Научная статья на тему 'Управление охотничьим хозяйством или охотой'

Управление охотничьим хозяйством или охотой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1335
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF HUNTING GROUNDS

The paper shows a productive function of game management branch of economy in a contemporary society in contrast to hunting outside the organized hunting grounds when the hunting has features of a primitive way of satisfying primary needs using nature resources. A conclusion on the necessity of working out a legal base of management of hunting grounds, but not of the resources of game animals or of their hunting is drawn. Two mutually exclusive concepts of management and forming a regulatory base are compared.

Текст научной работы на тему «Управление охотничьим хозяйством или охотой»

Si

(S.

$

£*

a

J

1

с

3S

I

I

1 § s

§.

t

2

§.

2

ж

iS

S'

£

УПРАВЛЕНИЕ ОХОТНИЧЬИМ ХОЗЯЙСТВОМ ИЛИ ОХОТОЙ

В.В.Мельников1, В.К.Мельников2

Департамент охотничьего хозяйства Минсельхоза РФ, г. Москва, е-mail: v.melnikov@otr.mcx.ru 2Вятская государственная сельскохозяйственная академия, г. Киров, е-mail: profmel@hunt-tur.kirov.ru

Охотничье хозяйство как отрасль экономики - это не присваивающая природные ресурсы область деятельности людей, а производящая (воспроизводящая) форма получения продукции (товаров и услуг). В этой связи она не в большей степени отрасль природопользования, чем любая другая, поэтому не случайно в ряде стран охотничье хозяйство называется «охотничьей индустрией».

Охоте, даже регулируемой, если она осуществляется вне границ конкретной охотхозяйственной организации, присущи все признаки собирательной, только присваивающей природные ресурсы (дары природы) сферы деятельности. В чистом виде, свойственном для определенного этапа развития общества, охота только природопользование, архаичная, присваивающая природные ресурсы форма получения пищи, как и собирательство дикорастущих съедобных растений, моллюсков, рыболовство и т.д. Это примитивная стадия, лишенная заботы об охране, воспроизводстве охотничьих животных. Речь идет о выживании человека в условиях первозданной среды. Этот этап в «цивилизованных» странах в основном закончился 6-10 тыс. лет назад (Долуханов, 1988; Конаков, 1983; Смирнов, 1996). Регулируемую охоту можно отнести к примитивной первоначальной, самой экстенсивной стадии хозяйствования. Это по сути архаический способ удовлетворения первичных жизненных потребностей людей только за счет природы, без участия в воспроизводстве природных ресурсов. Он в настоящее время сохранился только у экзотических, малочисленных племен и народов. Человек берет то, что дает природа. Поэтому принимать за модель развития охотничьего хозяйства управление охотой или ресурсами охотничьих животных (единственный положительный опыт в США, где и подкормка животных запрещена), значит, отказываться от интенсификации, отбрасывать его к примитивным стадиям. В охотничьем хозяйстве в современном обществе люди заботятся о воспроизводстве охотничьих животных, влияют на этот процесс различными доступными им и целесообразными, прежде всего технологическими приемами как наиболее экономически эффективными. Охотхозяйственные организации вкладывают свои средства (личные, общественные, акционерные) и труд персонала хозяйств (егерей, охотников и др.) в охрану, воспроизводство, регулирование численности полезных и вредных животных, в улучшение кормовых, защитных условий и др. мероприятия. В зависимости от объема выполняемых работ и вкладываемых средств охотничьи хозяйства отличаются по интенсивности ведения от экстенсив-

ных до высоко продуктивных. То же мы видим в любой другой отрасли сельского хозяйства, которые не в меньшей мере используют природные ресурсы. Ибо «природа - мать, а труд - отец» любого богатства.

С позиций права и управления, казалось бы, проще управлять охотой как природопользованием. На самом деле это заблуждение, так как остаются неурегулированными все хозяйственные, социально-экономические отношения в этой отрасли, которые требуют решения. Происходит «фактическое упразднение отрасли», так как во всех официальных документах речь идет только «об объектах животного мира», а не об охотничьем хозяйстве (Сафонов, 2005). Но ведь так и должно быть, если главное - природопользование. Право ориентируется на интересы ресурсов (животных), а не на интересы людей - охотников и их объединений, но любое хозяйство ведется в интересах людей, а не только ресурсов. А интересы людей не могут быть в полной мере удовлетворены без воспроизводства ресурсов, поэтому в охотничьем хозяйстве и достигается баланс охраны, защиты тех и других. И это в равной степени относится к любой сфере деятельности. Любой крен в ту или иную сторону, или предпочтение вызывает противоречия, отрицательные последствия для обеих сторон: людей и природы. Вот почему наши предшественники век назад доказывали примат охотничьего хозяйства в России (Соловьев, 1925; Перелешин, 1956), его преимущества перед бесхозяйственным освоением ресурсов природы, а альтернатива хозяйству - бесхозяйственность.

