Научная статья на тему 'Проблемы современной науки и образования'

Проблемы современной науки и образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
7586
705
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ НАУКА / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПРОБЛЕМНЫЙ ВЕКТОР

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дякончук Алексей Олегович

В данной научной статье рассматривается вектор проблематики, актуальной в эпоху современности науки и образования. Исследователь акцентирует свое внимание на основополагающих проблемах, касающихся мировой науки, а также представляет собственную трактовку проблем современного образования. Проводится сравнительно-сопоставительный анализ проблем каждого из описанных векторов и прогнозируются вероятные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы современной науки и образования»

5. «Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей»: принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1990 года. [Электронный ресурс]. // Конвенции и соглашения. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/migrant.shtml/ (дата обращения: 10.01.2019).

6. Бауэр Е.А. Проблемы детей и подростков из иммигрантских семей в Германии / Е.А. Бауэр // Педагогика, 2008. № 1. C. 111-114.

7. Костин Р.А. Современные миграционные процессы и их тенденции в современном обществе. / Р.А. Костин, А.Ю. Лузанов // Регион. Политика. Социология. 2008. № 3. С. 129.

8. Погребицкая Е.М. Адапация детей-мигрантов в условиях образовательной организации / Е.М. Погребицкая // Пермский педагогический журнал, 2015. № 7. С. 10.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Дякончук А.О.

Дякончук Алексей Олегович — студент, кафедра программного обеспечения информационных технологий, факультет компьютерных технологий, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, г. Минск, Республика Беларусь

Аннотация: в данной научной статье рассматривается вектор проблематики, актуальной в эпоху современности науки и образования. Исследователь акцентирует свое внимание на основополагающих проблемах, касающихся мировой науки, а также представляет собственную трактовку проблем современного образования. Проводится сравнительно-сопоставительный анализ проблем каждого из описанных векторов и прогнозируются вероятные пути их решения.

Ключевые слова: мировая наука, современное образование, глобализация, проблемный вектор.

Начало нового тысячелетия ознаменовало собой целую волну нововведений и реформ, прокатившихся по всему миру. Примечательно то, что в этот самый масштабный за всю мировую историю феномен были вовлечены практически все страны мира, за исключением лишь тех государственных формаций, кто слишком далек от цивилизации. Однако этот процесс полиморфен, то есть протекает в различных векторах, не оставляя ни один из них нетронутым: усиление промышленности, индустриальный переворот, экономические возвышения, политические воззрения, -абсолютно все сферы человеческой жизнедеятельности за два десятилетия оказались подвергнуты данному явлению, не говоря уже об образовательной, научной и профессионально-деятельностной отраслях [4, с. 34]. И данная научная работа посвящена рассмотрению проблем современной науки и образования.

В качестве отправной точки данной работы можно выбрать утверждение о том, что современная мировая наука, несмотря на огромное количество ее достижений, все же имеет некоторые фундаментальные и первостепенно важные в свете современности проблемы. Так, следует указать на то, что на сегодняшний день учёные несут большую ответственность перед будущим за своевременное и, что немаловажно, компетентное ориентирование в сложнейшем комплексе постоянно меняющихся проблем, поскольку именно это выступает в качестве ключевого аспекта в их решении. Рассмотрим кратко каждую из этих проблем по отдельности.

Современная наука тесно взаимосвязана с интенсификацией углубления разделения труда на международном уровне. Поскольку пока основными факторами производства являются природные ресурсы, их наличие занимает соответствующее место среди необходимых материальных условий жизни человечества. Отсюда следует, что ресурсосбережение - научная проблема, причём одна из наисложнейших, альтернативы которой нет [4, с. 36]. В новом свете представляется теперь и мальтузианство как учение о перенаселении планеты. Человечеству угрожает в первую очередь не дефицит продовольствия, а дефицит невосполнимых ресурсов, в т. ч. энергетических. Задача науки заключается в том, чтобы указать, как беречь и максимально эффективно использовать в планетарном масштабе природные факторы, определяющие уровень производства продуктов питания, и при нынешних его способах можно будет свободно прокормить, по подсчётам учёных, вдесятеро больше людей, чем нынешнее население Земли [9, с. 37].

Одной из проблем современной науки, тормозящих научный процесс, является тот факт, что большая часть исследований научного характера не публикуется на английском языке, а это приводит к тому, что исследования остаются неизвестными для широкой публики [7, с. 48]. Еще одна немаловажная проблема науки современности - финансирование. Проведение любого научного исследования требует финансовой поддержки для организации материально-технической базы исследований, а также оплата труда научных работников. Неимение таковой зачастую сводит стремления ученых к нулю [1, с. 68]. Особым образом необходимо осветить такую проблему, которая заключается в том, что ученые, преследуя сенсационные результаты своих работ, приносящих финансовую прибыль, публикуют паранаучные результаты, что приводит к намеренной фальсификации исследований [5, с. 98]. Отсюда проистекает еще одна проблема - проблема современной системы рецензирования, базирующаяся на том, что в ходе этого процесса регулярно пропускаются фальсификации и недочеты работ, что, в свою очередь, также является следствием несоответствия научной и доказанной ученым действительного за его желаемое [11, с. 767].

