Научная статья на тему '17. 2. Особенности профессионального самоопределения воспитанников социозащитных учреждений'

17. 2. Особенности профессионального самоопределения воспитанников социозащитных учреждений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
372
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / САМООЦЕНКА / ОСОБЕННОСТИ / АКТИВНОСТЬ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / SOCIAL ORPHAN HOOD / SELF-ESTEEM / ESPECIALLY / THE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лебедева Н. В.

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся профессионального самоопределения воспитанников социозащитных учреждений, а также особенности развития личности ребенка, оставшегося без попечения родителей и влияние этих особенностей на профессиональное самоопределение. Показана специфика условий воспитания в социозащитных учреждениях и процесс профессионального самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESPECIALLY PROFESSIONAL SELF FOSTER SOTSIOZASCHITNYH AGENCIES

This article discusses issues related to self-determination of students pofessionalnogo sotsiozaschit-nyh agencies, as well as features of personality development for children left without parental care, and the influence eih features on professional self-determination. The specificity of the conditions of education in sotsiozaschitnyh institutions and process of professional self-determination.

Текст научной работы на тему «17. 2. Особенности профессионального самоопределения воспитанников социозащитных учреждений»

17.2. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ СОЦИОЗАЩИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Лебедева Н.В., преподаватель кафедры психологии и педагогики, Институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов социальной защиты города Москвы Контакты автора: Lebedeva1512@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся профессионального самоопределения воспитанников социозащитных учреждений, а также особенности развития личности ребенка, оставшегося без попечения родителей и влияние этих особенностей на профессиональное самоопределение. Показана специфика условий воспитания в социоза-щитных учреждениях и процесс профессионального самоопределения.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, социальное сиротство, самооценка, особенности, активность

ESPECIALLY PROFESSIONAL SELF FOSTER SOTSIOZASCHITNYH AGENCIES

Lebedeva N.V., Professor of Psychology and Pedagogy, Institute of retraining managers and specialists of social protection of the city of Moscow

Annotation. This article discusses issues related to selfdetermination of students pofessionalnogo sotsiozaschit-nyh agencies, as well as features of personality development for children left without parental care, and the influence eih features on professional self-determination. The specificity of the conditions of education in sotsiozaschit-nyh institutions and process of professional selfdetermination.

Keywords: professional self-determination, social orphan hood, self-esteem, especially, the activity

Выбор профессии - вопрос сложный и ответственный. Сложный потому, что профессий в современном мире множество, а выбрать нужно одну. Ответственный, потому что выбор может повлиять на всю жизнь в целом и в конечном итоге определить ее как удавшуюся или нет.

Сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределения. Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Если же попытаться развести их, то можно выделить следующие два принципиальных отличия:

1) «профессиональное самоопределение» - понятие более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); «личностное самоопределение» - это более сложное понятие (диплом «на лич-

ность», по крайней мере, психически здоровым пока еще людям не выдают);

2) профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благополучных) условий, а личностное самоопределение - от самого человека, более того, кому-то проявить себя по-настоящему (герои появляются в переломные эпохи).

По мнению одного из ведущих специалистов в области психологии труда Е.А. Климова, профессиональный выбор определяется восемью основными факторами. Это: позиция старших, семьи; позиция сверстников; позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т.д.); личностные профессиональные и жизненные планы; способности и их проявления; притязание на общественное признание; информированность о той или иной профессиональной деятельности; склонности.

Уточним соотношение первых трех факторов в профессиональном самоопределении. Л.Д. Столяренко отмечает, что большинство молодых людей согласуют свои профессиональные планы и с родителями и с друзьями (под влиянием друзей могут за компанию идти в то или иное учебное профессиональное учреждение).

С помощью методики «Изучение профессиональных намерений старшеклассников» установлено влияние школы, учителей на профессиональное самоопределение подростков. В экспериментальной группе принимали участие 116 респондентов (60 школьников из семьи и 56 воспитанников Социально-реабилитационного центра Московской области «Подросток»),

Таблица 1.

