Научная статья на тему 'Понятие и принципы гражданского общества'

Понятие и принципы гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4793
468
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИДЕЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / IDEA OF CIVIL SOCIETY / ПОНЯТИЕ "ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО" / CONCEPT CIVIL SOCIETY / ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / PRINCIPLES OF CIVIL SOCIETY / ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / MAIN BEGINNINGS OF CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аракелян Элина Рубеновна

В статье рассматриваются и обобщаются сложившиеся представления о категории «гражданское общество». Предлагается авторская конструкция понятия «гражданское общество», выделяются основные принципы гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT AND PRINCIPLES OF CIVIL SOCIETY

The developed ideas of the category "civil society" are considered and generalized. The author's design of the concept "civil society" is offered. The basic principles of civil society are allocated, their characteristic is offered

Текст научной работы на тему «Понятие и принципы гражданского общества»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Э. Р. Аракелян

ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В статье рассматриваются и обобщаются сложившиеся представления о категории «гражданское общество». Предлагается авторская конструкция понятия «гражданское общество», выделяются основные принципы гражданского общества.

Ключевые слова: идея гражданского общества, понятие «гражданское общество», принципы гражданского общества, основные начала гражданского общества.

Обобщая сложившиеся представления о гражданском обществе, отличающиеся не только формулировками, но и подходами к пониманию самой природы исследуемого явления [4, с. 20; 7, с. 7], можно сделать следующие выводы. Отдельные авторы представляют гражданское общество как совокупность отношений в обществе (К. С. Гаджи-ев); другие рассматривают его как некую саморегулирующуюся, негосударственную общественную реальность (А. А. Галкин, И. И. Кравченко, К. А. Струсь, Ю. А. Красин); третьи понимают под гражданским обществом совокупность лиц или негосударственных институтов (А. М. Ми-гранян, В. А. Затонский, И. Шапиро, Г. В. Осипов); четвертые, используя структурный метод, определяют гражданское общество с точки зрения его сложной внутренней самоорганизации (В. В. Лысенко, А. Д. Хлопин); пятые полагают, что рассматривать гражданское общество следует с позиций деятельностного подхода (А. С. Автономов). Ряд ученых предлагает рассматривать гражданское общество в качестве определенного, наиболее качественного уровня развития социума (С. А. Авакьян, С. Н. Шевердяев, Н. И. Мату-зов). По мнению других исследователей (В. В. Ло-косов, А. И. Будов), понятие «гражданское общество» содержит в себе большую идеологическую нагрузку, включается в структуру общественного сознания и призвано осмысливать и санкционировать происходящие в стране перемены.

В настоящее время переход к информационному обществу, развитие различных форм социальной активности и демократии, процессы глобализации возродили интерес к необходимости широкого осмысления происходящих в социуме явлений. Безусловно, первоначальное представление о гражданском обществе как «борьбе всех против всех» кануло в Лету. Сегодня гражданское общество - это продукт естественного развития человечества, выражающийся в особом характере экономических, духовных, нравственных ус-

ловий жизни, способствующий свободной реализации не только частных, но и публичных интересов, достижение которых возможно в процессе действенных социальных коммуникаций, которые строятся на основе равенства, свободы и справедливости.

Гражданское общество, как и общество вообще, представляет собой самоорганизующуюся систему поведения и взаимодействия людей друг с другом, связанных общностью интересов, национальными и культурными традициями, особенностями экономики, моральными, религиозными, правовыми ценностями [5, с. 48]. При этом гражданское общество постоянно развивается, расширяются коммуникации людей, их разнообразных объединений, организаций. Не следует забывать, что не существует единого для всех гражданского общества. В каждой стране оно имеет свои отличительные черты. Вместе с этим есть нечто общее, что позволяет определить гражданское общество как систему жизнедеятельности самых различных личностей, сферу личной свободы, ограниченную только определенными социальными нормами (в первую очередь, моральными, затем правовыми). При этом для гражданского общества, как и для любой другой динамично развивающейся системы, характерно сосуществование «прагматического и иррационального, закономерного и случайного, которое проявляется через деятельность личностей в процессе удовлетворения своих интересов, осуществления субъективных прав и юридических обязанностей, интересов и дарований» [8, с. 137].

