научная статья на тему '2. 2 процесс защиты и обеспечения безопасности органов предварительного расследования'

2. 2 процесс защиты и обеспечения безопасности органов предварительного расследования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
503
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ / ЗАЩИТА / SECURITY / BODIES OF PREINVESTIGATION / PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афанасьев А.Ю.

В данном разделе автор рассматривает процесс защиты и обеспечения безопасности органов предварительного расследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

2.2. PROTECTION AND SECURITY PROTECTION OF PREINVESTIGATION BODIES

In this section, the author considers the process of protecting and ensuring the security of the bodies of preinvestigation.

Текст научной работы на тему «2. 2 процесс защиты и обеспечения безопасности органов предварительного расследования»

Юридические науки

№ 8-1. - 2016

УДК: 34

2.2 ПРОЦЕСС ЗАЩИТЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

А.Ю. Афанасьев, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия),

e-mail: afanasev_alexey@bk.ru

Аннотация. В данном разделе автор рассматривает процесс защиты и обеспечения безопасности органов предварительного расследования.

Ключевые слова: безопасность, органы предварительного расследования, защита.

2.2. PROTECTION AND SECURITY PROTECTION OF PREINVESTIGATION BODIES

Abstract. In this section, the author considers the process of protecting and ensuring the security of the bodies of preinvestigation.

Keywords: security, bodies of preinvestigation, protection.

Соразмерная уголовная ответственность, организация преследования преступников это и есть основные цели уголовного процесса. Несмотря на принятие ряда важных законов, таких как ФЗ от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции» [6] и других, нередко находятся лица, которые идут вопреки закону и задачам предварительного расследования и потому появляется необходимость защиты лиц, осуществляющих предварительное расследование.

По определению толкового словаря Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. «процесс» - 1) ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь; 2) порядок разбирательства судебных и административных дел, а также само такое дело [13]. Толковый словарь В. Даля при определении понятия «процесс» отсылает к понятию «процедура», которая означает шествие, ход.

Одно из значений термина «защита», «защитить» - охраняя, оградить от посягательств, от враждебных действий, от опасности [13]. Таким образом, процесс защиты органов предварительного расследования - это последовательная реализация мер по охране, которые направлены на предотвращение посягательств на жизнь, здоровье и имущество лица, осуществляющего расследование.

Процесс защиты выражается в предупреждении незаконных действий со стороны определенного или неопределенного круга лиц, направленных на осуществление действий, препятствующих полному и своевременному осуществлению расследования по уголовному делу.

В соответствии с ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» для обеспечения государственной защиты устанавливается система мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества лиц,

подлежащих государственной защите. В статье 3 указанного закона предусмотрены следующие виды государственной защиты следователей и дознавателей:

1. Применение органами, обеспечивающими безопасность, мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья следователей и дознавателей, кроме того это осуществление мер, направленных на защиту имущественных благ.

2. Более строгое наказание при попытке причинения вреда здоровью или покушении на жизнь и имущество;

3. Применение мер, направленных на обеспечение гарантий социальной защиты, проявляющиеся в компенсировании потерь, связанных с их служебной деятельностью.

Органам, обеспечивающим безопасность, а также видам мер безопасности применяемыми ими, посвящены главы II и III ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Более подробно они будут раскрыты в следующем параграфе, посвященном осуществлению безопасности следователя и дознавателя.

Помимо физической защиты предусмотрены меры правовой защиты следователей и дознавателей. Так статья 6 ФЗ от 28 декабря 2010 года «О следственном комитете Российской Федерации» предусмотрела недопустимость воздействия в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов, СМИ и их представителей, а также должностных лиц на сотрудника Следственного комитета в целях оказания влияния на принимаемое им процессуальное решение или воспрепятствования в какой-либо форме его деятельности [7]. За вмешательство в деятельность следователя в связи с расследованием дела предусмотрена уголовная ответственность.