Информация о профессиях, получаемая подростками в школе (в %)

Категория подростков Дали ответ Не получают информацию от учителей 1 Іолучают информацию от учителей

дети из семьи 80 41 39

воспитанники СРЦ МО «Подросток» 90 60 30

Анализ данных таблицы №1 показывает, что воспитанники социозащитного учреждения получают информацию от учителей в ходе учебно-воспитательного процесса: 15% подростков - на уроках труда, 9% - у школьного психолога, 6% - на других уроках, то есть только 30% информации по профессиям воспитанники получают в школе.

Количество детей из семьи, получающих знания о профессиях в школе, составило 39%. Источником информации служат уроки экономики (12%), истории (9%), географии (8%), другие уроки (10%).

Но влияние родителей сильнее, чем влияние учителей. Причем, если уровень образования матери или профессиональный статус отца достаточно высоки, это больше способствует тому, что выбор детей согласуется с их мнением по поводу выбора профессии.

А что делать ребенку, если он не имеет перед собой положительного примера собственных родителей? Если он относится к категории «социального сиротства», т.е. его родители живы, но лишены родительских прав? Если опыт проживания в своей семье имеет только негативные воспоминания, и он в силу сложившихся обстоятельств должен проживать в специализированном учреждении? В таком случае основная роль психолого-педагогической поддержки при профессиональном самоопределении принадлежит взрослым, которые находятся рядом: психологи, педагоги, воспитатели и практически все сотрудники данного заведения.

Всем специалистам, работающим с детьми данной категории необходимо знать и учитывать особенности личностного развития ребенка, оказавшегося без попечения родителей. Эти дети проходят свой, особый путь развития. И первое, что необходимо отметить, это низкий уровень инициативности и самостоятельности, их пассивное и безразличное отношение ко всему окружающему.

Неумение выделить себя и неразвитость самосознания у этих детей проявляются в эмоциональной глухоте, в отсутствии ярких переживаний и в ограниченности внутренней жизни. Все эти особенности являются результатом отсутствия любви к ребенку и дефицита личностного общения. Таким образом, дети, растущие в дефиците внимания со стороны взрослых, отличаются неразвитым самосознанием и неумением проявить себя в окружающем мире.

К подростковому возрасту, когда определяющим социальной ситуации развития становится общение с референтной группой (которое также характеризуется специфичностью в условиях закрытого учреждения), все искажения психического развития ребенка только усугубляются, накладываясь друг на друга с самого раннего детства.

Необходимо отметь специфические особенности социальных сирот старшего школьного возраста:

- неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;

- нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;

- низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;

- потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;

- неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;

- несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное;

- несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущих потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения);

- низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;

- склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению - злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.); это может служить своеобразной регрессивной формой психической защиты.

Необходимо также отметить, что - по результатам исследования в СРЦ МО «Подросток» за период 20082009 гг. из 56 респондентов (с применением методик ШТУР (школьный тест умственного развития), таблицы Шульте для исследования внимания, памяти Л. Тихомировой, методики «Шифровка» Слободяника Н.П. и др.) 55 детей, т.е. 98,2% воспитанников имеют педагогическую запущенность. Имея хроническую неуспеваемость по школьным предметам, эти дети часто отчаиваются, перестают верить в свои силы, не видят

своего будущего, живут одним днем, что создает весьма серьезные трудности при профессиональном самоопределении.

Дети старшего школьного возраста стоят на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, с другой - боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Эта двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью и собой.

Изучение специфики условий воспитания в социозащитных учреждениях показало, что в силу этой специфики на каждом возрастном этапе социальная ситуация развития вне семьи запускает иные механизмы развития и формирования личности ребенка. Соответственно, и процесс профессионального самоопределения в условиях воспитания вне семьи имеет свои особенности.

Необходимо отметить, что воспитанники социоза-щитных учреждений фактически ограничены в своем профессиональном выборе, они заведомо ориентированы на получение средне-специального образования и заранее знают те профессии, которым обучают в определенных лицеях и колледжах, в которых есть государственное обеспечение для детей данной категории.

У социальных сирот представления о своем будущем значительно сужены по сравнению с перспективой будущего у подростков из семьи, первые мало задумываются об отдаленном будущем, основные их желания связаны с сегодняшним днем.