Охотничьи животные в России и других развитых странах в современном видовом составе, распространении, численности - результат прямой или опосредованной деятельности человека. Не следует забывать, что численность многих животных в России (соболь, ондатра, американская норка, бобр, енотовидная собака, северный олень и др.) - результат целенаправленной работы. Они имеют, как и домашние животные, двойственную природу, выступая одновременно и как продукты природы, и как продукты труда. Это известно любому специалисту в области экономической географии, охотоведу, хоть немного знакомому с историей человеческого общества, с развитием современной фауны. Эволюция охоты от собирательства даров природы к различным уровням интенсивности охотничьего хозяйства, к одному из производственных процессов его представлена в работе В.К.Мельникова (1982).

Непреходящая и нелегкая задача охотничьего хозяйства состоит в усилении положительного воздействия на поддержание численности охотничьих животных, содействие их естественному воспроизводству. Но это только одна из важных технологических задач его. И выполнить их может только высокоорганизованное охотничье хозяйство. Поэтому мы не можем согласиться с другим положением В.Г.Сафонова (2002), если это не описка, и аналогичными, что охотничьи животные, от которых получают пушнину и мясо, не продукты охотничьего хозяйства, а дары леса, природы со всеми вытекающими последствиями, особенно отношением к ним. Все понимают, что отношение к природным ресурсам - божьему дару у нас традиционно одно, а к собственности хозяйства или физического лица - все же иное.

Трудно разделить и позицию Н.В.Краева (2002), одного из главных юрис-тов-охотоведов России. «Следует, наверное, согласиться, что главнейшей проблемой является разработка и принятие федерального закона, регулирующего вопросы охраны и использования ресурсов животных, отнесенных к объектам охоты», - пишет он. Отдавать приоритет только регулированию ресурсов - значит уходить от решения социально-экономических проблем охотничьего хозяйства, делать вид, что их нет. Это значит признавать преимущества собирательства, присваивающей формы деятельности. Разве этим следует заниматься специалистам охотничьего хозяйства? Приведенными примерами мы стремимся прежде всего показать степень влияния на охотоведов противоречивой и тупиковой концепции управления ресурсами охотничьих животных, охотой на них вместо управления охотничьим хозяйством и формирования правовой базы для этого. Так, Н.В.Краев находится в плену у этого подхода, хотя понимает порочность его, так как далее пишет, что «благодаря ФЗ «О животном мире», другим законам ... - закреплен (установлен, сформирован), по нашему мнению, самый неудачный за последнее столетие хозяйственный механизм, направленный ... не на активизацию деятельности долгосрочных пользователей в охране и воспроизводстве ресурсов, а на ее подавление.» Но как же может быть иначе, если главное, по Н.В.Краеву, в будущем законе не регулирование охотхозяйственых, конечно, не охотничьих отношений, а важнейшее - «предоставление в долгосрочное пользование охотничьих животных»? Также отчетливо бесперспективность такого подхода понимает и В.Г.Са-фонов (2005), судя по ранее приведенному высказыванию.

В этой связи мы хотели бы отметить, что ни в одном из известных нам проектов ФЗ «Об охоте и охотничьем хозяйстве» даже не делается попыток

урегулировать отношения между государством и охотхозяйствами, между ними и охотником при использовании охотугодий, материально-технической базы, оказании услуг, возмещении ущерба. Хозяйства и охотники не обозначены как субъекты отношений, их как бы и нет. Пытаются урегулировать отношения (вопросы) «охраны и использования ресурсов животных», забывая что это важная, но часть отношений в сфере охотничьего хозяйства в целом. В объекты отношений не включены имущество охотничьих хозяйств и охотников, многолетние кормовые поля, специальные насаждения, временные и постоянные сооружения (аншлаги, вышки, остановочные пункты, базы, оружие, орудия лова, охотничьи собаки, ловчие птицы и т.п.). Самым слабым местом в этих проектах является отсутствие регулирования экономических отношений, создания экономическихусловий для развития охотничьего хозяйства, формирования фондов воспроизводства охотничьих животных разного уровня, регулирования отношений собственности на прибавочный продукт охотничьего хозяйства - результат роста численности охотничьих животных сверх естественной продуктивности, получаемой в итоге деятельности хозяйств, и др. А нормы хозяйственного права в отношении этой отрасли ограничены законами, регулирующими природопользование, отражающими приоритет ресурсов, животных, а не людей или охотхозяйственных организаций, которые по существу бесправны.

Управление охотничьим хозяйством и «управление ресурсами» - частью этого хозяйства, две совершенно различные, практически взаимоисключающие системные модели управления, их правового (законодательного), экономического, организационного и технологического обеспечения. Различия между ними в схематичном виде представлены ниже.

Модель приоритета природопользования Концепция

Охотничье хозяйство - отрасль природопользования

Охотничьи животные - природный ресурс, полностью управляемый и регулируемый государственными органами власти различныхуровней

Цель управления (регулирования) Управление использованием природных ресурсов - охотничьих животных, как части животного мира. Регулирование охоты.

Законодательная основа ФЗ «О животном мире», проект закона «Об охоте».