Теперь, когда нами освещены основные проблемы современной мировой науки, следует рассмотреть проблематику социального института, обеспечивающего таковую - института образования. Современность показывает нам неумолимые тенденции в мировом обществе: наличие высшего, а то и не одного, образования не гарантирует достойного уровня жизни и профессиональной самореализации [3, с. 196]. Данная фундаментальная проблема обусловливается целым комплексом факторов. На сегодняшний день по всему миру довольно распространенной является практика, согласно которой некоторые люди попросту не хотят работать по профессии в связи с отсутствием вакантных мест или же низким уровнем заработной платы на них. Это с легкостью подтвердят тенденции роста частоты обращений в бюро трудоустройств. Другие же, напротив, работают исключительно по специальности, однако место ими было получено «по знакомству», что сокрушительным образом влияет на добросовестную конкуренцию [6, с. 9]. Но есть и третья сторона, представители которой попросту открывают свое дело, существуя как предприниматели, среди которых, важно отметить, множество людей с высшим образованием, которые зачастую открывают бизнес, не связанный с вектором их профессиональной компетенции. Казалось бы, высшее образование абсолютно потеряло свою актуальность в эпоху глобалистического капитализма. Однако это далеко не так.

Глобализация, ознаменовавшая себя входом человечества в новое тысячелетие, изменила не только структуру самого общества, но и мышления, сознания представляющих его индивидов. И если раньше это было не особо заметно, то с началом 2000-х годов можно наблюдать, что западное общество входит в тенденцию «больше-дальше-больше» [8, с. 153]. Под этим фактом подразумевается реакция самого социума на вносящиеся изменения в их жизни. Миллионы производящих и

95

обслуживающих предприятий, сотни тысяч нововведений, тысячи новых вакантных мест совместно с увеличивающейся в своих масштабах демографической ситуацией сыграло на том, что «общество вошло в стадию нео-капиталистического развития» [10, с. 17]. Но если исчезнет или хотя бы на несколько критериев ослабнет институт высшего образования, мир столкнется с большой проблемой, которая нанесет сокрушительный удар по всей мировой экономике - весь мир попросту останется без специалистов, профессионалы в многочисленных отраслях исчезнут как популяция, а наука, следовательно, весь мировой прогресс полностью остановит свою деятельность.

Помимо представленной выше информации, имеются две немаловажные и достаточно актуальные на сегодняшний день проблемы мирового образования: труднодоступность и слабая популяризация. Труднодоступность обусловливается, прежде всего, тем, что престижные ВУЗы мира полностью коммерциализированы, и сумма обучения для многих желающих обучаться в них является достаточно большой, что вынуждает либо брать кредиты на обучение, либо не поступать вовсе [2, с. 35]. И вторая проблема берет свое начало от первой - вследствие труднодоступности образование теряет свою популярность, что пагубным образом отражается не только на самом престиже образования, но и на воспроизведение научного прогресса, первоисточником которого оно выступает.

Таким образом, принимая во внимание описанное нами выше, можно сделать некоторые выводы. Современная наука обладает целым рядом проблем широкого профиля, решение которых не только является труднодостижимым и крупномасштабным, но и крайне необходимым. Поскольку наука является единственным двигателем мирового прогресса, человечество обязано приложить максимум усилий для поиска наиболее оптимальных решений этих проблем. Более того, нельзя оставлять без внимания смежный с мировой наукой институт образования, решение проблем которого в большей мере достижимо, поскольку может быть детерминировано рядом реформ, осуществляемых на взаимовыгодных основаниях, при которых образование, не теряя престижа, значимости и авторитета и набирая обороты популярности, станет более доступным в финансовом и практическом плане.

Список литературы

1. Атаева Г.И., Турдиева Г.С. Общие проблемы мировой науки // Наука, образование и культура, 2018. С. 68-69.

2. Бештоков М.В. Социализация в компьютерно-интерактивной социальной системе: образование проблем и проблемы образования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2016. № 10. С. 32-36.

3. Блохина С.В., Варламов В.О. О проблемах образования, целевом образе «школы будущего», информатизации и перспективных информационных технологиях образования // Известия ЮФУ, 2007. № 5 (77). С. 195-200.

4. Гребенюк В.В., Евсеев Е.Т. Наука информационного общества в условиях глобализации исторического процесса // Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета, 2005. С. 34-37.

5. Гринченко С.Н. Является ли мировая наука «организмом»? // Biocosmology - neo-Aristotelism, 2014. № 2 (4). С. 94-101.

6. Ревина Е.В. О доверии к высшему образованию: экономический взгляд на проблему // Управление экономическими системами, 2015. № 11 (83). С. 28.

7. Рябкова С.А. Возникновение и основные проблемы вхождения концепции устойчивого развития в мировую политику и науку // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2010. С. 47-50.

8. Семьянинов В.П., Семьянинов П.В. О тенденциях глобализации // Социально-экономические явления и процессы, 2014. С. 152-158.

9. Слюсарянский М.А. Проблемы интеллектуального труда в современном обществе // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки, 2013. № 19 (46). С. 36-42.

10. Anderman E.M. The Challenges of Teaching and Learning about Science in the 21st Century: Exploring the Abilities and Constraints of Adolescent Learners. Las Vegas: Columbus Press, 2014. 50 p.

11. Kaptan K. Challenges for Science Education // Social and Behavioral Sciences, 2012. № 51. P. 763-771.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.