ФЗ «О полиции» в статье 30 установил гарантии правовой защиты сотрудника полиции [4]. Вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции никто не имеет права, кроме лиц, у которых есть на это право, закрепленное федеральным законом. В противном случае лицо будет привлечено к ответственности. ФЗ от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» в статье 17 также предусмотрел что такие противоправные действия влекут за собой ответственность, предусмотренную законами Российской Федерации.

Исходя из вышеперечисленных источников, а также других, регулирующих правовую защиту лиц, осуществляющих предварительное расследование можно с уверенностью говорить о том, что на федеральном уровне заинтересованы в том, чтобы в правовом поле существовали нормы, гарантирующие следователям и дознавателям особую защиту государством. В литературе встречались различные мнения по поводу того, что нельзя оценивать жизнь дознавателя или следователя выше жизни обычного человека ссылаясь на Конституцию РФ, которая в статье 20 закрепила положение, что каждый имеет право на жизнь, а также в статье 19 провозгласила равенство всех перед законом и судом. Считаем подобные высказывания необоснованными, так как преступник посягает не только на жизнь человека, но и на нормальную деятельность органов предварительного следствия и дознания в связи с расследованием уголовных дел.

По теме о посягательстве на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование писали и выступали такие ученые, как: Алексеев А.И., Бастры-кин А.И., Безбородов Ю.С., Ветров Н.К., Власов И.С., Волженкин Б.В., Гаранина М.А., Де-

№ 8-1. - 2016

нисов С.А., Комисаров B.C., Кригер Г.Д., Кругликов Л.Д., Кудрявцев В.Н., Кузнецова Н.Ф., Кулешов Ю.И., Лобанова Л.В., Мусаев М.М., Харисов К.Н., Сухарев А.Я., Чучаев А.И. и др. К правовой ответственности относится также закрепление в уголовном законодательстве норм, предусматривающих повышенную ответственность за преступления против лиц, осуществляющих предварительное расследование, в частности статья 295 УК РФ «посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование« и статья 296 УК РФ «Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования» [14].

Применение мер социальной защиты содержит в себе реализацию права на материальную компенсацию в случае уничтожения или повреждения их имущества, причинения следователям, дознавателям телесных повреждений или иного вреда их здоровью или гибели (смерти) в связи с их служебной деятельностью. Нормативно-правовые акты, регулирующие права, обязанности и гарантии лиц, осуществляющих предварительное расследование, предусматривают обязательное государственное страхование их жизни, здоровья и имущества. В отличие от добровольного страхования, основано исключительно на соглашении сторон, обязательное страхование возникает в силу закона независимо от волеизъявления его участников [15С. 160].

При обязательном страховании законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать:

а) жизнь, здоровье и имущество других лиц на случай причинения вреда;

б) риск гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц либо нарушения договоров с другими лицами. Поэтому широко применяется обязательное государственное личное страхование за счет средств федерального бюджета. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудника полиции осуществляется на условиях и в порядке, установленных Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ. Личное страхование следователей Следственного комитета предусмотрено в статье 36 ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» [7], которая в отличие от самого закона вступает в силу с 1 июля 2011 года.

В США немаловажным фактором, привлекающим на службу в полицию, является медицинское страхование. Медицинские услуги в Америке весьма дорогое удовольствие. Например, в штате Нью-Йорке часть медицинской помощи оплачивается департаментом полиции Нью-Йорка, часть страховым медицинским фондом, который формируется профсоюзами полицейских, куда полицейские отчисляют (в зависимости от состава семьи) определенную сумму денег. Медицинское страхование сохраняется и после выхода полицейского на пенсию. Через 20 лет работы в полиции, сотрудник может выйти на пенсию и получать при этом три четверти своего среднего месячного заработка по последнему месту работы. Многие полицейские, детективы, в первую очередь работающие по борьбе с организованной преступностью, по борьбе с терроризмом, имеют служебный автотранспорт, обслуживаемый за счет полиции. В случае получения увечья, полицейский получает любую медицинскую помощь, которая оплачивается в полном размере. В период лечения полицейский освобождается от всех налогов. А в случае лишения жизни, предусмотрены очень высокие выплаты семьям погибших (причем не имеет значения сколько семей было у погибшего - выплаты получает как настоящая, так предыдущие). Заработная плата поли-

цейского может только увеличиваться, но становиться меньше не может и потому позволяет им брать в кредит жилье, квартиры или дома, машины.

