Научная статья на тему 'Применение новых технологий при планировании затрат на содержание автомобильных дорог'

Применение новых технологий при планировании затрат на содержание автомобильных дорог Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
285
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Нехай Ким, Лебедь Анатолий, Глотов Андрей

Планирование затрат важная составляющая содержания автомобильных дорог. Ее значимость еще более возрастает на фоне общего неблагоприятного состояния, в котором ныне пребывает экономика дорожной отрасли. Между тем, в Краснодарском крае наработан опыт, позволяющий более эффективно планировать затраты на содержание региональных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение новых технологий при планировании затрат на содержание автомобильных дорог»

Применение новых технологий при планировании затрат на содержание автомобильных дорог

Ким НЕХАЙ, генеральный директор ГУ «Краснодаравтодор» Анатолий ЛЕБЕДЬ, заместитель генерального директора ГУ «Краснодаравтодор» Андрей ГЛОТОВ, директор ООО «Амстрад»

Планирование затрат — важная составляющая содержания автомобильных дорог. Ее значимость еще более возрастает на фоне общего неблагоприятного состояния, в котором ныне пребывает экономика дорожной отрасли. Между тем, в Краснодарском крае наработан опыт, позволяющий более эффективно планировать затраты на содержание региональных автодорог.

В условиях хронического не-доремонта автомобильных дорог главной целью ГУ КК «Краснодаравтодор» является обеспечение их сохранности и поддержание их транспортно-эксплуатационного состояния на достигнутом уровне. На первый план в этой ситуации выдвигаются вопросы надлежащего содержания автомобильных дорог. Это — круглогодичная комплексная задача, включающая в себя:

• работы по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода;

• профилактику и устранение постоянно возникающих мелких повреждений;

• организацию и обеспечение безопасности движения;

• зимнее содержание;

• озеленение дорог.

Успешное решение этой задачи достигается путем точного планирования финансовых затрат на содержание автодорог в привязке к каждому ее конструктивному элементу, необходимому объему работ с определенной цикличностью, — только таким образом можно добиться эффективного целевого использования средств краевого бюджета и осуществлять контроль за каждым вложенным рублем.

Основным способом реализации поставленной задачи является создание и постоянное совершенствование автоматизированной системы определения норматива денежных затрат по содержанию автодорог на основе точных методов расчета, управления проектом по содержанию дорог в течение всего года. Ядром этой автоматизированной системы является программный комплекс «Сметы в дорожном строительстве» (сертификат Госстроя России № РОСС RU.СП11Н00159 от 10.01.2005).

Данный процесс требует полнейшей автоматизации, поскольку управление таким глобальным проектом определяется его объемом, отслеживанием во времени и постоянным статистическим и сравнительным анализом по:

• протяженности сети региональных дорог (8919,9 км) и количеству мостов (581 общей протяженностью 22 848,1 пм);

• объектам содержания автодорог (713), объектам содержания мостов (248), мероприятиям по обеспечению безопасности движения (333) и озеленению (19);

• номенклатуре выполняемых работ с вариантами исполнения (более 700);

• наименованиям ресурсов (более 300);

• транспортным схемам централизованных и технологических перевозок (более 10 тыс.);

• конструктивным элементам дорог и мостов и их характеристикам (300 /1500 тыс. соответственно);

• вариантности назначения объемов работ (более 1 млн.) и т.д.

Планирование дорожных работ для определения норматива денежных затрат на содержание автомобильных дорог осуществляется по следующим статьям бюджета:

• содержание автомобильных дорог и сооружений на них;

• содержание мостов;

• мероприятия по обеспечению безопасности движения;

• озеленение автомобильных дорог

Номенклатура работ разрабатывается

в соответствии с требованиями заказчика ГУ «Краснодаравтодор». При этом учитывается весь комплекс необходимых работ в соответствии с Классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденной Минтрансом РФ.

Норматив финансовых затрат на содержание автодорог, дорожных сооружений и мостов определяется на основе алгоритма расчета, разработанного с учетом многолетнего опыта и статистических наблюдений и обеспечивающего единый нормативный подход ко всем объектам с учетом:

• условий расположения дорог (равнинные, горные);

• эксплуатационных категорий автодорог;

• состояния конструктивных элементов автодорог в течение сезона;

• назначенного уровня содержания автодорог — допустимого, среднего и высокого.

