Научная статья на тему 'Массовая культура и её влияние на различные сферы жизни общества'

Массовая культура и её влияние на различные сферы жизни общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
18256
586
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / POP CULTURE / ЦЕННОСТИ / VALUES / ОБЩЕСТВО / SOCIETY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Канищев Кирилл Валерьевич, Назимова Алина Сергеевна

Массовая культура форма культуры, господствующая среди большинства населения, характеризующаяся невысокими качественными признаками, ориентацией на «среднего человека». Данная статья посвящена изучению и анализу влияния, которое массовая культура оказывает на различные сферы общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Массовая культура и её влияние на различные сферы жизни общества»

CULTURE

Pop culture and its influence on different spheres of society Kanishchev K.1, Nazimova A.2 (Russian Federation) Массовая культура и её влияние на различные сферы жизни общества Канищев К. В.1, Назимова А. С.2 (Российская Федерация)

1Канищев Кирилл Валерьевич /Kanishchev Kirill - студент, факультет бизнеса и менеджмента;

2Назимова Алина Сергеевна / Nazimova Alina - студент, факультет социальных наук, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, г. Москва

Аннотация: массовая культура - форма культуры, господствующая среди большинства населения, характеризующаяся невысокими качественными признаками, ориентацией на «среднего человека». Данная статья посвящена изучению и анализу влияния, которое массовая культура оказывает на различные сферы общества.

Abstract: pop culture is a form of culture, prevailing among the majority of the population and characterized by low quality features, focusing on the "middle man ". This article is devoted to the research and analysis of the influence that popular culture has on different spheres of society.

Ключевые слова: культура, массовая культура, ценности, общество. Keywords: culture, pop culture, values, society.

Ярким примером массовой культуры является создание «индустрии Голливуда» и появление таких жанров кино, как ужасы, боевики, сериалы. Подобная продукция ориентирована на массового потребителя, жаждущего «хлеба и зрелищ», не ставящего перед собой целью задуматься, осмыслить происходящее на экране. Так называемые «голливудские» фильмы - один из самых распространенных и опасных инструментов влияния на сознание людей за всю историю человечества.

Массовая культура стала одной из неотъемлемых составляющих современной нам эпохи. Это явление наложило свой отпечаток на все сферы жизни общества, и мы предлагаем проследить, как именно изменила массовая культура уклад человечества.

Массовая культура оказывает большое влияние на политическую сферу жизни общества. Прежде всего, она приобщает индивида к сложившейся системе общественных отношений, не побуждает бунтовать против неё [1]. При помощи СМИ идёт приобщение граждан к политике, повышается уровень политического участия граждан (многие печатные издания крайне политизированы, именно их чтение зачастую является основой для формирования собственного мнения индивида).

Однако вследствие распространения влияния массовой культуры политика воспринимается через образы (имидж, стереотипы). Отсутствует полное понимание политических процессов, представление о политике формируется под влиянием PR, рекламы, агитации. Велика вероятность распространения ложных сведений, введения граждан в заблуждение при помощи СМИ и других инструментов (вспомним скандал, вызванный появлением в 90-х гг. XX в. фото «сербского лагеря смерти», которые оказались подделкой, однако сыграли немаловажную роль в обвинении Сербии в уничтожении мирного населения) [2].

Среди экономических последствий массовой культуры нельзя не отметить стимулирование технического прогресса, доступность, дешевизну продукции (вследствие её стандартизированности), а, следовательно, возможность удовлетворить потребности беднейших слоев населения и, как результат, повышение уровня жизни во всех уголках

земного шара (к примеру, за последние десять лет экономический рост некоторых стран Африки, расположенных ниже пустыни Сахара, составил более семи процентов).

Массовая культура проповедует необходимость и важность развития технологий производства, технических нововведений. Так как большинство исследователей сходятся во мнении, что массовая культура зародилась в США (стране, где прагматизм и технологичность возведены в ранг основных ценностей), то с распространением массовой культуры распространяются и технологические новшества.

Одним из последствий влияния массовой культуры на экономическую сферу жизни общества является отсутствие стимулирования производства уникальной и качественной продукции. Фирмы заинтересованы в максимизации прибыли, в том числе через увеличение масштабов производства. Вследствие этого потребителю предлагается однородная продукция, что, безусловно, нельзя охарактеризовать положительно.