В случае гибели следователя Следственного комитета РФ, если она наступила вследствие причинения ему телесных повреждений или иного вреда здоровья в связи с исполнением служебных обязанностей - наследникам выплачиваются страховые суммы в размере, равном 180 - кратному размеру его среднемесячного денежного содержания (ст.36) [7]. К большому сожалению, количество следователей, погибших вследствие выполнения своих профессиональных обязанностей, не уменьшается. Чувашская Республика считается относительно спокойной, по сравнению с Северо - Кавказским, Южным и Центральным федеральными округами РФ. Впервые в России 16 ноября 2010 года был установлен памятник погибшему следователю. В городе Пестово Новгородской области торжественно открыли стеллу на могиле старшего следователя Боровичского межрайонного следственного отдела СК по Новгородской области Сергея Васюковича, который погиб при исполнении служебного долга. Он был прикомандирован к следственной группе для работы на Северном Кавказе. 3 марта 2010 года в селе Экажево Назрановского района Ингушетии проходила спецоперация - задерживали бандитскую группу, которой командовал Александр Тихомиров, больше известный как Саид Бурятский, причастный со своими подельниками к подрыву «Невского экспресса» в 2009 году, многочисленные нападения на колонны, убийство председателя Верховного суда Ингушетии. Все эти громкие уголовные дела стояли на контроле у президента, поэтому и отправили в Ингушетию - лучших [2]. Во двор сельского дома в Экажево Сергей вошел первым. В него стреляли с чердака, пуля попала следователю в шею [2]. И это не единственный случай героизма следователей, и скольким еще не установили такие памятники за отданную жизнь во имя справедливости.

Федеральный закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ определяет условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья перечисленной категории лиц.

Порядок возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья, а также ущерба, причиненного имуществу лица, осуществляющего предварительного расследования, или его близких регулируется приказами и изданными в соответствии с ними инструкциями. Например, Приказ МВД РФ от 15.10.1999 № 805 (ред. от 27.02.2003) «Об утверждении Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких». Данная Инструкция определяет порядок оформления и выплаты единовременных пособий и сумм в возмещение ущерба, выплат единовременного пособия в случае гибели (смерти) сотрудника в период прохождения службы, возмещение ущерба, причиненного имуществу сотрудника или его близких и т.д.. Так в соответствии с пунктом 14 указанной Инструкции в случае гибели (смерти) проводится служебная проверка. Проведение проверки по факту смерти следователя или дознавателя необходимо для того, чтобы избежать случаев «подмены» несчастного случая, небрежности или умышленных действий погибшего с понятием при исполнении служебных обязанностей (во избежание случаев, когда из жалости к семье погибшего или по другим причинам гибель сотрудника оформляли как «при исполнении»).

Приказ Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 05.07.2004 № 196 (ред. от 21.11.2008) «Об утверждении Инструкции об организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья со-

трудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» содержит главу III, устанавливающую оформление документов на выплату страховых сумм и порядок их выплаты. Защита жизни и здоровья следователя СК РФ согласно ст. 20 ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», на данный момент осуществляется в случаях получения лицами, проводящими предварительное расследование, телесных повреждений или иного вреда их здоровью, в связи с их служебной деятельностью, делающих невозможным дальнейшее осуществление профессиональной деятельности, производится выплата страховых сумм равных 36-кратному размеру среднемесячной заработной платы (среднемесячного денежного содержания) лица, здоровью которого был причинен вред.

