Научная статья на тему 'Совершенствование корпоративной культуры государственной корпорации Росатом'

Совершенствование корпоративной культуры государственной корпорации Росатом Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1030
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ РОСАТОМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Полетков М.А., Логвенчева Е.С.

В статье рассматриваются некоторые элементы корпоративной культуры государственной корпорации РОСАТОМ и даются рекомендации по её совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование корпоративной культуры государственной корпорации Росатом»

Полетков Максим Анатольевич

студент магистратуры кафедры управления персоналом и кадровой политики

РГСУ leirs@rambler.ru

Логвенчева Елена Сергеевна

преподаватель кафедры управления персоналом и кадровой политики

РГСУ

e-mail: elena_log@inbox.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ РОСАТОМ

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые элементы корпоративной культуры государственной корпорации РОСАТОМ и даются рекомендации по её совершенствованию.

Ключевые слова: корпоративная культура, государственная корпорация РОСАТОМ.

Качество корпоративного управления сегодня является наиболее чувствительной проблемой для многих российских компаний. Современный мир и современные правила жизни диктуют свои правила, в свою очередь каждая организация создает у себя какой-либо свод законов (локальные нормативные акты) и правил (положений). В одном из таких «правил» рассказывается о корпоративной культуре. При поступлении на работу в государственную корпорацию РОСАТОМ любого сотрудника просят ознакомиться с кодексом этики служебного поведения работников «Госкорпорации РОСАТОМ». Обеспечить высокие стандарты корпоративного управления на практике достаточно трудно. Поэтому, принятие собственного кодекса корпоративного поведения - один из способов обеспечения информационной открытости и публичности компании, для которой соблюдение высоких стандартов корпоративного поведения является средством повышения привлекательности компании.

Главная цель кодекса ознакомить сотрудников с ценностями государственной корпорации. В его задачи входит укрепление деловой репутации корпорации. Так же кодекс направлен на снижение рисков нарушений связанных с законодательными и этическими принципами поведения принятых не только в мировом сообществе, но и в корпорации.

Госкорпорацией «Росатом» были сформулированы единые корпоративные ценности: «На шаг впереди», «Ответственность за результат», «Эффективность», «Единая команда», «Уважение» и «Безопасность». Тем самым корпорация готова двигаться вперед вместе со своими сотрудниками, нести ответственность за результат, а главное обещает безопасность не только своим сотрудникам, но и жителям планеты. Корпорация отождествляет себя со

своими сотрудниками как единую команду, у которой есть общие цели, единое мышление.

Чтобы оценить уровень корпоративной культуры, мною был проведен опрос среди моих коллег, цель опроса узнать, как сотрудники относятся к корпоративной культуре, выявить возможные требования к критериям организационной культуры. Большинство сотрудников оказались не в курсе, что на предприятии есть кодекс этики служебного поведения работников, но абсолютно все при этом были ознакомлены с ценностями РОСАТОМА и принимали их как свои.

Опрос показал, что не многие сотрудники высоко ценят соблюдение временного распорядка и поощрение за это, но так же почти все ответили, что им приходится задерживаться на работе, в силу того, что они работают с регионами и разница в часовых поясах дает о себе знать.

Так же был задан вопрос об адаптации сотрудников: 22% процента опрошенных нуждались в помощи недолго, примерно месяц, что говорит о том, что новые сотрудники очень быстро овладели профессиональными навыками. Однако еще 22% работников помощь требовалась более 3 месяцев, не исключено, что они не смогли сразу полностью овладеть своей профессией. Но все опрошенные отвечали, что отношения в коллективе у них сложились сразу, что различия по возрасту, полу, статусу, должности, опыту и интеллекту только помогали новым сотрудникам.[5]

В корпорации РОСАТОМ организовано наставничество с целью адаптации вновь принятых работников, повышения квалификации инженерных, конструкторских и управленческих кадров, организаций практик и условий для дальнейшего трудоустройства студентов. По результатам наставничества решаются дальнейшие перспективы стажера. Ответственность за адаптацию нового работника несет руководитель подразделения. Рассмотрим работу по адаптации на примере предприятия РОСАТОМ - Акционерного общества «Ордена Ленина Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники имени Н. А. Доллежаля» (НИКИЭТ). В момент поступления нового сотрудника происходит его знакомство с коллективом, ознакомление в профкоме НИКИЭТ с основными направлениями социальной политики, ознакомление с правилами трудового распорядка и нормативными документами, действующими на предприятии в целом и в подразделении. При необходимости руководитель подразделения проводит собеседование с работником по итогам адаптации.