Разрешение на пользование животным миром

Долгосрочная лицензия на право пользования охотничьими животными Методика планирования объемов добычи

Централизованное планирование объемов добычи основных видов по субъектам РФ на основании федеральной экологической экспертизы

Технология регулирования использования

Выдача охотнику или охотпользова-телю разовых лицензий на определенный вид и количество животных по ус-

мотрению и решению территориальных органов на основании утвержденных приказом Минсельхоза РФ лимитов.

Роль органов государственной власти

Руководящая, контрольно-надзирательная, репрессивная с дублированием лицензирования. Попытки детального регулирования использования любого вида в каждом охотхозяйстве, каждым охотпользователем с вмешательством в хозяйственную деятельность на основе произвольных нормативов (объемов воспроизводственных мероприятий, количеству аншлагов, точности учетных работ и т.д ). Лишение охотпользователей права охраны полученных угодий и борьбы с браконьерством.

Перспективы

Управление природопользованием через МПР РФ, через закон «Об охоте», консервация архаичной формы хозяйственной деятельности, присваивающей природные ресурсы, попытки решения социально-экономических отношений в рамках регулирования синтетической «экономики природопользования», конкретное содержание которой пока неизвестно. Преобладание примитивной формы пользования угодьями как «общими». Как показал опыт последнего пятнадцатилетия, никаких положительных результатов в этом направлении не достигнуто.

Модель приоритета охотничьего хозяйства

Концепция

Охотничье хозяйство - особая отрасль сельского хозяйства, которая является также отраслью природопользования. Охотничьи животные - не только природный ресурс, но и результат деятельности охотничьего хозяйства и как отрасли, и как организации. Они в различной степени продукты труда и природы одновременно, как и все сельскохозяйственные животные.

Цель регулирования

Регулирование отношений, возникающих в сфере охотничьего хозяйства, между государством и охотпользователями, ими и охотниками и других.

Законодательная основа

ФЗ «Об охотничьем хозяйстве» с поправками к ФЗ «О животном мире». Охота - один из производственных процессов охотничьего хозяйства.

Разрешение на пользование охотугодьями

Договор на пользование охотничьими угодьями, заключаемый органами государственной власти субъектов РФ с охотпользователем не менее чем на 25 лет. Долгосрочная (на 5 лет) лицензия на право пользования охотничьими животными, дублирующая условия договора, теряет смысл.

Методика планирования объемов добычи

Децентрализация планирования объемов добычи, осуществляемая охотпользователями на основании утвержденных государственными органами зональных видовых норм добычи, которые проходят федеральную экологическую экспертизу. ФЭЭ ежегодных объемов добычи отменяется, что требует внесения поправок в ФЗ «Об экологической экспертизе».

Технология регулирования объемов добычи

Согласование территориальными органами государственного управления представленных охотпользователями планов, контроль их выполнения специальной службой. Сохранение лицензирования добычи ценных видов. Лицензии выдаются охотпользователю.

Роль органов государственной власти

Контрольно-регулирующая, законодательно-нормотворческая, нормативная. Невмешательство в хозяйственную деятельность (объемы воспроизводственных мероприятий, количество аншлагов и др. имеют рекомендательно -инструктивную направленность. Наделение охотпользователей правом охраны полученных в пользование угодий и борьбы с браконьерством.

Перспективы

Управление через Департамент Минсельхоза, разработка и принятие закона «Об охотничьем хозяйств», развитие и интенсификация производящей (воспроизводящей) формы получения продукции охотничьего хозяйства, законодательное решение социально-экономических проблем его, предельно возможное сокращение угодий общего пользования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Долуханов П.М. 1988. История средиземных морей. - М.: Наука. 141 с.

Конаков Н.Д. 1983.Коми охотники и рыболовы во второй половине XIX -начале XX в. Наука. М. 247 с.

Краев Н.В. 2002. Проблемы правового регулирования охраны и использования животных, отнесенных к объектам охоты// Вопросы современного охотоведения. - М. С.25-37.

Мельников В.К. 1982. Эколого-экономические основы организации промыслового охотничьего хозяйства Сибири. М. 67 с.

Перелешин С.Д. 1956. Основные вопросы охотничьего хозяйства СССР. -М. С. 56-118.

Сафонов В.Г. 2005. Реформа управления и судьба охотничьего хозяйства России //Биологические ресурсы: состояние, использование и охрана: Мат. Всероссийской науч.-практич. конф. 31 мая-2 июня 2005 г. город Киров: ВГСХА.С. 39-41.

Сафонов В.Г. 2002. Мониторинг состояния и использования охотничьих ресурсов// Вопросы современного охотоведения. - М.: Изд. Моск. ун-та. С. 13-18.

Смирнов М.Н.1996. Охотники и охотничье хозяйство в доземледельческий период. Красноярск, КГУ 98 с.

Соловьев Д.К. 1925. Основы охотоведения. Ч 1. - Петроград. 159 с.

Международная научно-практическая конференция

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.