Огромное влияние оказала массовая культура и на социальную сферу. Массовая культура распространяется в какой-то мере на каждого жителя планеты, и её продукты однородны, следовательно, массовая культура выступает интегрирующей силой, сближает народы, способствует глобализации.

Массовая культура стирает границы между классами, т. к. она универсальна и ориентирована на каждого, независимо от социального положения. Таким образом, это способствует снижению уровня социальной напряженности в обществе.

Распространение массовой культуры вызвало резкое повышение уровня патриотизма наций. Отдельные культурные общности стали отстаивать право на национальную самобытность, борясь с всеобщей унификацией (вспомним политику Украины по восстановлению значимости украинского языка как одну из мер возрождения национального самосознания).

Среди отрицательных социальных последствий массовой культуры следует упомянуть пассивное восприятие действительности индивидом, консерватизм, ориентацию не на реальность, а на образы (рекламные, теле-, радио-), конформизм как основной тип поведения личности, нежелание и неспособность изменять существующий общественной порядок и устранять недостатки в нём.

Хотя временем рождения массовой культуры принято считать середину 20 века, стоит считать, что отдельные её черты можно увидеть и до этого времени. По этой части можно привести цитату русского философа А. И. Герцена, который говорит о том, что масса (народ) - тормозящая сила, не дающая обществу развиваться прогрессивно: «Он держится за удручающий его быт, за тесные рамы... Он даже новое принимает в старых одеждах...». Масса сопротивляется нововведениям, страшится нового. Это препятствует развитию общества по пути прогресса.

Пожалуй, самый заметный отпечаток наложила массовая культура на духовную сферу жизни общества. Массовая культура при использовании нехитрых инструментов (типичные образы, стандартизированные сюжеты) помогает индивиду лучше ориентироваться в современном мире, получить представление о взаимоотношениях между людьми (пусть и примитивное).

Массовая культура через арт-культуру дает обществу возможность приобщиться к культуре более высокого уровня. Копируя и перенимая достижения и образцы элитарной культуры, массовая культура распространяет их, популяризует через СМИ, киноискусство, другими способами.

Стоит отметить и то, что благодаря распространению массовой культуры беднейшие слои населения приобрели возможность пользоваться плодами высокого искусства.

Также нельзя забыть об общем повышении уровня грамотности населения (мы считаем, что немалую роль в этом сыграла именно массовая культура).

Но большинство специалистов отмечает, что негативных последствий этого явления больше, чем позитивных. Известный социолог, исследователь массовой культуры Х. Ортега-и-Гассет писал: «Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь насчет

собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду» [3]. Всеобщая универсализация, стандартизация убивают высокое искусство, в котором общество попросту не нуждается.

Продукты духовной деятельности человека в обществе массового потребления ориентированы, прежде всего, на удовлетворение первичных потребностей. Происходит переоценка ценностей: постмодернизм - господствующее философское направление в эпоху массовой культуры - провозглашает принцип наслаждения как основной цели искусства. Все на свете относительно, нет ни «хорошего», ни «плохого» искусства, утверждают постмодернисты, руководствуясь принципом отрицания иерархичности ценностей.

Искусство идет по пути коммерциализации. Оно направлено не на нравственное совершенствование личности, а на удовлетворение потребностей, базовых инстинктов, его задача - развлечь, а не предоставить «пищу для размышлений».

Нельзя не отметить намечающуюся тенденцию отрицания таких ценностей, как целомудрие, патриотизм, семья. Целомудрие объявляется нравственной неполноценностью, патриоту противопоставляется космополит - «гражданин мира», институт семьи переживает глубокий кризис.

Очевидно, влияние массовой культуры на общественную жизнь будет только расширяться. Это имеет свои как позитивные, так и негативные последствия. Наша задача -предотвратить негативное влияние массовой культуры, ограничить дальнейшее разложение искусства, превращение его в инструмент удовлетворения базовых потребностей. Необходимо изменение ценностей массовой культуры, внедрение идеалов культуры более высокого уровня, возможно, «миксация» массовой культуры с элитарной (культурой с более высокой базой ценностей).

Литература

1. Ильин А. Субъектность внутри массовой культуры // Знание. Понимание. Умение, 2008. № 4.

2. Ривели М. А. Архиепископ геноцида. Монсеньор Степинац, Ватикан и усташская диктатура в Хорватии 1941-1945, 2011. С. 244.

3. Ортега-и-ГассетX Восстание масс, 1929. С. 311.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.