Также в структуре РОСАТОМ организуются действия и процедуры, направленные на обучение персонала, переквалификацию. В АО НИКИЭТ применяются следующие виды обучения: - групповое очное; -индивидуальное очное; -работа в проекте; -работа с наставником.

Формы обучения бывают: внешнее и внутреннее, так же - групповые и индивидуальные. Внутреннее обучение в процессе работы может проходить в двух формах: на рабочем месте и вне рабочего места. Обучение на рабочем месте включает метод усложняющихся заданий, производственный инструктаж, а к обучению вне рабочего места относится проведение деловых игр, разбор конкретных производственных ситуаций, формирование групп по обмену опытом, проведение конференций. В случае отсутствии возможности обучения в РФ существует возможность обучения за границей. При оценке эффективности обучения используется принцип мониторинга целей и результатов.[2]

На предприятии АО НИКИЭТ работает совет молодежи, под патронажем которого проводятся различные мероприятия. Структура деятельности совета делится на следующие направления:

1. Культурно-массовое направление, задачей которого является:

• повышение уровня корпоративной культуры;

• наращивание социальной привлекательности работы в коллективе;

• формирование сплоченности коллектива;

• укрепление имиджа АО «НИКИЭТ» как единой семьи;

• сохранение преемственности традиций;

• укрепление внутрикорпоративных связей.

Основной концепцией реализации задач направления является развитие у работников духа братства и единства команды при помощи:

■ вовлечения в разнообразные культурно - образовательные программы

■ вовлечения в досуговые мероприятия;

■ экскурсионных программ;

■ корпоративных выездов.

2. Научно-производственное направление выполняет следующие функции:

• оказание помощи молодым работникам в освоении профессии и приобретении навыков практической работы, способствующих ускорению научного и карьерного роста, а также содействие молодежи в повышении квалификации;

• участие в организации и проведении научно-технических конференций, семинаров, лекций, технических туров, экскурсий для ознакомления молодежи с передовыми достижениям отечественной и зарубежной науки и техники в рамках специализации предприятия;

• проведение мероприятий по укреплению производственной дисциплины, общественного порядка, воспитание у молодежи чувства личной ответственности за порученное дело;

• участие в организации и проведении конкурсов профессионального мастерства молодежи по производственным специальностям.

3. Спортивное направление, которое решает следующие задачи:

• популяризация спорта в АО «НИКИЭТ» и пропаганда здорового образа жизни

• организация спортивных мероприятий и турниров по основным видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол, настольный теннис);

• выделение помещений и оборудование залов для занятия основными видами спорта

Сотрудники государственной корпорации с удовольствием принимают участие в различных корпоративных мероприятиях, проводимых, как в отрасли в целом, так и в разных организациях отрасли. Одним из самых популярных методов сплочения коллектива является тимбилдинг, который широко распространен в государственной корпорации.[1] Его примерами могут служить спортивные соревнования, совместные игры и выездные культурные мероприятия на свежем воздухе, конкурсы и т.д.

Так в прошлом году в учебно-методическом центре «Голицыно» прошел семинар тренинг «КОМАНДОВАНИЕ». Он был направлен на развитие навыков группового взаимодействия и понимание принципов командной работы. Молодые специалисты из разных подразделений НИКИЭТ смогли не только познакомиться друг с другом, но и получили опыт сотрудничества в достижении общих целей. На тренинге они учились согласованно действовать, брать на себя ответственность за часть общекомандной работы. Каждый старался внести свой вклад в общий результат, ведь не секрет, что для умения работать в команде немалую роль играют взаимовыручка и взаимопомощь.

