Научная статья на тему 'Преимущества малого бизнеса'

Преимущества малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3030
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преимущества малого бизнеса»

Муртазалиева А.М.

Преимущества малого бизнеса

Малый бизнес является важной составляющей экономического роста. Одной из важнейших социальных функций предпринимательства является формирование среднего класса, выступающего в современном обществе гарантом политической стабильности. Только малый и средний бизнес способен стать панацеей в борьбе с бедностью, создавая необходимое число рабочих мест. Развитие данной сферы может создать стабильные условия для дальнейшего экономического роста и смягчить экономические и социальные трудности в таком депрессивном регионе, как Республика Дагестан.

Рассмотрим те основные преимущества и характерные черты, которые присущи малому бизнесу:

1. Малый бизнес - это гибкая экономическая структура, быстро настраивающаяся на изменение рынка. Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль.

Развитие технологий, науки и техники постоянно вызывает необходимость качественного изменения спроса, на которое не могут оперативно реагировать крупные предприятия в силу инертности производства из-за его громоздкости. Это могут сделать субъекты малого бизнеса в силу гибкости и быстроты принятия решения, поскольку хозяину легче проконтролировать производственный процесс и быстро его переналадить исходя из изменений спроса на рынке.

Поэтому главным преимуществом малого бизнеса в условиях современного рынка является намного более гибкая, чем у крупных предприятий, реакция на быстро меняющийся спрос: умение уловить возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей. Эта маневренность субъектов малого бизнеса вытекает из следующих особенностей: предприятие малого бизнеса не связано обширной производственной программой, разработанной на перспективу; оно не обременено многочисленным персоналом, требующим сложных навыков управления; предприятие малого бизнеса имеет возможности перестроить свою рыночную стратегию, как только найдена новая «ниша» и манипулировать ценами на свою продукцию.

2. Малые предприятия играют огромную роль в поддержании занятости и создании новых рабочих мест. Как известно, эта проблема актуальна для нашей страны.

В последние несколько лет в Западной Европе, США и Японии предприятия малого бизнеса обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.

Важную роль малые предприятия играют и в экономике Республики Дагестан. Сегодня в республике зарегистрировано свыше 50 тысяч субъектов малого предпринимательства, из них более 11 тысяч малых предприятий, около 40 тысяч индивидуальных предпринимателей, из которых до 8 тысяч крестьянско-фермерские хозяйства. Традиционно распределение по отраслям сохранилось - ведущие позиции занимают торговля, общепит, промышленность и строительство.

За весомый вклад в развитие экономики республики и активное участие в решении вопросов социальной сферы Российским союзом прессы награждены Знаком отличия «Золотой фонд предпринимательства России» руководители организаций: ОАО «Денеб», Торговый Дом «Киргу», ООО «Магмус-ЛТД», ООО Фирма «АС», лечебно-диагностическое объединение «Целитель».

Основной проблемой дагестанской молодежи на сегодняшний день является поиск способов самовыражения и одновременно поиск возможности заработка в той или иной сфере деятельности. Одна из таких сфер - бытовое обслуживание. Предприниматели достаточно охотно открывают новые парикмахерские даже в самых отдаленных микрорайонах города. Это обусловлено тем, что парикмахерские и косметические услуги - одни из самых рентабельных в сфере бизнеса бытового обслуживания. Здесь уровень рентабельности предприятий достигает 50-70% (минимально-15%), а окупаемость вложенных средств составляет 1,5-2 года. Сегодня растет и количество кафе, ресторанов, банкетных залов. Трудно даже привести точную цифру работающих в сфере общественного питания.

Малое предпринимательство объективно необходимо для рационального использования природных ресурсов. Освоение значительной части разведанных полезных ископаемых не требует больших капитальных вложений, организации крупных фирм. Например, использование в лечебных целях термальных вод, розлив минеральной воды, добыча нерудных и строительных материалов может осуществляться малыми предприятиями. Создавшаяся структура сельскохозяйс- твенного производства объективно обуславливает необходимость широкого развития малых предприятий на селе для обеспечения сохранности, переработки, транспортировки и сбыта сельхозпродукции.

Малые предприятия - это залог экономической и социальной стабильности региона. Следовательно, необходимо создание в регионе благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы и активной деятельности малых и средних предприятий.

3. Само присутствие малого бизнеса на рынке способствует снижению уровня цен, поддерживает структурную гибкость экономики и постоянное внимание производителей к потребительскому спросу и качеству продукции. Сущностной характеристикой субъектов малого бизнеса является то, что именно они создают необходимую для рынка атмосферу конкуренции.

4. Малый бизнес способен почти идеально выполнять вспомогательные функции по отношению к крупным производителям. Большие фирмы децентрализуют производственный процесс, передавая его фазы малым предприятиям. В экономически развитых странах малый бизнес строится следующим образом: крупная производственная компания, а вокруг нее пояс из 150-300 мелких предприятий, работающих на этот крупный завод. В разных моделях рыночного хозяйства степень этой взаимозависимости различна: так в США она несколько меньше, в Японии - традиционно несколько больше. Корпорации используют рыночную и структурную гибкость предприятий малого бизнеса, их инновационные возможности.

Крупные предприятия заинтересованы в сотрудничестве с предприятиями малого бизнеса уже потому, что такое сотрудничество компенсирует их неповоротливость в нахождении и реализации новых технологических решений, в проникновении на новые рынки сбыта, в оперативном получении важной информации, передовых инноваций. Такие промышленные корпорации, как «Форд» и «Крайслер», покупают отдельные компоненты для своих автомобилей у многих малых предприятий.

5. Для организации малого бизнеса вполне достаточен небольшой первоначальный объем инвестиций. У небольших предприятий меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружиться, внедрить новую технологию, достигнуть оптимального сочетания машинного и ручного труда.

Заниматься малым бизнесом может практически любой, обладающий предпринимательской хваткой и минимумом начального капитала. Толковый предприниматель находит прибыльное дело для себя и организует рабочие места для других. Многочисленные парикмахерские, кафе, ателье, ремонтные мастерские - без них невозможна повседневная жизнь.

6. Многие малые предприятия носят инновационный характер. Они могут позволить себе рискнуть, ведь их потери в случае неудачи будут несоизмеримо меньше, чем потери крупного производства.

Подчеркнув основные преимущества малого бизнеса, необходимо отметить и его недостатки. Очевидно, что малые предприятия находятся в худших конкурентных условиях на рынке по сравнению с крупным бизнесом. У малых предприятий:

- выше издержки производства в связи с малыми сериями выпускаемой продукции;

- более низкий уровень научно-технической оснащенности, организации, квалификации кадров;

- сложнее дело обстоит дело с информационным обеспечением и им нередко не хватает средств для проведения хорошего маркетинга.

Все это ставит малые предприятия в невыгодное положение на рынке. Поэтому создание развернутой и всесторонней системы государственной поддержки малого бизнеса - важнейшее условие.

Нужно понимать, что даже механический прирост занятых в малом бизнесе создает не только прирост налогообложения, но и увеличение числа потенциально наиболее активных граждан, как руководителей малого бизнеса, так и рядовых работников. Соответственно, расходы республиканского бюджета на реализацию мер государственной поддержки малого бизнеса фактически являются возвращением малому бизнесу части созданного им макроэкономического эффекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.