Причинение следователю или дознавателю, в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда их здоровью, не повлиявших на возможность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, - в размере, равном 12-кратному размеру среднемесячной заработной платы (среднемесячного денежного содержания) лица, здоровью которого был причинен вред.

Основанием для отказа в выплате страховых сумм и компенсаций в случаях, предусмотренных статьей 20 ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», является только постановление суда или приговор в отношении лица, признанного виновным в гибели (смерти) должностного лица, осуществляющего предварительное расследование, или причинении ему телесных повреждений либо уничтожении или повреждении принадлежащего ему имущества, которым установлено, что эти события не связаны со служебной деятельностью данного лица. Приказ МВД РФ от 15.10.1999 № 805»Об утверждении Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких» в пункте 2.8 закрепил положение, что не признаются осуществляющими служебную деятельность (исполняющими служебные обязанности) сотрудники ОВД:

1. находящиеся на отдыхе или в отпуске;

2. в отношении которых служебной проверкой, органами дознания и предварительного следствия, судом установлено, что совершенное ими деяние: находится в прямой причинной связи с добровольным приведением себя в состояние алкогольного, наркотического или токсического опьянения; признано общественно опасным или является умышленным административным правонарушением [12]; является самоубийством или покушением на самоубийство и при этом не было вызвано доведением до самоубийства или болезненным состоянием; признано последствием умышленного причинения вреда своему здоровью.

В части 4 статьи 43 ФЗ «О полиции» указаны члены семьи и лица, находившиеся на иждивении погибшего (умершего) сотрудника полиции (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в полиции), имеющими право на получение единовременного пособия по случаю гибели (смерти) сотрудника полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей. Немаловажным фактором является то, что помимо страховых сумм законом предусмотрены и компенсационные выплаты.

Выплаты страховых сумм не ограничиваются только возмещением за причиненный вред здоровью или смерти (гибели) следователя или дознавателя, но и возмещением ущерба, причиненного уничтожением или повреждением имущества.

В соответствии с Приказом МВД РФ от 18 июня 2012 г. № 590 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам» определение действительной суммы материального ущерба осуществляется органом внутренних дел при участии потерпевшей стороны. Возмещение материального ущерба производится, если суд, органы дознания или следствия либо специальная комиссия органа внутренних дел установят наличие причинной связи между служебной деятельностью сотрудника и причиненным его имуществу или имуществу его близких материальным ущербом. Необходимым основанием для возмещения материального ущерба, причиненного имуществу сотрудника или его близких, является причинение этого ущерба в связи с осуществлением сотрудником служебной деятельности.

На основании пункта 23 указанной инструкции приказ о возмещении материального ущерба издается на основании следующих документов:

а) заявления потерпевшего;

б) копии материалов, подтверждающих наличие причинной связи между служебной деятельностью сотрудника и причиненным ему (его близким) имущественным ущербом;

в) решения специальной комиссии о сумме причиненного материального ущерба;

г) иных документов, необходимых для принятия объективного решения [12].

В ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» не содержится положение о такой мере социальной защиты как погребение сотрудника, погибшего (умершего) в связи с исполнением служебных обязанностей или умершего вследствие причинения ему телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей. Зато такая норма содержится в пункте 7 статьи 36 ФЗ «О следственном комитете РФ» погребение сотрудника, погибшего (умершего) в связи с исполнением служебных обязанностей осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых Следственному комитету. В соответствии с ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» следователи и лица, производящие дознание, подлежат государственной защите. Глава II указанного закона содержит виды мер безопасности, и раскрывает конкретные меры безопасности.

Решение о применении конкретной меры безопасности принимается с учетом конкретных обстоятельств дела, в случае если обстоятельства потребуют применения не одной, а целого комплекса мер - они будут реализовываться одновременно. Для реализации вышеперечисленных мер безопасности возможно проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных статьей 6 ФЗ от 12.08.95 № 144-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об оперативно-розыскной деятельности» [8], таких как наблюдение, прослушивание телефонных переговоров и других. Реализация мер безопасности невозможна без органов, в обязанности которых входит обеспечение безопасности лиц, осуществляющих предварительное расследование.

