Научная статья на тему 'Физическое воспитание - элемент общекультурного развития личности'

Физическое воспитание - элемент общекультурного развития личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
705
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
Физическое воспитание / личность / физическая культура / практическая деятельность / профессионализм / психологопедагогический анализ / Physical education / personality / physical training / practical work / professionalism / psychological and pedagogical analysis

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакиров А. Р., Вильнер Б. С., Лобкис В. Е.

Физическое воспитание часть интегрального воспитания личности, в настоящее время стало неотъемлемой частью жизни людей. Необходимость философского, социологического, культурологического, психолого-педагогического анализа проблемы физического воспитания как элемента общей и социальной культуры студентов с целью выполнении ими своих функций в практической деятельности на высоком профессиональном уровне в реализации линии «патриотизм-профессионализм-порядочность» представляет особый интерес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION - ELEMENT GENERAL CULTURAL DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL

Physical education part of the integral education of personality, has now become an integral part of life. The need for philosophical, social scientists acteristic, cultural, psychological and pedagogical analysis of problems of physical education as part of general and social culture of the students in order to carry out their functions in practice at a high professional level in the line of patriotism, professionalism, decency, of particular interest

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание - элемент общекультурного развития личности»

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - ЭЛЕМЕНТ ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Шакиров А. Р., Вильнер Б. С., Лобкис В. Е.

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнёва, г. Красноярск Красноярский государственный торгово-экономический институт,

г. Красноярск,

Дальневосточный государственный технический университет,

г. Владивосток, Россия

PHYSICAL EDUCATION - ELEMENT GENERAL CULTURAL DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL

Shakirov, R. A., Vilner, B. S., Lobkis V. E.

Siberian state aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Krasnoyarsk Krasnoyarsk state trade and economic Institute, Krasnoyarsk, Far Eastern state technical University, Vladivostok, Russia

Аннотация. Физическое воспитание - часть интегрального воспитания личности, в настоящее время стало неотъемлемой частью жизни людей. Необходимость философского, социологического, культурологического, психолого-педагогического анализа проблемы физического воспитания как элемента общей и социальной культуры студентов с целью выполнении ими своих функций в практической деятельности на высоком профессиональном уровне в реализации линии «патриотизм-профессионализм-порядочность» представляет особый интерес.

Summary. Physical education - part of the integral education of personality, has now become an integral part of life. The need for philosophical, social scientists - acteristic, cultural, psychological and pedagogical analysis of problems of physical education as part of general and social culture of the students in order to carry out their functions in practice at a high professional level in the line of patriotism, professionalism, decency, of particular interest.

Ключевые слова. Физическое воспитание, личность, физическая культура, практическая деятельность, профессионализм, психологопедагогический анализ.

Keywords. Physical education, personality, physical training, practical work, professionalism, psychological and pedagogical analysis.

Проблема физического воспитания человека является одной из ключевых в поликультурном развитии личности. Особенно актуальна она стала сейчас, в эпоху кардинальных общественных преобразований в

основных сферах человеческой деятельности материальной, духовной, общественно-политической и социальной, проводимых в целях оптимизации современной социокультурной ситуации.

Последнее важно потому, что идущие в стране реформы носят во многом противоречивый характер, следствием чего стало подавление положительной мотивации деятельности личности, связанной с нарушением прежних общественных идеалов и заполнением этого вакуума так называемой «масс-культурой» Запада, со всеми вытекающими для отечественной культуры, в целом, и каждой конкретной личности последствиями.

Сказанное справедливо и для такой актуальной сферы как обучение в высших учебных заведениях, где формирование личности студента в процессе воспитания, в том числе и физического, приобретает особо важное значение. И не последнюю роль в ней должен сыграть духовно-нравственный компонент, что имеет свои истоки в культуре древних эпох.

Отсюда - необходимость философского, социологического, культурологического, психолого-педагогического анализа проблемы физического воспитания как элемента общей и социальной культуры студентов с целью выполнении ими своих функций в практической деятельности на высоком профессиональном уровне в реализации линии «патриотизм-профессионализм-порядочность».