Единый нормативный подход устанавливает цикличность, правила определения объемов и условия выполнения конкретной работы в разрезе конструктивных элементов автодорог.

Алгоритм расчета объемов для каждой работы формируется с помощью редактора формул, позволяющего ссылаться на автоматизированную базу данных, содержащую информацию по элементам и их характеристикам, с привязкой к объекту содержания — автодороге.

Актуализация данных, с учетом изменений, происходящих в течение всего года с автодорогой в связи с выполнением на ней комплекса дорожных работ, изменяющих ее характеристики и характеристики конструктивных элементов, производится с помощью удаленного программного модуля базовой подрядной организацией, осуществляющей на контрактной основе содержание дороги. Это имеет центральное значение, так как при выполнении фактических объемов работ подрядной организацией и формировании отчетных документов по сдаче-приемке работ производится привязка объемов работ к конкретным конструктивным элементам автодорог. Этим достигается адресный учет выполнения работ по содержанию, что позволяет проводить анализ и выявлять статистические закономерности.

Анализ вариантов лимита денежных средств позволяет каждому объекту назначить индивидуальный уровень содержания. Как правило, для дорог с высокой интенсивностью движения уровень содержания соответствует среднему, а для дорог с низкой интенсивностью движения — допустимому. По результатам назначенных вариантов уровня содержания получаем итоговый норматив денежных средств на содержание автодорог и мостов.

И.

На основе полученных вариантов объемов работ по объектам содержания дорог и мостов, на уровни содержания (допустимый, средний и высокий) получаем три варианта лимита денежных средств на содержание.

ша

Норматив денежных затрат на содержание автомобильных дорог и мостов на 2006 г. составляет, соответственно, 1 044 558 тыс. рублей и 61 752 тыс. рублей. Однако при формировании доходной части бюджета целевого дорожного фонда в условиях жесткого дефицита производится его корректировка. В этих условиях особое значение приобретают процедуры корректировки объемов работ, обеспечивающие оперативный, справедливый и наг_ лядный

ПОДХОД.

Производится

назначение новых циклов выполнения работ, назначаются понижающие коэффициенты к нормативным объемам работ (варианты корректировок) для достижения утвержденного лимита бюджетных средств и устанавливается заказчиком пообъектный требуемый уровень содержания. Согласно последнему и выставляется начальная цена при раз-

—Ш2Т,

мещении государственного заказа на содержание дорог и мостов, и по результатам заключается государственный контракт с победителем.

В условиях дефицита средств было бы неправильным исключить из процесса планирования объемов работ по содержанию базовую подрядную организацию. Это она на протяжении десятилетий выполняла данные работы по объекту и знает его истинное сос-_ тояние. И потому последнее слово при корректировке должно остаться за ней: только она сможет на основе нормативных объемов работ опреде-1ЩЯ1 лить возможность откорректировать объемы с учетом состояния каждого элемента — так, чтобы при этом можно было достигнуть установленной оценки качества содержания автодорог

Следующий блок задач, оказывающий влияние на планирование денежных затрат, лежит в области ценообразования. Документом, регулирующим порядок ценообразования при разработке норматива и планового лимита затрат на содержание региональных автомобильных дорог общего пользования, дорожных сооружений и мостов, является «Порядок определения начальной цены заказчика ГУ КК «Красно-даравтодор» по дорожным объектам, финансируемым из целевого бюджетного дорожного фонда Краснодарского края».

При подготовке данного документа проводятся следующие расчеты:

• уровня заработной платы;

• стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов;

• тарифов на автоперевозки;

• стоимости дорожно-строительных материалов и т.д.;

А также производится сравнение с данными регионального центра по це-

нообразованию в строительстве «Ку-баньстройцена».

Наиболее важной задачей для заказчика в вопросах ценообразования является определение оптимальных транспортных схем. Ее решением являются зоны действия поставщиков и производителей дорожно-строительных материалов. Расчет стоимости материалов производится по каждому объекту от всей номенклатуры возможных поставщиков и с учетом различных вариантов поставок, в зависимости от мощности поставщика, вида перевозок, осуществляемых автомобильным и железнодорожным транспортом, отпускной цены. В результате получаем реальные доли поставок материалов на все объекты содержания.

