Научная статья на тему 'Право государственных (муниципальных) учреждений выступать учредителями других юридических лиц'

Право государственных (муниципальных) учреждений выступать учредителями других юридических лиц Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11193
415
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кадыров Ф. Н.

Реформирование системы государственных (муниципальных) учреждений наряду с новым законодательством, ориентированным на создание саморегулируемых организаций в здравоохранении, закономерно ставят вопрос: а каковы в новых условиях права различных типов учреждений в создании других юридических лиц, в участии в ассоциациях и союзах? Сегодня наша традиционная рубрика посвящена этим вопросам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Право государственных (муниципальных) учреждений выступать учредителями других юридических лиц»



От редакции:

Реформирование системы государственных (муниципальных) учреждений наряду с новым законодательством, ориентированным на создание саморегулируемых организаций в здравоохранении, закономерно ставят вопрос: а каковы в новых условиях права различных типов учреждений в создании других юридических лиц, в участии в ассоциациях и союзах?

Сегодня наша традиционная рубрика посвящена этим вопросам.

Шеф-редактор Н.Г. Куракова

ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСТУПАТЬ УЧРЕДИТЕЛЯМИ ДРУГИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

КОНСУЛЬТИРУЕТ д.э.н. Ф.Н. КАДЫРОВ

Пункт 4 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устанавливает:

«В интересах достижения целей, предусмотренных уставом, некоммерческая организация может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.

Бюджетное учреждение вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств,

выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества.

В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, бюджетное учреждение вправе вносить имущест-во, указанное в абзаце втором настоящего пункта, в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя или участника.

Казенное учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц».

Это означает, что казенное учреждение ни при каких обстоятельствах не вправе выступать учредителем (участником) других юридических лиц.

^Менеджер №Ю

\ здравоохранения 2013 *

Что же касается бюджетного учреждения, то, во-первых, бюджетное учреждение может быть учредителем или участником других юридических лиц, вступать в ассоциации и союзы только в случаях, когда это соответствует целям, предусмотренным уставом. Поэтому для бюджетного учреждения недопустимо быть учредителем организаций, деятельность которых никак не связана с его уставными целями.

Во-вторых, для того, чтобы стать учредителем или участником некоммерческих организаций, вступать в ассоциации и союзы ни чьего разрешения не требуется. А вот вносить при этом в качестве их учредителя или участника денежные средства, передавать имущество можно только с согласия собственника.

В-третьих, передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника можно только денежные средства и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества. Таким образом, прежде всего — это имущество, приобретенное за счет доходов от приносящей доходы деятельности (платных услуг).

В-четвертых, бюджетное учреждение может быть учредителем только некоммерческих организаций. Учредителем коммерческих организаций (притом не всех, а лишь хозяйственных обществ) бюджетное учреждение может быть только в случае, если это предусмотрено законом. Подобный закон, касающийся учреждений здравоохранения, в настоящее время отсутствует, что означает запрет на участие в создании бюджетными учреждениями здравоохранения любых коммерческих организаций. Основные виды организаций, относящиеся к коммерческим и некоммерческим, указаны ниже:

1. Коммерческие организации:

1.1. Хозяйственные товарищества:

1.1.1. Полное товарищество;

1.1.2. Товарищество на вере (коммандитное товарищество);

1.2. Хозяйственные общества:

1.2.1. Акционерное общество: открытое акционерное общество (ОАО), закрытое акционерное общество (ЗАО);

1.2.2. Общества с ограниченной ответственностью (ООО) или с дополнительной ответственностью (ОДО);

1.3. Производственный кооператив;

1.4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия;

2. Некоммерческие организации:

2.1. Потребительские кооперативы;

2.2. Общественные и религиозные организации (объединения);

2.3. Учреждения (государственные или муниципальные (бюджетные, казенные или автономные) и частные);

2.4. Автономные некоммерческие организации (АНО);

2.5. Фонды;

2.6. Ассоциации и союзы;

2.7. Некоммерческие партнерства.

Автономные учреждения

Части 5 и 6 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Федеральный закон «Об автономных учреждениях») устанавливают, что автономное учреждение вправе с согласия своего учредителя вносить в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника следующее имущество: недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у автономного учреждения особо ценное движимое имущество (за исключением объектов культурного наследия народов Российской Федерации,

№Ю Менеджер

3013

здравоохранения

Э-

предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда).

Таким образом, автономное учреждение:

1. Может выступать учредителем или участником любых юридических лиц (как коммерческих, так и некоммерческих). Например, автономное учреждение может выступать учредителем (акционером) акционерных обществ.

