Научная статья на тему 'Влияние недостаточной освещенности при естественном и искусственном освещении на здоровье обучающихся'

Влияние недостаточной освещенности при естественном и искусственном освещении на здоровье обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1651
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗРЕНИЕ / ЕСТЕСТВЕННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / VISION / NATURAL AND ARTIFICIAL LIGHTING / HEALTH OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Слабышева В.Д., Панова А.В.

Рассмотрено влияние недостаточной освещенности при естественном и искусственном освещении на здоровье обучающихся, доказано влияние освещения на самочувствие, настроение и продуктивность школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF INSUFFICIENT LIGHT AT NATURAL AND ARTIFICIAL LIGHT ON THE HEALTH OF STUDENTS

The influence of insufficient light at natural and artificial light on the health of students, proved the influence of lighting on health, mood and productivity of students.

Текст научной работы на тему «Влияние недостаточной освещенности при естественном и искусственном освещении на здоровье обучающихся»

УДК 613.955

ВЛИЯНИЕ НЕДОСТАТОЧНОЙ ОСВЕЩЕННОСТИ ПРИ ЕСТЕСТВЕННОМ И ИСКУССТВЕННОМ ОСВЕЩЕНИИ НА ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В. Д. Слабышева, А. В. Панова Научный руководитель - Н. Г. Черкасова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: 5hat@bk.ru

Рассмотрено влияние недостаточной освещенности при естественном и искусственном освещении на здоровье обучающихся, доказано влияние освещения на самочувствие, настроение и продуктивность школьников.

Ключевые слова: зрение, естественное и искусственное освещение, здоровье обучающихся.

THE INFLUENCE OF INSUFFICIENT LIGHT AT NATURAL AND ARTIFICIAL LIGHT ON THE HEALTH OF STUDENTS

V. D. Slabysheva, A. V. Panova Scientific supervisor - N. G. Cherkasova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: 5hat@bk.ru

The influence of insufficient light at natural and artificial light on the health of students, proved the influence of lighting on health, mood and productivity of students.

Key words: vision, natural and artificial lighting, the health of students.

Зрение - это бесценный дар, подаренный нам природой. «Ничто не может быть страшнее, как потерять зрение,— это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира», писал А. М. Горький. Человек с помощью зрения получает 90% информации. Быстрое ухудшение зрения - одна из самых серьезных проблем во всем мире. По данным Всемирной организации здравоохранения состояния здоровья подростков и детей в России - серьезная проблема. Пик ухудшения состояния здоровья ребенка приходится как раз на школьный период от 7 до 17 лет. Среди первоклассников нарушение зрения имеют 4% детей, а среди выпускников уже 40%.

Факторов, которые приводят к нарушению зрения достаточно много. Важнейшее значения для гигиены зрения имеет правильное освещение. Постоянный недостаток света при работе может привести к нарушению зрения. Так как ученики проводят большую часть дня в школе, где влияние компьютера и телевизора сведено до минимума, мы предположили, что недостаточная освещенность школьных помещений может быть причиной ухудшения зрения школьников.

Школы в нашей стране рассчитаны для обучения детей, входящих в разные возрастные группы. Так в младшей школе обучаются еще совсем маленькие дети, а в средней и старшей уже постарше. Поэтому требования и нормы, предъявляемые для класса, будут отличаться в зависимости от того, какого возраста здесь будут обучаться дети.

Чтение, письмо и другая работа, выполняемая на близком расстоянии и работой высокой точности, связаны с высокой нагрузкой на глаза. При длительном воздействии такой нагрузки, происходит нарушение зрения, возникают болезненные ощущения [5].

Секция «Экология человека и обеспечение комфортных условий жизнедеятельности»

Стоит отметить, что неправильно организованной уровень освещенности в любом помещении школы будет негативным образом влиять на психику, здоровье и успеваемость каждого школьника. Поэтому чтобы уровень освещённости был оптимальным, были разработаны специальные нормы и требования [1]. В регламентирующей документации прописаны нормы и требования для двух типов освещения: естественное; искусственное.

Естественное освещение под собой подразумевает свет, исходящий от солнца в ясную или пасмурную погоду в вечерние, утренние или дневные часы. Но бывают ситуации, когда естественное освещение не способно на оптимальном уровне создать требуемый по нормам уровень освещенности. В такой ситуации нормы регламентирующей документации предписывают использовать искусственный тип подсветки.