Основным тормозом при определении норматива затрат на содержание автодорог ранее являлась разработка нормативной базы по содержанию с использованием современных технологий, материалов, техники.

Сегодня, в случае отсутствия в действующих сборниках сметных норм по предусматриваемым в проекте технологиям работ, выполняется разработка соответствующих фирменных сметных норм (ФСН), которые утверждаются департаментом по строительству Краснодарского края. Фирменные сметные нормы ГУ «Краснодаравтодор» разрабатываются с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами. Наша фирменная нормативная база основывается на нормативах государственного, отраслевого и территориального уровня с учетом особенностей содержания дорог, мостов, дорожных сооружений и требований заказчика.

ФСН отражают сложившиеся затраты на эксплуатацию дорожных и строительных машин и механизмов, технологию и организацию работ.

ФСН предназначены для применения подрядными организациями ГУ «Крас-нодаравтодор» на территории Краснодарского края, выполняющими работы по содержанию региональных автодорог общего пользования с привлечением средств краевого бюджета.

Во исполнение требований заказчика, принят следующий порядок разработки нормативной базы, используемой для расчета сметной стоимости, которая бы максимально отражала все технологические процессы и затраты при производстве работ по содержанию автодорог, дорожных сооружений и мостов на основе действующих государственных нормативных документов:

• анализ новых нормативных документов по содержанию автодорог —

Временные сметные нормы на работы по летнему/зимнему содержанию автодорог, на соответствие реально выполняемому технологическому процессу при содержании дорог;

• определение перечня работ, отсутствующих в нормативной базе или требующих уточнения нормативной составляющей для выполнения комплексного процесса производства работ по содержанию дорог и мостов;

• анализ нормативной базы для использования при уточнении (приведении) нормативной базы к требованиям заказчика;

• разработка нормативов на работы, отсутствующие в нормативной базе, на основе проектирования методом аналогов: при отсутствии существенных отличительных признаков новой нормы и нормы-аналога норма принимается применительно к норме-аналогу;

• разработка комплексных норм на работы по содержанию дорог, отсутствующих в нормативной базе, на основе ГЭСН-2001, ЕНиР, ТНиР, ВСН, а также норм, принимаемых применительно к норме-аналогу, с указанием количества работ (коэффициентов перехода от единиц законченной продукции каждого рабочего процесса к единице конечной продукции комплексного процесса) по всем рабочим процессам, включенным в комплексный процесс.

После расчета и утверждения норматива денежных затрат и планового лимита на содержание автодорог и мостов производится подготовка сметной документации как в печатном, так и в электронном виде. После проведения конкурсных процедур победителю конкурса предоставляется программный модуль «Приемка работ», в его составе находится сметная документация.

Данный модуль позволяет производить ежемесячный набор выполненных объемов работ и подготовить пакет требуемых заказчиком документов для пообъектной сдачи-приемки работ, а также осуществлять контроль за соблюдением графика выполнения работ, выполнять

обработку результатов по оценке качества содержания дорог с определением фактического уровня содержания.

Фактические объемы работ по содержанию дорог могут иметь отклонение от сметных: некоторые работы выполняются после существенного изменения технико-эксплуатационного состояния автодороги. В этом случае заключается дополнительное соглашение с заказчиком, и в пределах условий, установленных контрактом, производится допуск подрядчика к программному модулю, позволяющему добавить данные работы.

Все это производится в условиях жесткого пообъектного контроля со стороны заказчика. Ежемесячно через удаленный программный модуль, в который осуществляется сброс информации от подрядчика по выполненным объемам работ и с нарастающим итогом по видам работ, можно проследить остаток лимита до конца финансового года, необходимый для контроля исполнения сметы, и достигнутый уровень содержания по объектам и по району, а также размер штрафных санкций.

Автоматизированную систему определения норматива затрат по содержанию автомобильных дорог можно рассматривать как организационно-управленческую технологию, соответствующую требованиям международных стандартов ИСО 9001-2000. Применение данной технологии в процессе управления затратами проекта содержания региональных автодорог позволяет сформировать систему управления качеством как проекта, так и выполненных по нему работ.

Все разработки по данной автоматизированной системе и расчет норматива денежных затрат на содержание дорог и мостов с 1993 г. осуществляет ООО «Амстрад».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.