Применение и осуществление мер безопасности в отношение следователей Следственного Комитета РФ возлагается на органы внутренних дел. На основе Указа Президента

Российской Федерации от 06 сентября 2008 г. № 1316 в Министерстве внутренних дел РФ создано Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Это самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ, обеспечивающее функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области применения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, по обеспечению сохранности их имущества. Также функционирует Центр по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД России и является оперативным подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации, находится в непосредственном подчинении Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД России. В задачи Центра входит осуществление оперативно-розыскной деятельности и использования мер безопасности в целях обеспечения защиты жизни и здоровья лиц, в отношении которых в установленном порядке принято решение о применении мер государственной защиты.

На уровне регионов организованы центры и группы по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации. Функция по государственной защите сотрудников органов внутренних дел возложена на подразделения собственной безопасности системы МВД России. В МВД по Чувашской Республике функции по защите осуществляются: в отношении следователей Следственного комитета РФ - Центр по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите; следователей и дознавателей ОВД - Отдел собственной безопасности.

Деятельность данных органов осуществляется на основании Административного Регламента МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких, утвержденного Приказом МВД от 21.03.2007 г. №281 [10]. Регламент разработан в целях определения сроков, содержит административные процедуры и меры безопасности, которые могут применяться.

В соответствии с пунктом 31 статьи 9 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента от 11.08.2003 года №960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» [1] (ред. от 24.02.2011) к функциям ФСБ РФ помимо прочего относится: обеспечение защиты военнослужащих и гражданского персонала органов безопасности, лиц, оказывающих содействие этим органам, участников уголовного судопроизводства по делам, находящимся в производстве следователей органов безопасности, членов их семей и близких, на жизнь, здоровье, честь и достоинство, а также на имущество которых совершаются преступные посягательства. Защита следователей ФСБ регулируется Приказом ФСБ РФ от 25 февраля 2009 г. № 72 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению государственной защиты сотрудников органов федеральной службы безопасности и их близких» [11]. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных Административным регламентом, осуществляется 9 Управлением ФСБ России, органами безопасности, обеспечивающими безопасность.

В целях безопасности следователей, дознавателей органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» создаются в установленном порядке специальные подразделения. На основании пункта 25 статьи 8 Положения о Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков, утвержденного Указом Президента РФ от 28.06.2004 г. № 976 (ред. от 27.01.2011 г.) управление внутренней безопасности ФСКН России обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации защиту сотрудников, федеральных государственных служащих и работников органов наркоконтроля и их близких, на жизнь, здоровье, честь и достоинство, а также на имущество которых совершаются преступные посягательства.

Органы, на которые возложена обязанность по обеспечению безопасности лиц, осуществляющих предварительное расследование, руководствуются ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», иными законами, постановлениями Правительства РФ, ведомственными инструкциями или административными регламентами.

При установлении данных, свидетельствующих о наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество защищаемых лиц, с их согласия органами, обеспечивающими безопасность, осуществляется их личная охрана, охрана их жилища и имущества. Данная мера безопасности следователей и дознавателей является самой распространенной и широко применяющейся. Обязанность по выполнению личной охраны возложена на соответствующие структурные подразделения. В отличие от действующего административного регламента МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких Приказ МВД РФ от 20.12.1995 г. №483 «О мерах по реализации федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» наиболее подробно раскрывал содержание личной охраны, охраны жилища, а также имущества. Так, личную (физическую) охрану защищаемых лиц осуществляли специальные отряды быстрого реагирования ГУОП, РУОП, УОП, ООП, в некоторых случаях ОМОН.