2. В отличие от бюджетного учреждения, автономное учреждение вправе вносить в уставной капитал других юридических лиц не только особо ценное движимое имущество, но и недвижимое имущество.

3. Требуется согласие учредителя на внесение (передачу) вышеуказанного имущества.

Возникает закономерный вопрос: при создании других юридических лиц автономным учреждением может передаваться только указанное выше имущество? Дело в том, что кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, существует еще и иное движимое имущество, не относящееся к особо ценному. Это имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности не будет существенно затруднено и которое по стоимости не подпадает под критерии особо ценного движимого имущества. Примером такого имущества (далее будем именовать его «иным имуществом») могут служить музыкальные установки или телевизоры, находящиеся в кабинете или приемной главного врача (хотя отметим, что на практике зачастую и эти виды имущества включают в особо ценное движимое имущество).

О праве автономного учреждения самостоятельно (или хотя бы с согласия собственника) вносить в уставный капитал других юридических лиц иное имущество прямо ничего не говорится. Тем не менее, в рассматриваемом законе имеются положения, позволяющие дать ответ на этот вопрос.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона «Об автономных учрежде-

ниях» «Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено частью 6 настоящей статьи».

К «остальному имуществу» наряду с недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, приобретенными автономным учреждением за счет средств, полученных от приносящей доходы деятельности, относятся и рассматриваемое нами иное имущество (вышеупомянутые музыкальные установки и телевизоры и т.д.). А поскольку у автономного учреждения имеется право самостоятельного распоряжения этим имуществом, то его можно вносить в уставной капитал других лиц (с учетом наличия в уставе учреждения такого права).

Действительно, так же, как и в отношении бюджетного учреждения, создание других юридических лиц предполагает закрепление в уставе автономного учреждения такого права. Правда, в Федеральном законе «Об автономных учреждениях» не говорится об этом прямо, но это вытекает из части 7 статьи 4 данного закона, которая устанавливает: «Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе)».

Несмотря на то, что права автономных учреждений в целом шире, чем бюджетных, в некоторых вопросах участия учреждений в создании других юридических лиц, руководители бюджетных учреждений имеют больше прав. Выше уже указывалось, что создавать другие некоммерческие организации и участ-

1енеджер №Ю

здравоохранения 2012

вовать в ассоциациях или союзах в случаях, если это не связано с передачей денежных средств или имущества, бюджетные учреждения вправе без всякого разрешения со стороны учредителя (согласие требуется только для внесения имущества). А вот учредитель автономного учреждения в подобных случаях вынужден согласовывать этот вопрос с наблюдательным советом.

В соответствии с п. 5 части 1 статьи 11 Федерального закона «Об автономных учреждениях» наблюдательный совет автономного учреждения рассматривает предложения руководителя автономного учреждения об участии автономного учреждения в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в

уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам, в качестве учредителя или участника. По итогам рассмотрения наблюдательный совет автономного учреждения дает свое заключение. Заключение дается большинством голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета автономного учреждения. Руководитель автономного учреждения принимает по этим вопросам решения после рассмотрения заключений наблюдательного совета автономного учреждения.

Как видим, в данном, казалось бы, простом вопросе достаточно много нюансов, которые нужно иметь в виду, чтобы не совершить ошибок.

Здравоохранение-20 Л 2

В РОССИИ ПЛАНИРУЕТСЯ УЖЕСТОЧИТЬ ПОРЯДОК ОТПУСКА И УЧЕТА ЛЕКАРСТВ, НЕ ОТНЕСЕННЫХ К НАРКОТИКАМ

Комитет Госдумы по охране здоровья рассмотрел проект Федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», внесенный Правительством РФ. Документ предполагает законодательное закрепление нормы по осуществлению предметно-количественного учета лекарственных средств для медицинского применения, осуществляемого производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность.

Предлагается законодательно установить обязательное осуществление предметно-количественного учета лекарственных средств для медицинского применения путем регистрации операций, связанных с обращением указанных лекарственных средств, при которых изменяется их количество и состояние (приходные и расходные операции; операции, связанные с фасовкой лекарственного средства, изготовлением лекарственного препарата, и др.). Проектом предусматривается наделить полномочием по утверждению перечня лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Помимо этого, проектом предусматривается утверждение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, а также правил ведения и хранения специальных журналов для осуществления регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, поскольку в настоящее время такие правила не установлены.

Источник: официальный сайт ГД

№Ю Менеджер

3013

здравоохранения

Э-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.