Требования современного мира диктуют появление на рынке труда высококвалифицированных кадров, инновационные технологии начинают применять практически во всех отраслях. Каждый год в условиях интенсивного развития общества в высших учебных заведениях страны открываются новые факультеты, появляются новые специальности, число профессий, которые выбирает ребенок из семьи, на протяжении подросткового возраста увеличивается, в социозащит-ных же учреждениях с возрастом содержание называемых профессий все более начинает конкретизироваться. Дети, воспитывающиеся в семье более ориентированы на содержательную сторону выбираемой профессии и меньше задумываются о ее материальной стороне, к тому же они имеют возможность заниматься на различных подготовительных курсах, пользоваться услугами репетиторов, в то время как социальные сироты такой возможности не имеют.

Процесс профессионального самоопределения в различных условиях осуществляется по-разному. Суть отличий заключается в том, что у подростков, воспитывающихся в семье, вначале формируются некоторые идеальные представления о своей будущей профессии, которые впоследствии сменяются реальными, причем в ряде случаев возникают сложные, противоречивые отношения между теми и другими. В противоположность этому, у воспитанников социозащитных учреждений рано складываются реалистичные представления о своей будущей профессии, поэтому процесс профессионального самоопределения у них противоречив.

Хотя раннее и твердое самоопределение обычно считают фактором положительным, оно все же имеет свои недостатки. Анализируя непротиворечивость профессионального самоопределения у выпускников

социозащитных учреждений, можно понять, что она свидетельствует об отсутствии самоопределения как такового, что неблагоприятно скажется на всем ходе становления и развития личности в дальнейшем.

Гарантией прогрессивного профессионального развития является активность самого человека. Известно, что дети, принимающие участие в учебных и спортивных олимпиадах, соревнованиях, конференциях, проявляющие активность в разнообразных формах учебной деятельности, отличаются профессиональной зрелостью и более успешно развиваются в дальнейшем.

Важная предпосылка успешной самореализации человека в будущем - согласованная и непротиворечивая система ценностных ориентаций, жизненных целей. Продуктивная активность личности при планировании своего будущего зависит от эмоциональных факторов, основным из которых является удовлетворенность ходом своей жизни, что, конечно, никак нельзя отнести к социальным сиротам. Таким образом, успешное самоопределение характеризуется: активностью присвоения и осмысления социальных ценностей и собственных личностных смыслов, гибкостью, возможностью опробования различных социальных ролей. При анализе особенностей психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, мы видим обратную картину. Прежде всего, это касается сферы самосознания этих детей, для которого характерны следующие особенности: склонность избегать ответственности за выбор и передавать ее опекающему взрослому, наличие потребности в психологическом слиянии, стремление размыть границы собственного «Я». Неадекватная, одноплановая, заниженная самооценка, незначимость собственного Я, недоверие своему мнению, негативная Я-концепция в целом, а также субъективная значимость приспособленческой позиции, невысокий уровень притязаний, отсутствие мотивации к самореализации, локус контроля - все эти характеристики не способствуют успешному профессиональному самоопределению. Причем, все эти параметры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, например, локус контроля коррелирует со степенью социальной зрелости и активности, самоконтроля и принятия своего Я, с уровнем тревожности, уверенности в себе, настойчивостью в достижении целей и протяженностью временной перспективы.

Особенности самосознания влияют на характеристики деятельности и общения воспитанников социозащитных учреждений, проявляясь в неоптимальности процессов произвольной саморегуляции деятельности, неумении действовать в изменяющихся условиях, отсутствии переживания себя субъектом деятельности, отсутствии опыта социального взаимодействия. Все вышеперечисленные особенности детей, воспитывающихся вне семьи, могут стать факторами риска в его профессиональном самоопределении и дальнейшем профессиональном становлении.

Определенную значимость и актуальность представляют научно-практические подходы к проблеме медико-педагогической поддержки здоровья как важнейшего условия успешного жизненного самоопределения и социализации подрастающего поколения. Часто дети, поступающие в социозащитные учреждения страдают хроническими заболеваниями. Перед медиками стоят важные вопросы по лечению и устранению различных заболеваний у воспитанников, поэтому при организации поддержки профессионального самоопределения важно учитывать и медицинский аспект.