Личная охрана может осуществляться как круглосуточно, так и в определенное время по месту жительства, в пути следования, по месту работы, отдыха защищаемых лиц, а другое. Охрану жилища и имущества осуществляют подразделения вневедомственной охраны. При осуществлении внешней охраны жилища и имущества составляется план - схема жилища, подходов и выходов к нему. Руководителем органа внутренних дел, обеспечивающим непосредственную охрану, определяется необходимое количество задействованных сил и средств, расстановка постов и маршруты движения [3]. Занимаемое следователем или дознавателем жилище, имущество могут быть оборудованы техническими средствами наблюдения, а также противопожарной и охранной сигнализацией. Охрану жилища и имущества защищаемых лиц осуществляется подразделениями вневедомственной охраны на основе договора с органом, обеспечивающим безопасность. Необходимо заметить, что личная охрана, охрана жилища, прекращаются в случае если отпадает реальная угроза для жизни следователя или дознавателя. Как же быть со случаями затаившейся и поджидающей угрозы уже после прекращения применения мер безопасности? Действительно службы собственной безопасности должны проконтролировать, чтобы угроза действитель-

но миновала - но это может занять не один месяц, и важно чтобы лица, на которых законом возложена обязанность по защите ответственно исполняли свой долг. Положительный опыт США, где по смс или звонку из специализированного учреждения участник уголовного процесса уведомляется: 1) о месте, где преступник отбывает наказание, 2) когда он выходит на свободу.

Полагаем, что это необходимо в случаях, когда подозреваемый/обвиняемый (если признан судом виновным - осужденный) в ходе расследования угрожал лицу, осуществляющему предварительное расследование. Также считаем, что в период обучения важно привить студентам, которые хотят посвятить свою жизнь борьбе с преступностью с большей серьезностью относится к угрозам в их адрес в связи с расследованием уголовного дела. Ведение своеобразного реестра угроз (даже в случаях когда в применении мер безопасности нет необходимости) в отношении каждого лица, производящего расследование позволит с меньшими затратами времени раскрыть преступление, совершенное из мести к следователю/дознавателю за его работу. Помимо личной охраны следователям и дознавателям могут выдать оружие, специальные средства индивидуальной защиты и оповещения об опасности.

Нормы о порядке выдачи, как оружия, так и специальных средств имеет довольно обширное регулирование - как самим Фз «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных контролирующих органов», и законами, которые предусматривают нормы о правовом положении лиц, осуществляющих предварительное расследование, так и специальными правовыми актами - ФЗ от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» [9], Постановлением Правительства РФ от 17.06.1996 №830 «О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите» [5]. В соответствии с пунктом 4 Порядка выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите оружие (боевое - только в исключительных случаях) может выдаваться защищаемым лицам при наличии угрозы их жизни и здоровью и при условии, что применение иных мер безопасности недостаточно.

Считаем, что применение такой меры безопасности как личная охрана, наиболее эффективно по сравнению с выдачей оружия с целью личной защиты по ряду причин: 1. лица, на которых законом возложена обязанность по обеспечению защиты следователя или дознавателя при наличии угрозы их жизни или здоровью, прошли профессиональную подготовку, имеют отличное физическое состояние и всегда должны быть готовы к внезапности посягательства, в том числе с применением оружия. Их главная задача - защитить, даже если за это придется заплатить своей жизнью. 2. На следователя или дознавателя помимо обычной нагрузки в связи с расследованием уголовного дела ложится большой психологический груз, связанный с посягательством на жизнь, имущество его или его близких и он в полной мере может быть не готов к внезапности нападения или адекватным действиям. Помимо оружия защищаемому лицу могут выдать средства индивидуальной защиты - это могут быть как бронежилеты, электрошокеры, газовые баллончики.