Применительно к российской действительности стоит помнить, что институты гражданского общества пока не стали реально работающей, достаточно массовой и стабильной структурой, где учитывались бы такие ценности человека, как свобода, независимость, ответственность. Именно эти качества более всего оказывают влияние на общественную жизнь. Решение проблемы становления

Трибуна молодого ученого

и развития гражданского общества в России требует учета опыта, истории мысли, как отечественной, так и зарубежной [2, с. 384], и в особенности регулятивного потенциала права и государства.

Исходя из приведенных выше рассуждений, представляется вполне разумным предложить свою собственную дефиницию гражданского общества.

Гражданское общество - это совокупность негосударственных структур, институтов, обеспечивающих коммуникации в политической, экономической, правовой, семейной, культурной, духовной жизни с целью удовлетворения потребностей человека.

Для более глубокого понимания гражданского общества необходимо обратиться к его принципам, определяющим основные тенденции в построении такого общества. Чем точнее и детальнее будут определены правовые принципы, регулирующие общественные отношения, тем скорее будет достигнуто гражданское общество.

Основываясь на существующих представлениях о гражданском обществе, можно сделать вывод, что ведущее место в системе его принципов должно занимать реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. «Без прав человека нет демократии, не будет гражданского согласия» [3, с. 4]. Объем этих прав органично вплетается в общественные отношения, выступая нормативной формой выражения меры свободы индивида, упорядочивая отношения между индивидами, координируя их поступки и деятельность, предотвращая противоречия, противоборства, конфликты. В современном мире только подлинное обеспечение прав и свобод человека и гражданина способно установить справедливый баланс интересов частного и коллективного, личности и общества, общества и государства.

Гражданское общество немыслимо без экономической свободы. Базой для реализации этой свободы личностью выступает свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности. Экономическая свобода личности позволяет индивиду быть относительно независимым от других людей в удовлетворении своих потребностей и интересов, желаний и устремлений, а именно - свободно определять свое место жительства, сферу деятельности, поддерживать достойный уровень жизни.

Трудно представить функционирование институтов гражданского общества вне правового государства, которое создает условия для взаимной ответственности между личностью и государством при приоритете прав и свобод человека и гражданина. В таких взаимоотношениях возрастает активность и инициатива институтов гражданско-

го общества, направленная на удовлетворение собственных интересов, выступающая существенным фактором для ограничения пределов государственной власти и повышения самодеятельности различных групп и объединений граждан.

Гражданское общество не реально без свободы мысли и слова, так как «право иметь свои собственные мысли, убеждения, мнения является неотъемлемым для каждой свободной личности... Идеологическое многообразие, выступающее одной из незыблемых основ гражданского общества (курсив мой. - Э. А.), предполагает наличие множества мнений, то есть различных взглядов, суждений на события общественной жизни, которые имеют равное право на существование» [ 1, с. 107]. На основе этого принципа создаются условия для свободного использования и получения гражданами достоверной информации.

В основе активного участия граждан в общественной жизни лежит существование конкретной культурной программы. Люди, подчиненные культурным установкам, «не будучи альтруистами, преследуют только "просвещенные" личные интересы, то есть такие интересы, которые не противоречат интересам общества. Такая ситуация предполагает солидарность, доверие и терпимость в обществе. Это позволяет сдерживать оппортунизм, то есть такое поведение, когда общие интересы приносятся в жертву личным целям» [10, с. 88]. Создавая общую атмосферу доверия и искореняя произвол, общественные отношения, построенные на культурной основе, способствуют более благоприятному инвестиционному климату, граждане проявляют больше понимания и терпения друг к другу.