Практически на всех предприятиях корпорации имеются свои спортивные команды по различным видам спорта. Спортивные соревнования организуются, как внутри каждой организации, так и в целом по отрасли. Например, в мае 2016 года чемпионат РОСАТОМа по футболу прошел в г. Глазов Удмуртской республики. Сотрудники корпорации принимают участие в Международных спортивных играх трудящихся и спартакиадах работников атомной энергетики и промышленности «Атомиадах».

Даже для самых маленьких организован проект «КисК1ёБ». Этот проект организован Госкорпорацией «Росатом» для детей работников атомной отрасли. Его задачи - укрепление дружеских связей между детьми сотрудников атомных предприятий России и зарубежных стран, развитие новых традиций культурного взаимодействия и детского творчества, а также популяризация атомной энергетики среди подрастающего поколения.

Для пропаганды своей корпоративной культуры РОСАТОМ проводит множество внешних конкурсов и публичных мероприятий. Так благодаря популярной телеигре «Что? Где? Когда?» вся страна знает, что «РОСАТОМ -корпорация знаний». А общественный совет Госкорпорации «Росатом» ежегодно проводит открытый публичный конкурс среди общественных и некоммерческих организаций по разработке и реализации социально значимых проектов. Конкурс направлен на поддержку инициатив некоммерческих организаций по созданию и поддержанию комфортной социальной среды на территориях расположения объектов атомной отрасли. [3]

Сотрудники государственной корпорации гордятся историей отрасли, в которой работают. На многих предприятиях отрасли существуют музеи,

посвященные их созданию и функционированию. Однако музея, рассказывающего об истории всей отрасли в целом, пока не существует. В 2015 году в выставочном зале Манеж в городе Москве РОСАТОМ проводил выставку, посвящённую 70-летию отрасли. Выставка имела огромный успех у посетителей, на ней были выставлены личные вещи «отцов-основателей» отрасли, рассекреченные архивные документы, экспонаты, макеты реакторов, АЭС и ледокола, собранные с предприятий отрасли и государственных музеев страны. Среди тематических блоков - «Уран и урановая геология», «Реакторы Ф-1, А-1 и оружейный плутоний», «Первая в мире АЭС», «Атомный ледокол «Ленин» и другие. По итогам выставки можно сделать вывод, что отрасли остро не хватает своего музея. [4]

Современный музей может рассматриваться с двух сторон: как структурное подразделение государственной корпорации, призванное не только собирать, хранить и изучать историческое наследие отрасли, но и формировать внутреннюю корпоративную культуру организации, и как исторически сложившаяся институция, имеющая свой собственный «фирменный стиль». В ракурсе корпоративной культуры можно будет выделить три направления развития музея: информационное обеспечение, интерпретация собраний и разработка внешних атрибутов музея, определяющих его имидж. Музей будет осуществлять миссию хранения и презентации исторического наследия отрасли, а так же выполнять функции транслятора корпоративной культуры во внешнюю среду.

Список литературы

1. Глазков К.Ю Димитрова Е.О., Логвенчева Е.С. Щукина С.Н. Методы разрешения конфликтов с руководителем в социальной практике // Новое поколение. 2015. № 8. С. 65-71.

2. Дуплий Е.В.Секретарь и офис менеджер как профессия для информационного обслуживания управления//Материалы Афанасьевских чтений. -2015. -Т. 1. -№ 13. -С. 131-137.

3. Кириллов А.В., Мельничук А.В., Мельничук Ю.А. Управление организационной культурой в современных российских корпорациях.//Социальная политика и социология. 2014. Т. 2. № 4-1 (105). С. 270-285.

4. Крюкова Е.М. Апробация методики использования индекса эффективности системы управления.//Сервис в России и за рубежом. 2012. № 9 (36). С. 91-107.

5. Логвенчева Е.С. Анализ разнообразных форм адаптации молодых специалистов // Материалы Ивановских чтений. 2015. № 4. С. 155-160.

6. Бондалетов В.В. Молодежные общественные объединения: теория и методология исследования. Социальная политика и социология. 2010. № 5 (59). С. 72-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.