К мере безопасности относится также временное помещение в безопасное место. Она может применяется в случаях, если иными мерами и в конкретном месте обеспечить безопасность лица, осуществляющего предварительное расследование, которому угрожает опасность не представляется возможным, и осуществляется с его согласия. Конфиденциальность сведений о следователях или дознавателях обеспечивается одновременно с их назначением на должность. Т.е. налагается запрет на выдачу данных о личности защищаемых лиц, их месте жительства и иных сведений о них из органов полиции, уполномо-

ченных осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, паспортных служб, адресных бюро, справочных служб автоматической телефонной связи и иных информационно-справочных фондов. Исключение составляют случаи, когда такие сведения определяются в установленном законом порядке по поводу производства по уголовному делу. По заявлению или с согласия следователя или дознавателя, по отношению к которым применены меры безопасности в целях защиты их жизни и здоровья, они могут быть переселены на другое, временное или постоянное, место жительства, переведены на другую, временную или постоянную работу (службу).

Анализ законов «О государственной защите судей должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», а также положений УПК РФ свидетельствует об отсутствии законодательных норм, регулирующих процесс защиты и безопасности участия лица, осуществляющего расследование по уголовному делу. Необходимо в частности расширить положения ст. 6 УПК РФ, предусмотрев защиту и безопасность органов и должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование.

Кроме того, в случае применения к указанным лицам мер безопасности, предусмотреть, в частности возможности предоставления временного помещения, перевода на другую работу (службу), изменении места работы (службы), не говоря уже о переселении на другое место жительства, замене документов и изменении внешности. Нормы закона также не содержат положений о регулировании споров, возникших в ходе применения указанных выше мер безопасности в отношении следователей и лиц, производящих дознание.

Оснащение служебных помещений сотрудников органов предварительного расследования, а также зданий более современными средствами защиты (к примеру, в федеральных судах имеются металлоискатели, контрольно-пропускные пункты, охрану осуществляют судебные приставы, тогда как в некоторых следственных управлениях МВД кроме сигнализации и тревожной кнопки никаких средств защиты не имеется).

Необходимо увеличить финансирование и материально-техническое обеспечение мер государственной защиты, предусмотренных для обеспечения безопасности должностных лиц органов предварительного расследования. Суммы, выделяемые из бюджета РФ, по ведомствам, на которых законом возложена обязанность по применению мер безопасности, в несколько раз меньше по сравнению с финансированием на аналогичные программы в странах Западной Европы и Америки.

Литература:

1. Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960. // Собрание законодательства Российской Федерации. 18 августа 2003 г. № 33. Ст. 3254.

2. Козлова Н. Всегда шел первым // «Российская газета» - 2010. - №5337 (258)

3. О мерах по реализации Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: Приказ МВД РФ от 20 декабря 1995 г. № 483. // Российские вести. 14 марта 1996 г. № 48.

4. О Полиции: Федеральный закон Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 14 февраля 2011 г. № 7. Ст.900. Ст.30.

5. О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите: Постановление Правительства РФ от 17 июня 1996 г. № 830 // Собрание законодательства РФ. 29 июля 1996 г. № 31. ст. 3723.

6. О противодействии коррупции: Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 1996 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 28 декабря 2008 г. № 52(ч.1). Ст.6228.

7. О Следственном комитете Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 03 января 2011 г. № 1. Ст.15. Ст.6

8. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон Российской Федерации от 12 августа 1995 г. № 144. // Российская газета. 18 августа 1995 г. № 160.

9. Об оружии: Федеральный закон Российской Федерации от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 16 декабря 1996 г. № 51. Ст. 5681.

10. Об утверждении Административного регламента МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких: Приказ МВД РФ от 21 марта 2007 г. № 281. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 19 ноября 2007 г. №7.

11. Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению государственной защиты сотрудников органов федеральной службы безопасности и их близких: Приказ ФСБ Российской Федерации от 25 февраля 2009 г. № 72. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 25 мая 2009 г. № 21.

12. Об утверждении Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам: Приказ МВД РФ от 18 июня 2012 г. № 590.//Российская газета.15 августа 2012 г. №5859

13. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / Ожегов С.И. [и др.] - М.: АЗЪ, 1993.