Каковы истоки появления проблемы физического воспитания как элемента общекультурного развития личности? Они восходят к моменту начала цивилизованного развития человека, прошедшего первоначальную фазу борьбы за свое выживание и перешедшего к усовершенствованию как орудий труда, так и своей природы. Последнее связано, прежде всего, с совершенствованием физических качеств индивида, от которых во многом зависело решение проблемы существования рода "человек". Ведь историческая обусловленность физического воспитания человека от материальных условий его существования, уровня развития производительных сил, где человек является его главным элементом, стала, в конечном счете, главной детерминантой эволюции материальной и духовной культуры как социума, так и каждого его члена.

Рассматривая проблему происхождения физической культуры, мы придерживаемся точки зрения, культивируемой в монографиях известного отечественного ученого Н.И. Пономарева и венгерского ученого Л. Куна, в основе которой лежит положение о том, что физическая культура является частью общей культуры человечества.

Здесь наглядно прослеживается диалектическое единство категорий «единичное», «общее (всеобщее), «особенное» в их материализованном выражении, выступая или отходя на задний план в конкретных исторических условиях, что важно при рассмотрении явления с точки зрения его субъектно - объектной характеристики, каковым является личность в системе поликультурного воспитания на уровне формировании ее физических качеств. С этой точки зрения представляется интересным вопрос о приоритете труда и игр, где, по нашему мнению, первичным является труд,

создающий материальную основу для его имитации, каковой в известной мере является игра.

В то же время, игра может оказать и оказывает обратное воздействие на изменение форм организации труда, его характер, а возможно, и содержание. К тому же игра может быть воспринята и как труд (если речь идет о спортивном состязании) в случае профессиональных занятий спортом со всеми вытекающими из этого последствиями.

Правда, в последнем случае отходит на второй план момент духовного развития личности спортсмена, уступая место материально-прагматическому, а физическое воспитание сводится в этом случае к сугубо силовым проявлениям, лишенным какой-либо одухотворенности.

Однако же физическая культура и спорт относятся к тем видам деятельности, где духовное и материальное начала нерасторжимы, таким образом, данный вид деятельности является синтетическим, носящим сквозной характер. То же можно сказать и о медицинской деятельности, несущей в своей основе сильное гуманистическое начало, основы которого были заложены, как и в системе физического воспитания, в античную эпоху. Хотя следует при этом сказать, что вся система физического воспитания рабовладельческого, феодального, капиталистического обществ была направлена на достижение результата, связанного с получением типа человека, годного для удержания власти и завоеваний.

Особенно характерной эта линия была на заре рабовладельческого общества в Месопотамии, Вавилоне, Персии, Египте, Индии, Китае. Она не изменилась и в более позднюю эпоху древнегреческой культуры, породившей спартанскую и афинскую систему физического воспитания, синтез которых, на наш взгляд, составляет гармонию физического и духовного начала в человеке. Физическая культура средних веков, несмотря на трудности и сложности ее развития, сделала определенный шаг вперед в сравнении с рабовладельческим обществом.

Это детерминировано тем, что в условиях средневековье народные массы начинают принимать активное участие в развитии физических упражнений и игр, создавая порой самобытные системы физического воспитания. Этот опыт помог в значительной степени становлению и формированию современных видов спорта в последующие столетия. А гуманизм и реформация эпохи Возрождения определил дальнейшие пути становления и развития буржуазной системы воспитания в целом и физического воспитания, в частности. В ее реформирование заложили серьезные основы такие мыслители эпохи Просвещения, как Р. Малкастер, Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци.

В эпоху Нового времени распространение и развитие физического воспитания и спорта происходило в условиях больших социальных противоречий. Погоня за максимальной прибылью сопровождалась массовым обнищанием народных масс и ухудшением их здоровья и физического состояния. Вместе с тем именно в этот период господствующий класс становится заинтересованным в развитии физического воспитания и спорта среди народа, это обусловливалось потребностью буржуазии в

сильных, предприимчивых людях для укрепления своего политического и экономического господства. Создается много новых передовых систем для осуществления данной идеи, в том числе и в области физического воспитания (система Кингсли-Арнольда в Англии).

Другая цель, преследуемая буржуазным обществом, формирующим личность молодого человека, - отвлечение его от политической борьбы, подготовка к военной службе, получение доходов от спортивных соревнований и другие. Своеобразная экстраполяция этих целей наблюдается в настоящий момент в России, имеющей богатые духовные традиции воспитания личности, в том числа и физического.