Для создания искусственной подсветки существуют следующие требования к ее организации:

- для рабочего места любого школьника должен создаваться оптимальный уровень освещенности. Такие требования предъявляются для каждого школьного помещения (класса, спортзала, столовой, коридора и т.д.);

- отсутствие слепящего и мерцающего эффекта;

- равномерное распределение светового потока по площади помещения;

- свет должен быть рассеянным и без резких теней;

- быть безопасным для детей и не изменять химические свойства воздуха, т.е. создавать экологически чистым осветительными приборами и источниками света (например, светодиодное).

Классные комнаты и кабинеты должны выполнять следующие требования и нормы:

- освещаться теплым светом. Причем это требование более актуально для классов начальной школы;

- расположение осветительных приборов должно выбираться на основании геометрии помещения, угла рассеивания света и уровня яркости;

- равномерное освещение помещения;

- для освещения можно использовать светодиодное или люминесцентное освещение;

-отношение наименьшей освещённости в классах не должно превышать 0,5. Минимальной

степени освещенности составляет 150 люкс. При этом максимальный уровень подсветки в классах должен находиться на уровне 750 люкс.

При этом особое внимание здесь нужно уделить школьной доске. Это связано с тем, что работа школьника в классе предполагает выход его к доске. Для комфортного пребывания школьника возле доски здесь должны быть соблюдены следующие требования:

- полное исключение слепящего эффекта;

- создание светового потока, который позволяет комфортно и удобно обозревать текст и графики с любой точки класса;

- независимости осветительных приборов от других типов электроприборов;

- экономичность светильников;

- минимальный уровень создаваемого осветительными приборами шума.

Специфическим раздражителем для зрительного анализатора, в состав которого входят сетчатка, зрительные пути и зрительный центр в затылочной доле мозга, является свет. Световые лучи, идущие от предметов, оптической системой глаза фокусируются в центральной ямке сетчатки, вызывая зрительные ощущения [4].

По данным Департамента охраны материнства, детства и санитарного обеспечения Министерства здравоохранения, за 10 лет обучения у школьников зрение ухудшается в среднем вдвое. Автором проведены измерения освещенности создаваемой при естественном и искусственном освещении. А также изучены материалы медицинских карт, предоставленные с разрешения администрации медицинским работником школы. Результаты показали, что если в начальной школе только у 3% детей имеются нарушения зрения, то в 3-4 классе эта цифра увеличивается до 10%, в 7-8 классе - 16%, а среди старшеклассников - примерно 20% близоруких. Кроме того, с первого по пятый урок, снижение остроты зрения происходит у 13% учащихся с нормальным зрением, и у 30% школьников с миопией. Последние устают гораздо быстрее, тем более при низ-

кой освещенности. Значительно улучшить эти показатели, а также увеличить работоспособность и уменьшить утомляемость можно с помощью качественного освещения в классах [2].

Поскольку освещение влияет на самочувствие, настроение и продуктивность школьников, важно, чтобы оно было правильным. Согласно результатам оценки влияния освещения по разным показателям, проведенным автором, и рекомендациям Philips, освещение в учебных заведениях должно соответствовать таким минимальным характеристикам:

- в учебных классах должен быть нейтральный белый свет - 4000 К, минимальная освещенность - не менее 300 люкс;

- в зонах отдыха - теплый белый свет - 2700 К-3000 К;

- индекс цветопередачи в школе должен быть не менее 80 Ra;

- окружающие стены, потолок и пол должны быть окрашены в светлые цвета;

- коэффициент пульсации светильников не должен превышать 15% [3].

Библиографические ссылки

1. Денисов Э. И. Оценка профессионального риска для здоровья в системе доказательной медицины // Бюллетень Научного Совета «Медико-экологические проблемы работающих». 2005. № 3.С. 37 - 42.

2.http://econet.ru/articles/106008-energoeffektivnoe-osveschenie-v-shkole-pochemu-eto-tak-vazhno-dlya-detey.

3.http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/09/25/proekt-issledovanie-svetovogo-rezhima-shkolnyh-kabinetov.

4. Овечкин И.Г., Першин К.Б. Функциональная коррекция зрения. СПб.:. АСП, 2003. 97 с.

5. Артюнина Г. П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Академический Проект; Фонд "Мир", 2015. 776 с.

© Слабышева В. Д., Панова А. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.