Муртазалиева А.М.
Преимущества малого бизнеса
Малый бизнес является важной составляющей экономического роста. Одной из важнейших социальных функций предпринимательства является формирование среднего класса, выступающего в современном обществе гарантом политической стабильности. Только малый и средний бизнес способен стать панацеей в борьбе с бедностью, создавая необходимое число рабочих мест. Развитие данной сферы может создать стабильные условия для дальнейшего экономического роста и смягчить экономические и социальные трудности в таком депрессивном регионе, как Республика Дагестан.
Рассмотрим те основные преимущества и характерные черты, которые присущи малому бизнесу:
1. Малый бизнес - это гибкая экономическая структура, быстро настраивающаяся на изменение рынка. Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль.
Развитие технологий, науки и техники постоянно вызывает необходимость качественного изменения спроса, на которое не могут оперативно реагировать крупные предприятия в силу инертности производства из-за его громоздкости. Это могут сделать субъекты малого бизнеса в силу гибкости и быстроты принятия решения, поскольку хозяину легче проконтролировать производственный процесс и быстро его переналадить исходя из изменений спроса на рынке.
Поэтому главным преимуществом малого бизнеса в условиях современного рынка является намного более гибкая, чем у крупных предприятий, реакция на быстро меняющийся спрос: умение уловить возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей. Эта маневренность субъектов малого бизнеса вытекает из следующих особенностей: предприятие малого бизнеса не связано обширной производственной программой, разработанной на перспективу; оно не обременено многочисленным персоналом, требующим сложных навыков управления; предприятие малого бизнеса имеет возможности перестроить свою рыночную стратегию, как только найдена новая «ниша» и манипулировать ценами на свою продукцию.
2. Малые предприятия играют огромную роль в поддержании занятости и создании новых рабочих мест. Как известно, эта проблема актуальна для нашей страны.
В последние несколько лет в Западной Европе, США и Японии предприятия малого бизнеса обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.
Важную роль малые предприятия играют и в экономике Республики Дагестан. Сегодня в республике зарегистрировано свыше 50 тысяч субъектов малого предпринимательства, из них более 11 тысяч малых предприятий, около 40 тысяч индивидуальных предпринимателей, из которых до 8 тысяч крестьянско-фермерские хозяйства. Традиционно распределение по отраслям сохранилось - ведущие позиции занимают торговля, общепит, промышленность и строительство.
За весомый вклад в развитие экономики республики и активное участие в решении вопросов социальной сферы Российским союзом прессы награждены Знаком отличия «Золотой фонд предпринимательства России» руководители организаций: ОАО «Денеб», Торговый Дом «Киргу», ООО «Магмус-ЛТД», ООО Фирма «АС», лечебно-диагностическое объединение «Целитель».
Основной проблемой дагестанской молодежи на сегодняшний день является поиск способов самовыражения и одновременно поиск возможности заработка в той или иной сфере деятельности. Одна из таких сфер - бытовое обслуживание. Предприниматели достаточно охотно открывают новые парикмахерские даже в самых отдаленных микрорайонах города. Это обусловлено тем, что парикмахерские и косметические услуги - одни из самых рентабельных в сфере бизнеса бытового обслуживания. Здесь уровень рентабельности предприятий достигает 50-70% (минимально-15%), а окупаемость вложенных средств составляет 1,5-2 года. Сегодня растет и количество кафе, ресторанов, банкетных залов. Трудно даже привести точную цифру работающих в сфере общественного питания.
Малое предпринимательство объективно необходимо для рационального использования природных ресурсов. Освоение значительной части разведанных полезных ископаемых не требует больших капитальных вложений, организации крупных фирм. Например, использование в лечебных целях термальных вод, розлив минеральной воды, добыча нерудных и строительных материалов может осуществляться малыми предприятиями. Создавшаяся структура сельскохозяйс- твенного производства объективно обуславливает необходимость широкого развития малых предприятий на селе для обеспечения сохранности, переработки, транспортировки и сбыта сельхозпродукции.
Малые предприятия - это залог экономической и социальной стабильности региона. Следовательно, необходимо создание в регионе благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы и активной деятельности малых и средних предприятий.
3. Само присутствие малого бизнеса на рынке способствует снижению уровня цен, поддерживает структурную гибкость экономики и постоянное внимание производителей к потребительскому спросу и качеству продукции. Сущностной характеристикой субъектов малого бизнеса является то, что именно они создают необходимую для рынка атмосферу конкуренции.
4. Малый бизнес способен почти идеально выполнять вспомогательные функции по отношению к крупным производителям. Большие фирмы децентрализуют производственный процесс, передавая его фазы малым предприятиям. В экономически развитых странах малый бизнес строится следующим образом: крупная производственная компания, а вокруг нее пояс из 150-300 мелких предприятий, работающих на этот крупный завод. В разных моделях рыночного хозяйства степень этой взаимозависимости различна: так в США она несколько меньше, в Японии - традиционно несколько больше. Корпорации используют рыночную и структурную гибкость предприятий малого бизнеса, их инновационные возможности.
Крупные предприятия заинтересованы в сотрудничестве с предприятиями малого бизнеса уже потому, что такое сотрудничество компенсирует их неповоротливость в нахождении и реализации новых технологических решений, в проникновении на новые рынки сбыта, в оперативном получении важной информации, передовых инноваций. Такие промышленные корпорации, как «Форд» и «Крайслер», покупают отдельные компоненты для своих автомобилей у многих малых предприятий.
5. Для организации малого бизнеса вполне достаточен небольшой первоначальный объем инвестиций. У небольших предприятий меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружиться, внедрить новую технологию, достигнуть оптимального сочетания машинного и ручного труда.
Заниматься малым бизнесом может практически любой, обладающий предпринимательской хваткой и минимумом начального капитала. Толковый предприниматель находит прибыльное дело для себя и организует рабочие места для других. Многочисленные парикмахерские, кафе, ателье, ремонтные мастерские - без них невозможна повседневная жизнь.
6. Многие малые предприятия носят инновационный характер. Они могут позволить себе рискнуть, ведь их потери в случае неудачи будут несоизмеримо меньше, чем потери крупного производства.
Подчеркнув основные преимущества малого бизнеса, необходимо отметить и его недостатки. Очевидно, что малые предприятия находятся в худших конкурентных условиях на рынке по сравнению с крупным бизнесом. У малых предприятий:
- выше издержки производства в связи с малыми сериями выпускаемой продукции;
- более низкий уровень научно-технической оснащенности, организации, квалификации кадров;
- сложнее дело обстоит дело с информационным обеспечением и им нередко не хватает средств для проведения хорошего маркетинга.
Все это ставит малые предприятия в невыгодное положение на рынке. Поэтому создание развернутой и всесторонней системы государственной поддержки малого бизнеса - важнейшее условие.
Нужно понимать, что даже механический прирост занятых в малом бизнесе создает не только прирост налогообложения, но и увеличение числа потенциально наиболее активных граждан, как руководителей малого бизнеса, так и рядовых работников. Соответственно, расходы республиканского бюджета на реализацию мер государственной поддержки малого бизнеса фактически являются возвращением малому бизнесу части созданного им макроэкономического эффекта.