Подводя итог проблеме профессионального самоопределения воспитанников социозащитных учреждений, необходимо отметить, что перед педагогами и психологами данных заведений стоит решение следующих задач:

- создание условий для развития личности каждого подростка путем вовлечения в различные виды труда сообразно со способностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества;

- подготовка подростков, лишенных семьи, к трудовой деятельности в условиях различных форм собственности и конкуренции на рынке труда;

- развитие у воспитанников предприимчивости, самостоятельности, деловитости, ответственности, инициативности, стремления к разумному риску, честности и порядочности;

- формирование у выпускников профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мобильностью;

- создание условий для овладения современными экономическими знаниями, формирование экономического мышления, в том числе и включение их в реальные производственно-экономические отношения;

- воспитание культуры личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью(культура труда, экономическая, экологическая, правовая культура и т.д.)

Поэтому каждое социозащитное учреждение для детей и подростков нуждается в специальной программе психологической поддержки профессионального самоопределения воспитанников с учетом особенностей учреждения.

Список литературы:

1. Пряжникова Е.Ю. Профориентация : учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжни-ков. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения .-М., 2004.

3. Практикум по психологии профессиональной школы/ Под ред. Э.Ф. Зеера, Свердловск, 1990.

4. Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог»: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2009.

5. Конфликтные дети / Е.О.Смирнова, В.М. Холмогорова. -М.: Эксмо, 2010.

6. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы М.: Тривола, 1995.

7. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993.

8. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учебное пособие для студ. Высш. Учеб. заведений/ Л.Я. Олиференко, Т.И.Шульга, И.Ф. Дементьева. -3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

9. Бекасов О.Б. Анализ событийной структуры жизненного пути личности/ Гуманистические проблемы психологической теории, - М.: Наука, 1995.

10. Профессиональное и личностное самоопределение де-тей-сирот: Методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1999.

РЕЦЕНЗИЯ

Представленная на рецензию статья Н.В. Лебедевой «Особенности профессионального самоопределения воспитанников социозащитных учреждений» посвящена важной и актуальной проблеме профессионального

самоопределения детей, оставшихся без попечения родителей.

Проблема воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из актуальных проблем современного общества. В нашей стране разрешение данной проблемы находится в критическом состоянии: растет число неблагополучных семей,

увеличивается число так называемых социальных сирот, т.е. тех, чьи родители живы, но не желают в силу различных обстоятельств заниматься воспитанием своих детей. В таком случае социальные сироты переходят на попечение государства и попадают в социо-защитные учреждения. Развитие ребенка в условиях воспитания вне семьи, т.е. в данном учреждении, осуществляется иначе, чем в семье, и имеет свои специфические особенности. Так, социозащитные учреждения не всегда предоставляют условия для компенсации последствий психической депривации, что влечет за собой серьезные трудности в социализации и адаптации к жизни, построении собственной жизни воспитанниками социозащитных учреждений. В этом свете актуальность и новизна статьи Н.В. Лебедевой не вызывает сомнения.

Автор приводит данные своих опросов, согласно которым воспитанники социозащитных учреждений имеют трудности выбора профессии, профессионального самоопределения по сравнению с детьми, воспитывающимися в семье,

Н.В. Лебедева рассмотрела условия социальной ситуации развития данной категории детей, особо останавливаясь на особенностях личностного развития ребенка, которые и определяются данными условиями воспитания в государственном учреждении. Она также определила круг задач, которые необходимо решить педагогам и психологам, работающим с детьми в социозащитных учреждениях, решение которых возможно только в ходе разработки и апробации специальной программы психологической поддержки профессионального самоопределения воспитанников с учетом особенностей учреждения.

Таким образом, учитывая несомненную актуальность темы, степень проработанности проблемы, можно рекомендовать данную статью к опубликованию.

Рецензент д. психолог.наук,

профессор ИПК ДСЗН О.В.Краснова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.