14. Уголовный Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 17 июня 1996 г. № 25. Ст. 2954. Ст. 296.

15. Финансовое право: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. М.М. Рассолова. — М.; ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001.

References:

1. Voprosy Federal'noj sluzhby bezopasnosti Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 11 avgusta 2003 g. № 960. // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 18 avgusta 2003 g. № 33. St. 3254.

2. Kozlova N. Vsegda shel pervym // «Rossijskaja gazeta» - 2010. - №5337 (258)

3. O merah po realizacii Federal'nogo zakona «O gosudarstvennoj zashhite sudej, dolzhnostnyh lic pravoohranitel'nyh i kontrolirujushhih organov: Prikaz MVD RF ot 20 dekabrja 1995 g. № 483. // Rossijskie vesti. 14 marta 1996 g. № 48.

4. O Policii: Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 07 fevralja 2011 g. № 3-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 14 fevralja 2011 g. № 7. St.900. St.30.

5. O porjadke vydachi oruzhija licam, podlezhashhim gosudarstvennoj zashhite: Posta-novlenie Pravitel'stva RF ot 17 ijunja 1996 g. № 830 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 29 ijulja 1996 g. № 31. st. 3723.

6. O protivodejstvii korrupcii: Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 25 dekabrja 1996 g. № 273-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 28 dekabrja 2008 g. № 52(ch.1). St.6228.

7. O Sledstvennom komitete Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon Ros-sijskoj Federacii ot 28 dekabrja 2010 g. № 403-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 03 janvarja 2011 g. № 1. St. 15. St.6

8. Ob operativno-rozysknoj dejatel'nosti: Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 12 avgusta 1995 g. № 144. // Rossijskaja gazeta. 18 avgusta 1995 g. № 160.

9. Ob oruzhii: Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 13 dekabrja 1996 g. № 150-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 16 dekabrja 1996 g. № 51. St. 5681.

10. Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta MVD Rossii po ispolneniju gosudarstvennoj funkcii obespechenija v sootvetstvii s zakonodatel'stvom Rossijskoj Federacii gosudarstvennoj zashhity sudej, dolzhnostnyh lic pravoohranitel'nyh i kontrolirujushhih organov, bezopasnosti uchastnikov ugolovnogo sudoproizvodstva i ih blizkih: Prikaz MVD RF ot 21 marta 2007 g. № 281. // Bjulleten' normativnyh aktov federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti. 19 nojabrja 2007 g. №7.

11. Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Federal'noj sluzhby bezopasnosti Rossijskoj Federacii po ispolneniju gosudarstvennoj funkcii po obespecheniju gosudarstvennoj zashhity sotrudnikov organov federal'noj sluzhby bezopasnosti i ih blizkih: Prikaz FSB Rossijskoj Federacii ot 25 fevralja 2009 g. № 72. // Bjulleten' normativnyh aktov federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti. 25 maja 2009 g. № 21.

12. Ob utverzhdenii Instrukcii o porjadke osushhestvlenija vyplat v celjah vozmeshhenija vreda, prichinennogo v svjazi s vypolneniem sluzhebnyh objazannostej, sotrudnikam organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii ili ih blizkim rodstvennikam: Prikaz MVD RF ot 18 ijunja 2012 g. № 590.//Rossijskaja gazeta.15 avgusta 2012 g. №5859

13. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka: 72500 slov i 7500 frazeologicheskih vyrazhenij / Ozhegov S.I. [i dr.] - M.: AZ##, 1993.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Ugolovnyj Kodeks Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 13 ijunja 1996 g. № 63-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 17 ijunja 1996 g. № 25. St. 2954. St. 296.

15. Finansovoe pravo: Ucheb. posobie dlja vuzov / Pod red. prof. M.M. Rassolova. — M.; JuNITI-DANA, Zakon i pravo, 2001.

— • — Сведения об авторе

Алексей Юрьевич Афанасьев, адъюнкт адъюнктуры, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.