Известно, что русский, украинский, белорусский народы сохранили свои самобытные форма физического воспитания, не допуская чужеземного влияния, именно этим традициям и обязаны в настоящий момент наличием нашей своеобразной духовной и физической культуры, в частности, таких видов единоборств как самбо, рукопашный бой, вольная борьба, широко культивирующиеся в различных возрастных группах населения и потому носящие сквозной характер.

В этом плане известен такой памятник педагогической литературы второй половине XVII в., как книга учёного монаха Епифания Славинского «Гражданство обычаев детских», (умер в 1676 г.). Автор впервые классифицировал игры на пригодные и вредные для воспитания молодежи, дал педагогический анализ многим гимнастическим упражнениям, сделал попытку определить место физического воспитания в системе образования детей, проследить его связь с умственным и нравственным воспитанием, эти идеи, как и идеи Авиценны, изложенные им в книге «Канон врачебной науки», получили дальнейшее развитие в отечественной медицинской и педагогической литературе.

Данная тенденция нашла свое выражение в период подъема русской науки и культуры, педагогики, анатомии, медицины, что способствовало дальнейшему развитию научнотеоретических и педагогических основ физического воспитания. Так, русский просветитель И.Л. Новиков в последней четверти XVIII в. в своих педагогических трудах рассматривает три составные части воспитания: физическое, нравственное, умственное. Ему также принадлежит и термин «физическое воспитание». В 1765 г. академик А.П. Протасов в учёном собрании Российской Академии наук выступил с двумя докладами - «О физическом воспитании детей» и «О необходимости движения для сохранения здоровья».

Большое значение для науки о физическом воспитании, особенно ее философского и педагогического осмысления, имели труды А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. В них доказывалась идея гармонического развития умственных, нравственных и физических сил человека. В этом плане интересны и труды русских врачей Е.А. Покровского и Е.М. Дементьева. В 1884 г. Е.А. Покровский опубликовал книгу «Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России», а Е.М. Дементьеву принадлежат такие работы, как «Гимнастика, или Игры» и «Физическое воспитание юношества в отношении к

современной системе школьного воспитания». Но особенно большую роль в развитии отечественной науки о физическом воспитании сыграл П.Ф. Лесгафт.

Говоря о духовном начале в физическом воспитании русского народа В. Г. Белинский писал, что «в играх и забавах русского народа со всей силой проявляются ... простодушная новость его нравов, богатырская сила и широкий размах его чувств».

Подводя итог сказанному, необходимо заметить, что именно создание стройной системы физического воспитания в системе непрерывного образования "школа-колледж-техникум-ПТУ-вуз" в гармонии с духовным развитием личности даст возможность избежать одностороннего подхода в реализации цели сохранения культурного наследия государства и общества, его приумножения.

Это, в свою очередь, создаст предпосылку формирования профессиональных качеств личности по линии «интерес-потребность-профессия» в интересах государства, общества, конкретной личности. Именно при таком подходе в результате усилий различных структур, преследующих цель всестороннего , гармонического развития личности , возможен творческий подход к реализации своих физических и духовных возможностей в любом виде деятельности, в том числе в повседневной жизни, являющейся составной частью физического воспитания, с целью целенаправленного применения его результатов в их самобытном варианте в том числе и для выпускников вузов.

Проблема физического воспитания и профессионального образования в реализации поликультурной идеи формирования гармонически развитой личности сложна и многоаспектна и вряд ли сказанное в данной статье хоть в какой-то мере дает общую картину поднятой проблемы организации обучения будущих специалистов в системе физического воспитания личности. Думается, сказанное в определенное мере применимо и для обучения различным видам спортивных единоборств, игр, давая возможности обучаемому и обучающему осмыслить свои действия как с традиционных, так и самобытных позиций, что является определенным вкладом как в теорию спортивной науки, так и в ее прикладную часть.

Сп

^ Список литературы

1. Пономарёв, Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. - М., 1970.

2. Белинский, В. Г. Избранные сочинения. - М., 1974.

3. Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М., 1982.

4. Агафонов, Э.Б. Борьба дзюдо. - Красноярск, 1997.

5. Бибик, С. Рукопашный бой. - Красноярск, 1991.

6. Родионов, А.П. Бокс. Что это такое? - Красноярск, 1969.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.