На деятельность субъектов гражданского общества важное влияние оказывает независимое правосудие. Суд защищает права индивида от произвола государства и давления «арифметического большинства». Будучи независимым органом государства, суд может противопоставить себя деятельности органов и учреждений государства и институтов гражданского общества, когда они выходят за пределы законов, правовых норм. Тем самым суд ограничивает государство, содействуя развитию демократических начал [9, с. 281]. Кроме этого, решая споры, поддерживая социальные нормы в обществе, заставляя добросовестно выполнять контракты, взыскивая долги и налоги, запрещая недобросовестную конкуренцию, пресекая монополистическую практику, наказывая противоправные деяния, суды укрепляют социальную стабильность в обществе, «способствуют становлению богатой и экономически стабильной страны» [11, с. 20].

Кроме вышеперечисленных, есть и другие принципы (условия), характеризующие граждан-

Философия права, 2014, № 3 (64)

ское общество. Среди них следует отметить: сознательное участие в управлении государственными и общественными делами; наличие в обществе прочного правопорядка, незыблемой законности и конституционности; утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни; развитие системы самоуправления народа; последовательное расширение и укрепление в экономике, политике, культуре, науке, социальной сфере принципов реальной демократии.

Вряд ли можно перечислить все принципы гражданского общества. Однако следует попытаться создать хотя бы «рабочие наброски» системы принципов такого общества. Конечно, представленная нами схема этого весьма сложного, многоаспектного явления упрощает и огрубляет действительность, но ею можно пользоваться в качестве инструмента дальнейшего познания.

Итак, к принципам гражданского общества следует относить: 1) обеспечение прав и свобод человека и гражданина как государственными, так и негосударственными способами; самозащита политическими средствами, моральными установками, религиозными нормами, социальными условиями и так далее; 2) экономическая свобода, многообразие форм собственности как средство обеспечения экономической свободы и независимости человека вообще; 3) демократический характер власти; 4) реально существующее правовое государство; 5) политическая демократия; 6) свобода слова и независимость средств массовой информации; 7) взаимная ответственность государства и граждан при приоритете в их взаимоотношениях прав и свобод человека и гражданина; 8) эффективная социальная политика; 9) определенный тип культуры, называемый демократической культурой, основанной на уважении частных прав и интересов, причем не только собственных,

но и интересов других людей; 10) обеспечение безопасности граждан, государства и общества в целом как основа реализации всех остальных условий; 11) независимое правосудие.

Литература

1. Институт прав человека / под ред. Г. Н. Ком-ковой. Саратов, 1998.

2. Мотрошилова Н. В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов. М., 2010.

3. Политика. Власть. Право / под ред. С. А. Комарова. СПб., 1999.

4. Струсь К. А. Государство и гражданское общество: проблемы правового взаимодействия в России. СПб., 2005.

5. Струсь К. А. Специфика правовой политики в сфере формирования гражданского общества // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2009. № 4.

6. Струсь К. А. Государство и гражданское общество: проблемы правового взаимодействия в России: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003.

7. Струсь К. А. Гражданское общество и государство: генезис идеи и современная Россия // Новая правовая мысль. 2003. № 2.

8. Струсь К. А. Элементы гражданского общества // Вопросы современной юриспруденции: материалы XXVII Международной заочной научно-практической конференции. Новосибирск, 2013.

9. Чиркин В. С. Основы сравнительного го-сударствоведения. М., 1997.

10. Putnam R., Leonardi R., Nanetti R. Making Democracy Work: Civic Traditions in Modern Italy. 1993. № 4.

11. The Political Role of Law Courts in Morben Democraties. L., 1998.

Т. А. Ромас

ФЕНОМЕН ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ И ПРАВА

Автор, сравнивая западную и российскую духовную культуру, обнаруживает возможность аксиологического подхода к феномену индивидуальности. В статье анализируется автономия индивидуальности как способность индивида к самотворчеству, тесно связанная с художественным творчеством. Диалогическая этика и право дают возможность для взаимной трансформации общего, особенного и единичного в культурно-антропологическом контексте.

Ключевые слова: индивидуальность, личность, культура, ценности, автономия, диалогическая этика, диалогическое право.

Актуальность выбранной нами темы заключается в необходимости решения проблемы использования творческого потенциала личности и инди-

видуальности для саморазвития российского человека в социокультурном контексте, в контексте теории и практики коммуникативного дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.